Урок математики на тему Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитания
Урок математики
Тема Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитания.
Цель темы
Повторить изученные приемы сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел;
Планируемый результат Задачи:
Развивать познавательную активность учащихся;
Воспитывать интерес к математике, к учебе, память и внимательность. закрепить умение разбивать фигуры на части, составлять целую фигуру из частей, устанавливать взаимосвязи между целой фигурой и её частями; закрепить навыки счёта в пределах 9, сравнения чисел и выражений; развивать мышление логическое, внимание, память, речь, творческие способности.
Основные понятия Число и цифра, «выражение» , геометрические фигуры
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, Л.Г.Петерсон рабочая тетрадь для 1 класса« Математика» 2 часть
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технология проведения
Деятельность
ученика Деятельность
учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Формирование УУД
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. I этап. Организационный момент.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Все они хотят увидеть, как вы работаете на уроке, как вы любите математику.
I этап. Организационный момент.
Коммуникативные УУД: Согласованность усилий по достижению общей цели
Личностные УУД: Развитие учебных мотивов познавательных интересов
II этап. Актуализация знаний.
Цель – развивать анализирующее восприятие, внимание Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать фронтальную работу по нахождению закономерностей,
показать объекты для сравнения
II этап. Актуализация знаний.
Наш урок будет похож на сказку,Нам без знаний никуда.Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указкуОтправляемся туда.И так, готовы вы отправиться в сказку?Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо:2 раза топнуть левой ногой, 3 раза хлопнуть над головой.Повернуться в правую сторону, левую, назад.Произнести: 1, 2, 3 - сказка в гости приходи!
Мы вместе с героями сказки «Колобок» отправимся в мир математики. Все вы хорошо знаете эту сказку, в которой старуха, по просьбе старика, по амбару помела, по сусекам поскребла и замесила на сметане тесто. Испекла из теста колобок и положила на окошко студиться. Колобок полежал, полежал да и покатился с окна на завалинку, с завалинки на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц.
-Колобок, колобок, я тебя съем, если ты не выполнишь мое задание. Задумался колобок , не может никак решить. Поможем, колобку?
3. Устный счет.
Давайте проверим , кто самый внимательный. (ВЕЕР)
Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?
Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой, волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел- он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей. Посчитай-ка всех зверей!
5. Маленькому слонёнку исполнилось 14 лет. Сколько лет ему было 10 лет назад?
6. Слонёнок, стоя на двух ногах, весит 100 килограммов. Сколько килограммов он будет весить, если встанет на 4 ноги?
- У всех тигрят, которые родились у тигрицы, мы насчитали 12 лап. Сколько тигрят родились у тигрицы?
Обрадовался колобок, что вы умеете хорошо считать хотел было дальше покатиться, а заяц ему говорит: «-Вот тебе, колобок, еще одно задание. Справишься с ним отпущу.»II этап. Актуализация знаний.
-Какую роль играет знание математики в вашей жизни? Для чего они вам нужны?
III этап. Изучение нового материала.
Цель – учить записывать и читать выражения, равенства и неравенства Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока
III этап. Повторение пройденного.
Перед вами выражения
6 + 3 =
7 – 3 =
Разделите их по группам ( на “+” и “ - ”)
Вспомним названия компонентов действия “ + ” и “ – ”.
Прочитаем выражения по-разному.
Найдём значения выражений.
-Над какой темой мы работаем?
-Какие цели мы поставим перед собой?
-Какие это числа? (однозначные)
-С какими числами мы ещё не знакомы? (двузначными)
Хлопните в ладоши один раз, когда я называю однозначное число и два раза - когда называю двузначное: 2,17,18,10, 1, 7, 20,19, 4
Внимательно слушал колобок, как вы выполняли задания и все запомнил.
Отпустил заяц колобка, и покатился он себе дальше, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
-Не ешь меня, серый волк. Я любое твое задание выполню.
- Назовите самое большое однозначное число.
-Тогда, вот тебе задание №8 из учебника.
Дополни до 9. Игра Аквариум
Дополни до 9.
3 7 2 4 5 1 8 6 9
-Ребята, выполним задание, выручим колобка, чтобы он не достался волку на обед. (дети выполняют задание)
Колобок снова пустился в путь. Катится колобок, песенки поет. И МЫ ВМЕСТЕ С НИМ отдохнем.
6.Физкультминутка.
IV.Работа по теме урока.
Рабочая тетрадь стр. 26.
Катится, катится колобок, а навстречу ему попадается медведь.
-Колобок, колобок, я тебя съем, если ты не поможешь мне справиться с геометрией!
-Не хочу я, медведь, решать твои задачи, надоело мне!
-Ребята, помогите колобку справиться с заданием, а то он рассердится и не отпустит колобка.
Открытие нового.
1. Разбивка фигур на части.
* № 1–2, с. 26.
– Конструирование новых фигур.
Используется для практической работы заранее подготовленный геометрический материал.
2. Составление равенств.
* № 3, с. 26.
– Какая это геометрическая фигура?
– Что в ней необычного? (Разделена на две части: синего и жёлтого цвета.)
– Какие фигуры являются частями целого?
– Как же получился квадрат – целое? (Чтобы получить целое, нужно сложить его части => а + б = к или б + а = к.)
* Аналогично. Можно предложить для самостоятельной работы или в паре. III этап. Изучение нового материала.
Личностные УУД: Развитие готовности к сотрудничеству
РегулятивныеУУД: Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников
Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД: Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками
V этап. Закрепление изученного.
Цель –выполнять графические работы, поиск закономерностей Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
V этап. Закрепление изученного.
Катится дальше колобок, а навстречу ему лиса:
Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький.
А колобок говорит: «Задай мне какое-нибудь задание, а я с ним быстро справлюсь.»
-Ладно, -говорит лиса-посмотри на задание №4, и сам его выполни.
1. Решение примеров в два действия.
* № 4, с. 26.
1-я строчка – I вариант
2-я строчка – II вариант В з а и м о п р о в е р к а.
Ошибки не исправляются, а только подчёркиваются, как сомнительные, затем обсуждаются.
Ох, и трудное задание дала лиса. Но лиса не унимается, не хочет колобка отпустить, придумала еще задание.
2. Решение примеров по числовому отрезку.
* № 5, с. 26. Выполнение с комментированием у доски.
– Прочитайте выражение. (8 + 1 – 4.)
– Объясните решение. Как будете рассуждать? (Начинаем путь из точки 8 вправо на одну единицу. Попадаем в точку 9. Теперь из этой же точки 9 влево двигаемся на 4 единицы. Попадаем в точку 5. Записываем результат. Итак: 8 + 1 – 4 = 5.)* Аналогично решается другое выражение.
А лиса опять за свое: Сядь ко мне поближе, я что то стара стала, ничего не слышу, не вижу как вы выполняете задания. Колобок вскочил лисе на мордочку, да еще просит задание.
Ребята скорее выполним задание, чтобы лиса не съела колобка.
9. Физкультминутка для глаз.
3. Взаимосвязь между целым и его частями.
* № 6, с. 27.
– Что представляет собой целая фигура? (Треугольник.)
– Из скольких частей состоит большой треугольник?
– Назовите эти части.
– Как найти целое? части?
– Вставьте пропущенные буквы.
Задание выполняется фронтально, с комментированием.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием и спасли колобка.
А он уже покатился дальше и решил пойти в школу, чтобы научиться также как и вы ребята, быстро считать и легко решать задачи, чтобы не страшны ему были звери со своими хитроумными заданиями. И начал он свое обучение с правописания.
Ребята, давайте покажем колобку, как надо правильно писать цифры. (дети пишут цифры 5 и 9)
V этап. Закрепление изученного.
Регулятивные УУД; Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Познавательные УУД: Развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные УУД: Согласованность усилий по достижению общей цели
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-
- Вспомним, в чем мы помогли колобку?
- Что показалось трудным?
- Какое задание было самым интересным?
- А с каким настроением вы уходите с урока выразите на лице колобка и поместите на доску.
Регулятивные УУД Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников