Преемственность в обучении математики между начальной школой и 5 классом
При переходе детей из начальной школы в среднюю у них начинаются проблемы с поведением и успеваемостью.
Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следующим аспектам:
- преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
- единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.
Какие изменения произошли с учащимися 5-х классов?
Перед тем как озвучить результаты, хочу обратить ваше внимание, что в связи с образованием кадетского класса составы коллективов поменялись. Для достоверности результатов я пользовалась списками классов 2015-2016 учебного года.
Рассмотрим анализ результатов итоговой контрольной работы в 4-х классах и входной контрольной работы в 5-х классах.
Сравнение качества знаний в 4-х кл. и 5 кл. по итогам итоговой и входной контрольных работ
4 классы
5 классы
Разница
4-5 А
74%
62%
-12%
4-5 Б
56%
76%
+20%
Итого:
65%
69%
+4%
По сравнению с прошлым годом качество знаний в 5 классах в целом повысилось на 4%. В 5А понизилось, в 5Б повысилось. Изменение качества знаний по классам связано с дезадаптацией детей в новых условиях учебной деятельности.
Подтвердили результаты: 10 человек в 5А классе и 10 в 5Б.
Понизили результаты: с «5» на «4»: 5А: Голдаева София
Каленков Давид
Мироненко Владислав
Сарычева София
5Б: нет
С «4» на «3»: 5А: Бордей Дмитрий
Волошина Дарья
Ткаченко София
Толмачев Андрей
Шеховцова Виктория
5Б: нет
Повысили результаты: с «3» на «4»: 5А: Красюков Артем
Лустин Иван
5Б: Гусаков Сергей
Мельниченко Руслан
Поваляев Кирилл
С «4» на «5»: 5А: Столбченко Екатерина
Шкурко Евгения
5Б:Бабак Наталья
Выборнов Дмитрий
Капнин Антон
Роднова Мария
Анализ входной контрольной работы по математике в 5 классах показал следующее:
Анализ результатов
входной контрольной работы по математике
Класс
Количество по списку
(чел.)
Писали
(чел)
получили оценки
УУ,
%
УКЗ,
%
5
4
3
2
чел,
%
чел,
%
чел,
%
чел,
%
5 «А»
24
24
4
16%
10
42%
10
42%
0
100
62
5 «Б»
22
22
8
38%
8
38%
6
24%
0
100
76
5 «АБ»
46
46
12
27%
18
39%
16
34%
0
100
66,0
Как видно из таблицы, уровень успеваемости по математике в 5-х классах составляет 100% (в 5 «А» классе - 100%, в 5 «Б» классе - 100%), уровень качества знаний составляет 66% (в 5 «А» классе 62%, в 5 «Б» классе – 76%).
12 обучающихся получили оценку «5».
17 обучающихся получили оценку «4».
Обучающиеся 5-х классов справились с заданиями по темам: «Уравнение», «Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел».
Сравнение четвертных оценок
Класс
1 четверть
2 четверть
Качество
успеваемость
Качество
Успеваемость
5а
79%
100%
67%
100%
5б
55%
100%
55%
100%
итого
67
100%
61
100%
Качество знаний в 5Б классе осталось неизменным, однако изменения все же есть.
Понизили с 4 на 3 – 1 человек.
Понизили с 5 на 4 – 1 человек.
Повысили с 3 на 4 – 1 человек.
Качество знаний в 5А классе понизилось на 12%.
Понизили с 4 на 3 – 3 человека.
Понизили с 5 на 4 – 1 человек.
Повысили с 4 на 5 – 1 человек.
Более подробные результаты представлены в таблицах мониторинга контрольных работ.
Результаты
сравнительного анализа по математике на конец II четверти
№
класс
Всего уч-ся
отличников
хорошистов
троечников
кз
1
4а
23
6
8
9
61
2
4б
19
4
9
8
62
2
5а
24
4
12
8
67
3
5б
22
4
8
10
55
Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся: развивающий и воспитывающий аспект обучения проявляется в показателях достигнутого учеником уровня образованности.
При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. В настоящее время преемственность математического образования в начальной и основной школе обеспечивается организационными формами работы, характерными для начальной школы, привычными для учащихся приемами учебной деятельности. Вместе с тем целесообразно опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, терминов, учитывать более высокий уровень образования школьников, логику развития изучаемого материала.
Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Ещё в современных условиях в связи с резким снижением числа здоровых детей, увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания, неврозы из-за гиподинамии, нарушения состояния экологической и социальной среды возникают проблемы связанные с успеваемостью и поведением.
15