Урок по теме Наша русская матрешка не стареет сотню лет
Урок русского языка по теме : «Наша русская матрешка не стареет сотню лет…» в 6 классе.
Урок развития речи рассчитан на 2 часа по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.)Цель: соединение языка, культуры и личности обучающегося на уроке через создание культурологического фонаЗадачи: подготовить обучающихся к словесному рисованию, дать точное и яркое представление о матрёшке,
познакомить с историей создания этой игрушки, развивать у детей устную речь, познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность,
воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.
Тип урока: комбинированный урок развития речи
Форма проведения: урок-ярмарка
Оборудование урока:
- рисунки и иллюстрации с изображением матрёшек;
-деревянные матрёшки, расписные сувениры;
-презентация «Русская матрешка»;
-бумажные шаблоны матрешек- 6шт.;
-проектор.
Эпиграф: Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах, На весь мир молва идет. Наша русская матрешка, Не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском, Весь находится секрет.
План урока.
№ этап урока содержание и цель методы и приемы время
(мин)
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности, создание культурологического фона. Имитация ярмарки. Слово учителя. 1
2. Знакомство с целями и задачами, запись темы и эпиграфа урока. Нацеливание ребят на урок. Слово учителя. 2
3. Знакомство с историей создания матрешки. Ознакомление ребят с историей появления матрешек, развитие познавательного интереса. Сообщение ученика с использованием презентации. 3
4. Знакомство с видами матрешек. Знакомство обучающихся с разновидностями русских матрешек, развитие наблюдательности. Ролевое представление матрешек ученицами. 3
5. Актуализация знаний ребят Повторение типа речи -описания и его особенности. Беседа с классом. 2
6. Физкультминутка. Сбережение здоровья детей и профилактика утомляемости. Имитация танца матрешек. 1
7. Собирание рабочего материала. Подготовка к словесному рисованию предмета. Беседа. Заполнение в «Страничке ученика» таблицы ключевыми словами. 10
8. Словарная работа. Обогащение словарного запаса ребят. Работа по выяснению лексического значения непонятных слов. 2
9. Работа с учебником. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с текстом. Использование художественных средств текста: выписывание опорных слов. 3
10. Словесное рисование матрешки. Развитие устной речи обучающихся. Коллективная работа: составление устного текста по плану. 10
11. Творческое задание. Создание проблемной ситуации. Слово учителя о марийских матрешках. Показ слайдов с авторскими работами. 2
12. Релаксация «Тонкая бумага» Психологическая подготовка детей к выполнению творческого задания. Выполнение упражнения. 1
13. Домашнее задание. Развитие творческих способностей и фантазии обучающихся. Создание эскиза марийской матрешки и 2
14. Обобщение урока. Выяснение результатов урока. Слово учителя. Беседа с классом. Выставление оценок. 3
15. Подведение итогов. Получение «Обратной связи» Рефлексия. Ход урока.
I.Организационный момент. Вводная часть.
На демонстрационном столе выставлены разные матрешки, деревянные изделия. Детям предлагается посетить ярмарку (игра). Беседа сопровождается стилизованными народными мелодиями, демонстрацией народных деревянных игрушек.
Учитель (в роли торговца):
Подходите, подходите! На товары поглядите! Привезли издалека Мы не ситцы, не шелка, И не кольца, и не брошки, А веселые матрешки.
Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке была в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах располагались самые яркие деревянные игрушки. Особенно выделялись расписные матрешки.
Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой - будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую, - И сумеешь ты найти куколку четвертую... Прячется в ней пятая куколка пузатая, А внутри пустая, в ней живет шестая...Матрешка – уникальная русская игрушка, которая стала символом нашей страны наряду с русской березкой и русским самоваром, с лютыми морозами и лошадиными тройками, балалайками и валенками.
Откуда такая странная популярность? Расскажите, что вы знаете о матрешке? (Учащиеся могут знать некоторые сведения об этой игрушке из уроков изобразительного искусства. Они рассказывают то, что им известно.) II. Знакомство с целями и задачами урока. Запись темы урока и эпиграфа. Учитель: Сегодня, ребята, мы на уроке-ярмарке узнаем о матрешке все и будем готовиться к словесному рисованию одной из главных игрушек России. А ярмарка всегда проходит оживленно, весело. Не бойтесь задавать вопросы. Вы поймете, почему «наша русская матрешка не стареет сотню лет» и научитесь словами обрисовать этот сувенир. Запишем тему и эпиграф урока.
III. Знакомство с историей русской матрешки.
(сообщение ученика с презентацией)
Учитель: Ребята, мы познакомились с биографией матрешки. В судьбе русской куклы приняли участие …(слайд) запомните их имена (можно записать в тетрадь)
Сергей Мамонтов - русский промышленник, жена которого привезла из Японии игрушку-фукуруму.
Василий Звёздочкин - создатель первой русской матрёшки.
С.Малютин - художник, который расписал первую матрёшку.
IV. Знакомство с разными видами матрешек.
(Четыре ученицы выходят рассказывать о четырех разных матрешках)
Вместе все: Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к вам пришли матрешки. Одежки деревянные, Щечки румяные! 1Матрешка из Сергиев Посада: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиев Посад, ныне Загорск. Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение- это нитка красивых бус. Форма моя добротная, крутобокая, устойчивая (слайд ). У загорской (Сергиевской) матрёшки скромный наряд. Она расписана чистыми яркими гуашевыми красками. Чёрная графическая наводка подчёркивает детали одежды и черты лица милой, добродушной матрёшки.
2 Матрешка: А я Полхово - Майданская матрешка. Ну, подружка, по форме и краске тебе со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная. Я тоньше, выше и стройней тебя, голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие, аниловые: синие, алые, зеленые. Платок на мне яркий - красный, юбка фиолетовая, фартук расцвел чудо букетом, на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хорошая я, полюбуйтесь на меня (слайд ) Яркие и сочные краски в полохов-майданских матрёшках звучат во всю силу. Лицо матрёшки окружают забавные кудряшки.
3 Матрешка: А я родилась в городе Семенове, и люблю ярко - красные цветы, между которыми вьются ветки с бутонами (слайд ) Узор наносится на естественную золотую фигурку.. чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в её букете. Основной цвет матрёшки – красный. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове у матрёшки традиционный платок, украшенный по кайме.
4 Матрешка: А я - Вятская матрёшка, самая северная из всех российских матрёшек, статная и привлекательная, самая оригинальная голубоглазая девушка-северянка с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо мое завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо. Вятскую матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и украшать, врезая узоры из соломки, а потом покрывать масляным лаком (слайд )Учитель: Да не спорьте вы, каждая из вас по-своему прекрасна. Но всех вас объединяет российское гражданство. А в чем же секрет молодости наших матрешек - россияночек ? Именно внешность выдает возраст. Об этом и поговорим.
V. Актуализация знаний обучающихся. Описание предмета.
этапы работа над описанием что надо делать?
1. Что значит описать предмет? Надо написать о том, какой предмет в целом и каковы его отдельные части.
2. По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста? По его композиции (построении) и специальным вопросам, которые можно к этому тексту задать.
3. Какая композиция характерна для описания? Вначале предмет характеризуется в целом, а затем описываются отдельные его части.
4. Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет? Какой предмет? Какова его форма? Какого он цвета?
VI. Физкультминутка.
Учитель: А теперь прошу всех встать. В.Маяковский писал:
Правилу следуй строго:
Работаешь стоя – отдыхай сидя,
Работаешь сидя – отдыхай стоя.
Что мы сейчас и сделаем ( исполняется импровизированный танец матрешек:
Мы матрешки – вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки
Посмотри, посмотри, чистые ладошки.
Мы матрешки – вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые сапожки,
Посмотри, посмотри, чистые сапожки.
Учитель: А теперь мы с вами соберем материал для словесного рисования русской матрешки.
VII. Подготовка к словесному рисованию. Собирание рабочих материалов.
Рассматривая матрешек, отвечая на вопросы учителя, дети дополняют в тетради рабочие материалы (раздаточный материал – таблица с планом описания и ключевыми словами, то есть «Страничка ученика»)
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМожно ли сказать о матрешке, что это обычная игрушка? Нет, эта игрушка необычная. Своеобразная, оригинальная, самобытная
Из чего изготавливаются матрешки? Из какого материала? Из дерева
Чем отличаются деревянные игрушки от пластмассовых, стеклянных и металлических? Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть
На Руси издавна любили делать игрушки из природных материалов: из глины, из соломы, из дерева. И не только потому, что эти материалы безвредны и доступны. Подержите игрушку в руках. Что вы чувствуете? Игрушка теплая!
В чем особенность конструкции матрешки? Несколько куколок, одна меньше другой, вкладываются друг в друга.
Что представляют собой куколки, поставленные в ряд?
Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу. Матрешка – не просто игрушка, но еще символ такой дружной, крепкой семьи. Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.
Какие цвета характерны для наших игрушек? Яркие, теплые цвета. Много разных цветов.
А когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок? Во время праздников.
Какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым?
Верно, слово «красный» раньше означало «красивый». Говорили: «красна девица»-красивая девица, «красный угол»- самый красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках. Красный цвет.
Какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? Праздничное, радостное настроение.
Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрешка такая яркая и нарядная. Почему еще? У матрешек приветливые , улыбающиеся лица, и мы, глядя на них тоже в ответ улыбаемся.
Опишите лицо игрушки.
Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Брови дугой. Щечки румяные, губки алые.
Такая внешность не случайна. Вспомните, как описываются в народных сказках русские красавицы? О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые.
Какой наряд характерен для матрешки?
Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны. Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной. Просторный сарафан, передничек, фартук, платочек.
Почему голова матрешки всегда в платочке? Раньше женщине неприлично было показываться на людях без головного убора.
Это тоже особенность древнерусской культуры. Считалось позором «опростоволоситься», то есть показать постороннему человеку простые волосы.
А какое значение в современном языке имеет слово «опрстоволоситься»?
Обычай остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова «опростоволоситься» Это означает «опозориться»
Какие украшения мы видим на матрешках? Одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой.
Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку матрешки?
Это опять-таки не случайно. На Руси ценились женщины дородные. То есть высокие и полные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, то она не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу. Фигурка куколки толстенькая, округлая.
Можем ли мы по внешности определить, какой характер у матрешки?
В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера _ доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. Русская матрешка добрая, сердечная, веселая, открытая, нежная, ласковая. Характер ровный, спокойный. Она очень приветливая, улыбчивая.
«Страница ученика» выглядит так:
№ План. ключевые слова
1. Матрешка своеобразная, самобытная, уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие
2 Конструкция состоит из нескольких куколок, одна меньше другой, вкладываются одна в другую
3 Материал изготовлена из дерева, сохраняет его живое тепло, вытачивают из липы или березы
4 Цвета яркие, теплые краски, создает ощущение праздника
5 Лицо круглое, глаза большие, выразительные; ресницы черные, длинные, изогнутые; брови дугой; щеки румяные, губки алые6 Фигура округлая, женственная, дородная
7 Одежда, наряд косынка, платочек, фартук(передник), рубаха, сарафан. украшена цветами, бутонами, нарядной вышивкой
8 Характер спокойный, радостный, излучает покой, домашнее тепло; добрый, нежный, ласковый
9 Судьба вечно молодая, не стареет, популярная игрушка, любимый сувенир,
VIII. Словарная работа. Учитель обращает внимание шестиклассников на лексическое значение и написание новых слов.Самобытная - своеобразная, не похожая на других.
Дородная – рослая, крупная, плотная.
Сувенир - художественное изделие, вещь как память о посещении страны.
Эскиз – предварительный набросок замысла художественного произведения или изделия.
Серп - ручное орудие труда в форме изогнутого полукругом ножа для срезывания ржи, пшеницы с корня.
Фукурума - японская деревянная кукла, состоящая из пяти фигурок.
XI. Работа с учебником. Упражнение 324 на с.135.
Учитель: Это отрывок из очерка Паустовского «Толпа на набережной. Однажды писатель отправился в Неаполь, что в Италии. Перед отъездом дочь вручила ему русскую матрешку и сказала:
-Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, подари эту матрёшку первой же итальянской девочке.
Задание: выбрать опорные слова из текста и добавить в рабочие материалы.
X. Cловесное рисование матрешки(коллективная работа)
Учитель: А теперь мы сами словами обрисуем игрушку. Используйте ключевые слова в своей работе, которые записаны в «Страничке ученика». Будем создавать коллективный портрет матрешки по данному плану. Вы знаете, что одежду матрешки украшали женщины художники, а лицо – мужчины. Так и сделаем.(Дети по очереди по каждому пункту плана рассказывают о матрешке)
Учитель: Думаю, ваша матрешка получилась самой красивой и привлекательной. На такую игрушку все обратят внимание на ярмарке.
XI. Творческое задание: Ребята, мы познакомились с матрешками, которые придуманы в разных местностях нашей России.
А давайте придумаем матрешку нашего края. Подумаем, как может выглядеть наша марийская матрешка, матрешка - марийка.
В 1960 годы появилась первая марийская матрешка, расписанная в национальных традициях. (слайд ) посмотрите, в основном они из керамики и считаются авторскими.
Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё. И это будет ваша авторская работа. Ваша матрешка будет единственной в мире.
Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные узоры, копируя их, например, с национальной одежды. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах. Что, если попробовать расписать матрешку, используя традиционные орнаменты разных марийцев: горных, луговых или восточных? ( показать национальную одежду мари и книгу по вышивке, символы вышивок)
XII. Упражнение – релаксация “Тонкая бумага”.
. Ученики садятся на стуле прямо, закрывают глаза, лист бумаги держат в руках перед собой. Учитель предлагает ученика сложить лист вдвое, оторвать маленький кусочек бумаги на линии сгиба, сложить лист еще раз, оторвать на линии сгиба, повторить еще несколько раз. После этого ученики открывают глаза, разворачивают листы и поднимают на всеобщее обозрение.
-Поглядите на листки: нет двух одинаковых, а ведь бумага была одинаковая и делали вы одно и то же. Так и изделие, вы выполняете по одному шаблону, но работы у вас должны получиться разные.
XIII. Домашнее задание: Создать эскиз марийской матрешки по данным шаблонам и устно описать ее, таким образом защитить свою авторскую работу. На уроках технологии мы реализуем ваши работы. XIV.Обобщение урока. Слово учителя.
Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. «Наша русская матрешка не стареет сотню лет». Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой сувенир - расписную русскую матрешку- крестьяночку.
А теперь давайте подумаем над очень серьезным вопросом. Мы давно уже не покрываем головы платочками - ходим простоволосыми, не носим просторные русские сарафаны и рубахи, а передник сохранился разве что в виде кухонного фартука. Коса - девичья краса - теперь редкость. Редкостью стала и многодетная семья. Да и фигуры у нас уже не такие, как раньше: сейчас все стремятся быть стройными и худенькими.
-Зачем нам с вами знать все то, о чем мы говорили в ходе урока? ("Мы должны знать не только то, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культура". "Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи своих предков".) Всеобщая мода на матрешку вывела ее за пределы национальных границ. Есть игрушки, которые являются отражением души народа. Возьмешь такую игрушку в руки - и чувствуешь: "здесь русский дух, здесь Русью пахнет!" К их числу относится хранящая тепло живого дерева матрешка. Матрена. Матрешечка. Или уважительно - Матрена Ивановна… Как важно, чтобы вы, ребята. не прошли мимо этих игрушек в детстве, подержали в руках, поиграли, полюбовались... Особенно, если с детства были окружены пластмассовыми холодными красавицами Барби.
Ученик читает стихотворение «Матрешка» (если останется время на уроке)
Кто матрёшку сделал, я не знаю.Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,В нивах шумных, в сказочном лесу?Создал образ неуёмной страсти,Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,Неба синь всплеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,Он, должно быть, весело сказал:
„Ну и пой, гуляй теперь по свету,Весели себя, честной народ”.И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Выступает гордо, величаво,С удалой улыбкой на лице,И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
XV. Рефлексия (подведение итога)
Метод “Мясорубка”.
На доске висят три картинки: чемодан, мясорубка, мусорная корзина. Ученики и гости, покидая кабинет, приклеивают стикер на картинку, отмечая тем самым значимость урока. Значение картинок поясняется учителем заранее.
Чемодан – возьму с собой, урок полезен.
Мясорубка – надо подумать, переработать.
Корзина – урок не помог.
Р.S. (после звонка) Слово учителя к присутствующим: Обычно на ярмарку приходят за товаром или с товаром. И редко кто из покупателей уходит с пустыми руками. Мы предлагаем вам приобрести сувениры-матрешки, сделанные руками детей. Ярмарка - место торговли. Я тоже хочу поторговаться с вами: наша матрешка – ваш автограф в гостевом журнале. Пусть это будет бартерная сделка. В память о нашей встрече у вас останется матрешка. Выбор за вами.
(На передней стене гирляндой висят матрешки, сделанные ребятами на уроках технологии из аппликаций. Гости и посетители урока могут выбрать понравившуюся матрешку). Литература:
Русская матрешка, 2005, №3 с.17. Мурзилка.
Из истории матрешки// Семья - 2001. №14 с.17.
Русская матрешка// Митняжская Т.Б.
Народные художественные промыслы: учеб. пособие - М;. Высшая школа, 1980 г. с.129.