Курсовая работа Внедрение современных инновационных технологий в управление общеобразовательным учебным заведением
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Отдел: директора и заместители директоров общеобразовательных
учебных учреждений
КУРСОВАЯ РАБОТА
Внедрение современных инновационных технологий в управление
общеобразовательным учебным заведением
Выполнила:
слушатель курсов 1.3.4. «Инновационные подходы к управлению учебным учреждением»
БОНДАРЕНКО В.Л.
Руководитель: _____________________________
_____________________________
Донецк -2015
Аннотация
Бондаренко В.Л. Внедрение современных инновационных технологий в управление общеобразовательным учебным заведением: Курсовая работа. – Донецк, Донецкий ИППО, 2015.- 31 с.
В работе раскрываются наиболее характерные инновационные технологии, которые применяются в школьном образовании.
Особое внимание уделено трактовке понятия «инновация», его отличие от термина «новшество».
В роботе выделяется проблема развития творчества в управленческой деятельности, как способа инновационного развития ученого заведения. В разделе ІV «Анализ полученных результатов» приведены результаты работы педагогического коллектива конкретной школы.
Табл. 4, Библиогр.: 21 наим.
Бондаренко В.Л. Впровадження сучасних інноваційних технологій в управління загальноосвітнім навчальним закладом: Курсова робота. - Донецьк, Донецький ІППО, 2015.- 31 с.
У роботі розкриваються найбільш характерні інноваційні технології, які застосовуються у шкільній освіті.
Особливу увагу приділено трактуванню поняття «інновація», його відмінність від терміна «нововведення».
У роботі виділяється проблема розвитку творчості в управлінській діяльності, як способу інноваційного розвитку навчального закладу. У розділі ІV «Аналіз отриманих результатів» наведені результати роботи педагогічного колективу конкретної школи.
Табл. 4, Бібліогр .: 21 найм.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ І. Основная часть.3
РАЗДЕЛ ІІ. Наиболее характерные инновационные технологии в школьном образовании..5
2.1.Переход к диалогическим формам взаимодействия5
2.2.Технология проектных команд .5
2.3.Информатизация школы...10
2.4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.11
2.5.Внедрение технологий творческих коалиций11
2.6.Технология исследовательской деятельности ...11
2.7.Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета...11
2.8.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника.11
2.9.Мониторинг интеллектуального развития..11
2.10.Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика...11
2.11.Дидактические технологии как условие развития учебного процесса общеобразовательного учреждения.11
2.12.Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.11
2.13.ПОРТФОЛИО - новое направление оценочной деятельности...11
РАЗДЕЛ ІІІ. Определение инновационного потенциала образовательного учреждения.11
РАЗДЕЛ ІV. Анализ полученных результатов ..11
РАЗДЕЛ V. Вывод.11
РАЗДЕЛ VI. Библиография..11
4
РАЗДЕЛ І
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Прежде чем говорить об инновационных технологиях в управлении общеобразовательным учебным заведением, необходимо дать четкое определение термина «инновация».
Существует ряд заблуждений, неправильных трактовок и понимания данного термина. Первое неправильное суждение: инновация и новшество (новация) это одно и то же; второе: инновационная деятельность и производство, т.е. создание новшеств (новаций) также одно и то же, тогда это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). Третье недоразумение связано с языковым натурализмом: так как инновация это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.
Термин «инновация» в латинском языке появился в середине XVII века и обозначал вхождение нового в некоторую сферу деятельности, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Следовательно, инновация с одной стороны является процессом вновления, реализации, внедрения, а с другой это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.
Другие источники трактуют данный термин следующим образом:
Иннова
·ция, нововведение ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
Иннова
·ция введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
5
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Именно Шумпетером был впервые введен данный термин в экономике.
Инновация это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
· научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
· проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
· образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
«Инновационное образование» - образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Следовательно, инновационное образование это развивающее и
6
развивающееся образование.
«Инновационная образовательная технология» - комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
Современные методы обучения активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Перевод школы как педагогической системы в новое качественное состояние предполагает владение руководителями и педагогами технологией проблемно-ориентированного анализа. Как известно, проблема “сидит” в результате. Видишь проблему – ищешь пути ее устранения. Анализ образовательной ситуации, выявление проблем и противоречий образовательного процесса позволяет выявить в системе школы компоненты, подлежащие инновационным изменениям, а именно изменениям подлежат:
содержание образования;
технологии обучения;
организация образовательного процесса;
подготовка учителя к внедрению современных технологий обучения;
система воспитательной работы;
система дополнительного образования;
управление программным развитием школы.
7
РАЗДЕЛ ІІ
НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса образовательного учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
2.1.Переход к диалогическим формам взаимодействия.
К диалогическим формам взаимодействия относятся организационно-деятельностные игры (ОДИ). ОДИ помогают педагогам формировать способность вести диалог с коллегами, осознанию наличия разных решений и позиций не обязательно совпадающих с собственными. ОДИ позволяют:
1.Ориентироваться на принятие альтернативных решений.
2.Расширять горизонты видения и понимания за счет включения дополнительных ресурсов, не принимаемых во внимание раннее.
В результате формируется коллектив единомышленников, который желает работать по-новому.
В условиях полилога, диалога, разноплановых уровней сознания рождается новая стратегия развития школы, выраженная в программе развития.
Цель - новое качество образования, понимаемое как достижение уровня, обеспечивающего удовлетворение запросов личности, общества и государства. Основными принципами управления школой являются:
Принцип новых задач.
Принцип программно-организованного образования.
Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип непрерывного развития (постоянного обновления).
8
Принцип горизонтальных связей: участие в управлении учителей и делегирование полномочий.
Принцип первого руководителя.
Принцип постоянного повышения квалификации.
Принцип ключевых дел и событий.
Принцип поддержки инициатив.
Принцип содержательного партнерства.
Принцип содержательных коалиций.
Принцип наращивания инновационного опыта и др.
Внедрение принципов в управление школой позволяет создать новую развивающую среду.
Повышение квалификации педагогического коллектива пропорционально успешному достижению целевой линии развития школы, в основе которой лежит стратегия успеха.
Стратегия успеха - основа раскрытия, взращивания внутренних ресурсов личности педагогов и обучающихся.
2.2. Технология проектных команд – разновидность модульной технологии управления. Маленькая команда как основной элемент организационной культуры таит в себе большие возможности. Именно командный метод работы позволяет без специальных материальных затрат добиваться успехов в развитии каждой личности. Педагог – человек команды, умеет слушать, уважать мнение другого. В школе создаются исследовательские проекты, авторские программы. Проводятся авторские семинары презентации и мастер классы, внедряются авторские школы. Школа открыта сообществу педагогов, руководителей и учащихся. Результатом командно-проектной деятельности является создание прогрессивной системы ценностей, позволяющей предвидеть развитие ресурсов школы. Школа – субъект инновационно - экспериментального пространства системы образования может рассматриваться как ресурсный центр по внедрению профильного обучения и повышения
9
управленческих кадров.
2.3.Информатизация школы.
Информатизация учебного учреждения предполагает:
компьютеризацию школы;
выход в Интернет;
подключение к информационным сетям, внутренняя локальная сеть;
использование мультимедиа по предметам школьного учебного плана;
повышение квалификации кадров;
расширение использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
2.4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал:
10
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор ВУЗа, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.
Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей. Далее - это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона. И, наконец, собственно педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
11
Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.
Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза .
В педагогике развития это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.
В образовательной практике это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.
Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.
Примеров проектной работы, которая ведется в современном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:
· на уровне отдельного педагога это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;
12
· на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;
· на уровне управления в образовании это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;
· на уровне политики в образовании это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.
2.5.Внедрение технологий творческих коалиций.
Это позволяет создавать в педагогическом коллективе мобильные группы для решения оперативно-тактических конкретных задач, которые держат целевую линию развития школы, решают конкретные задачи, возникающие по ходу деятельности. Это научно-методический совет, лаборатория инноваций и совет эксперимента, тесно взаимодействующие с кафедрами развивающего обучения, развития и воспитания личности школьника. Идет наращивание инновационного потенциала.
2.6.Технология исследовательской деятельности позволяет педагогическому коллективу выйти на новый уровень, уровень обобщения опыта. Продуктом являются печатные издания.
2.7. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный, она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении
13
учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
2.8.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника.
Применение такой инновационной технологии, как информационно-аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
2.9. Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. При этом мониторинговые исследования проводятся параллельно заместителем директора по УР и учителями-предметниками. Заместитель директора анализирует динамику изменения качества обучения по параллелям и предметам, учителя-предметники – динамику изменения качества обучения каждого учащегося по предметам.
2.10. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
14
2.11.Дидактические технологии как условие развития учебного процесса общеобразовательного учреждения.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
2.12. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
2.13.ПОРТФОЛИО - новое направление оценочной деятельности.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопительная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
15
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих об его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
· целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
· мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
· содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
· развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);
· рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует все же добавить:
· обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
· корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
16
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
· портфолио достижений;
· портфолио – отчет;
· портфолио – самооценка;
· портфолио – планирование собственной работы.
Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую.
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
· ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
· ученик собирает материал;
· в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «Психологическое зеркало самого себя».
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Ученик должен научиться:
· отбирать и оценивать информацию;
17
· точно определять цели, которые он хотел бы достичь;
· планировать свою деятельность;
· давать оценки и самооценки;
· отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
В данном контексте рассматривается портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления.
Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.
Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.
Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.
Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:
· источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);
· инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);
18
· деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);
· инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);
· новый тип или новая форма общественной практики.
Пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований из истории отечественного образования:
· источник инновации уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;
· инновационное предложение научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;
· технология осуществления разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;
· инновационный процесс открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
· новая форма практики «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.
В заключение возникает вопрос есть ли у образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития? И если есть, то при каких условиях это оказывается возможным? Отмечают три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного образования.
В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности
19
и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.
В системе профессионального образования и профессионального развития:
· это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик;
· это формирование психологической грамотности, шире психологической культуры педагогического труда;
· это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов.
В области образовательной политики:
· это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в стране.
Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем
· в контроле, в оценке результатов.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования
· в области развития определенных способностей учеников и педагогов;
· в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей.
3.По области педагогического применения
· в учебном процессе.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса
· в коллективном обучении (личностно-ориентированно);
- в индивидуальной, фронтальной, групповой форме;
· в семейном обучении.
5. По функциональным возможностям
· нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.).
20
6. По способам осуществления
· систематические.
7. По масштабности распространения
· на международном уровне;
· в школе.
8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения
· системные, охватывающие всю школу как образовательную систему.
9. По социально-педагогической значимости
· в образовательных учреждениях любого типа.
10. По признаку инновационного потенциала
· комбинаторные
· нововведения.
11. По отношению к своему предшественнику
· замещающим;
· открывающим.
21
РАЗДЕЛ ІІІ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Инновационный потенциал образовательного учреждения определяется при анализе образовательного учреждения по следующим позициям:
1.Направленность инновации на изменение образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа:
· направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся;
· интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение количественной и качественной оценки способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
· решение важных педагогических задач:
- создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность;
- расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута.
2.Ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения:
· изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, изменение требований к результативности, а в целом – к качеству образования;
· форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования;
22
· портфолио учителя – как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории;
· активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка (более адекватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка и более активное сотрудничество со школой).
3.Ресурсные возможности образовательного учреждения:
· систематическая работа по повышению квалификации учителей;
· опыт создания электронного портфолио;
· сетевое компьютерное оснащение кабинетов (компьютерные классы, персональные компьютеры в кабинетах преподавателей-предметников, административная сеть);
· методическое обеспечение курса:
- рабочая папка;
- официальные бланки портфолио (приложение к свидетельству 9 класса);
- рейтинг выпускника основной школы (Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио));
- диагностические материалы;
- таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»;
- памятки и инструкции для учащихся;
- методические рекомендации по ведению портфолио;
- примерные варианты занятий с учащимися.
4.Взаимосвязь инновации с достижениями и конкурентными преимуществами образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития:
· перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающая задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения;
· построение образовательного рейтинга выпускников 9-ых классов;
23
· оптимизация механизмов формирования 10-х профильных классов;
5.Оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста:
·ОУ давно занимается поиском способов аутентичного (индивидуализированного) оценивания, ориентированного не только на процесс оценивания, но и на самооценивание (применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни);
· накоплено много методических находок, уже разработаны педагогические технологии, позволяющие избавиться от навязчивых ярлыков типа «слабый троечник» или «крепкий хорошист».
6.Первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям:
· внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и познавательных умений;
· проблема учебного времени: требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки;
· реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его индивидуального прогресса:
- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку;
- в учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
- неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.
24
РАЗДЕЛ IV
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №2 отдела образования администрации города Кировское строилась в комплексе с шахтой "Ждановская-капитальная", в настоящее время ПАТ ДТЭК "Шахта "Комсомолец Донбасса".
Юридический адрес: 86300, ДНР, г.Кировское, ул. Шахтерская, 22.
Дата рождения школы - 13 января 1980 года. Проектная мощность школы – 30 классов, 1126 ученика. В 2014-2015 учебном году в школе 577 учеников обучалось в 28 классах, средняя наполняемость составляла - 20,6.
В 2007 году школа прошла аттестацию. Согласно приказа отдела образования Кировского городского совета №453 от 28.12.2007 «Про підсумки атестації загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів №2 Кіровської міської ради Донецької області» школа аттестована с высоким уровнем образовательной деятельности.
На выполнение Программы «100 відсотків» все учителя школы успешно овладели основами ИКТ, получили сертификаты о прохождении тренингов «Цифровые технологии».
На протяжении длительного периода школа работала за программой научно-исследовательской и экспериментальной работы за темой «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности» под руководством Киричука В.О. – кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы, доцента кафедры психологии института одаренного ребенка АПН Украины.
Школа имеет высокий кадровый потенциал: 36% составляют учителя высшей категории, 9% - учителя, имеющие звание «учитель-методист», 20% - «старший учитель», 9% - «Отличник образования Украины».
В школе созданы ШПМК (школьные предметно-методические комиссии) и «Школа молодого учителя». У руководству городскими предметно методическими комиссиями на протяжении нескольких лет задействованы лучшие
25
учителя школы (Чумакова Г.В., Софенина А.Г., Крамар Г.П., Огула О.С.). В 2014-2015 учебном году руководителем городского консультационного пункта учителей физико-математического цикла назначена Чумакова Г.В.
В учебно-воспитательный процесс широко внедряются ИКТ. В школе оборудованы два компьютерных классах, имеются компьютеры и в некоторых кабинетах. Школа имеет в наличии 3 проектора. Педагогические советы, уроки проходят с использований современной компьютерной техники.
Администрацией школы проводятся ежегодные мониторинговые исследования учебных достижений учащихся по предметам, по параллелям, что позволяет сделать выводы об уровне учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинговые исследования проводят и учителя для пополнения собственных портфолио, которые используют как результативность работы при аттестации.
Учителями школы организована работа по формированию портфолио ученика, где накапливаются результаты их достижений (учитель английского языка Лысенко В.А.).
В школе внедряется технология исследовательской деятельности – основная часть учителей распространяет собственный опыт работы на страницах предметных газет и журналов.
Сравнительная таблица размещения собственных методических разработок учителями школы в предметных журналах
Таблица 1
2012-2013
2013-2014
2014-2015
9
9
4
Ежегодно учителя школы участвуют в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Лучший работник года»:
«Учитель года»
Таблица 2
2012-2013
2013-2014
2014-2015
3
3
-
-Крамар Г.П., номинация
-Чудаева З.Б., номинация
-
26
«Учитель физики», 12 место;
-Василина С.И., номинация «Учитель русского языка и литературы», учасник;
-Сливина Л.И. – номинация «Учитель информатики», 13 место из 42.
«Учитель начальных классов», учасник;
-Софенина А.Г., номинация «Учитель географии», учасник;
-Скляр Л.М., номинация «Учитель украинского языка и литературы», учасник.
В конкурсе «Лучший работник года» в 2012-2013 учебном году приняла участие Рудакова Н.В. в номинации «Лучший учитель иностранного языка в младших классах», результат – ІІ место. В 2013-2014 учебном году Жданова Л.И, номинация «Лучший преподаватель художественной культуры». Учитель физкультуры Россохатая Л.А. в 2012-2013 учебном году стала участником областного этапа конкурса «Лучший урок физкультуры с элементами футбола».
На протяжении 2004-2012 годов школой проведены ряд региональных семинаров с участием кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы, доцента кафедры психологии института одаренного ребенка АПН Украины Киричука В.О., на которых были рассмотрены ряд вопросов, подведены итоги по работе с программой «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности».
В 2013-2014 учебном году в школе для руководящих кадров города был организован и проведен городской семинар «Модернизация образовательной среды и оптимизация условий обучения путем разработки и внедрения новых здоровьесохраняющих технологий».
Ежегодно в школе отслеживается прохождение учителями курсовой переподготовки.
Педагогические работники школы продолжают работать в областных творческих группах при Донецком ИППО:
27
-«Индивидуализация инклюзивного обучения» ( г.Донецк, Соболева Н.П.);
- Использование здоровьесохраняющих технологий в начальной школе» (г.Донецк, Огула О.С.).
Сравнительная таблица привлечения учителей школы к работе в творческих группах Донецкого ИППО
Таблица 3
2012-2013
2013-2014
2014-2015
3 (6%)
3 (5%)
2 (5%)
Ежегодно активизируется работа коллектива по вовлечению учеников школы для участия в творческих и интеллектуальных конкурсах. На протяжении нескольких лет ученики являются победителями областных, Республиканских олимпиад. Так в 2014-2015учебном году 7 учеников школы приняли участие в Республиканских олимпиадах, из них – 4 в двух олимпиадах:
Таблица 4
№
Предмет
Класс
ФИО ученика
Результат
1
Украинский язык и литература
10-Б
Переход Юлия
Диплом ІІІ степени
2
Физика
10-А
Черников Павел
Диплом ІІ степени
Физика
10-А
Негру Вячеслав
Диплом ІІ степени
3
Информатика
10-А
Тарасюк Марк
Сертификат участника
Информатика
10-Б
Яроцкая Анастасия
Сертификат участника
4
История
8-А
Волков Валентин
Сертификат участника
История
8-А
Негру Вячеслав
Сертификат участника
5
Английский язык
9-Б
Клипач Анастасия
Сертификат участника
6
Химия
10-А
Черников Павел
Сертификат участника
7
Информационные технологии
10-Б
Яроцкая Анастасия
Диплом ІІ степени
8
Информационные технологии
8-А
Волков Валентин
Сертификат участника
Школа имеет 8 призеров конкурса «К Донецкой Народной республике с любовью!».
С целью поддержки интеллектуальной молодежи Донецкой Народной Республики (Республиканская программа «Молодежная инициатива возрождения
28
Донбасса») ученица 10-Б класса Переход Юлия под руководством учителя географии Софениной А.А. подготовила свою бизнес-идею, направленную на становление и развитие экономики и социальной сферы Донецкой Народной Республики «Открытие мини-блинной старшеклассниками на базе ОШ». В результате Переход Юлия награждена Грамотой за лучшую работу за подписями Министра образования и науки ДНР, Министра экономического развития ДНР, Министра информации ДНР, Министра связи ДНР, Министра культуры ДНР.
Ученица школы Любченко Л. (10-Б) приняла участие в Интернет-соревнованиях «Поэтический вернисаж юных филологов «Мой край, моя земля», в результате участия ученица определена Лауреатом данного конкурса.
29
РАЗДЕЛ V
ВЫВОД
Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения и желания работать, творить и постигать новое коллектива школы.
30
РАЗДЕЛ VI
БИБЛИОГРАФИЯ
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984.
Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010. – с.148-150.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». – 2003.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. – 2010.
Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.
Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191.
Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009.
10. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. М., 1991.
11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982.
31
12. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой - М., 1991.
13. Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. М., 1984.
14. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. М., 1992.
15. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 1991.
16.http://erono.ru.
17.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/22/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologiy-v-0.
18. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
19. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
21. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Заголовок 115