Урок по математике для 3 (4) класса «Деление углом на однозначное число : 312 : 3»
Урок по математике для 3 (4) класса «Деление углом на однозначное число : 312 : 3»
Учитель: Уточкина Е.И.
Паспорт урока
Предмет
Математика
Класс
3
Тема урока
Деление углом на однозначное число : 312 : 3
Форма урока
Урок - исследование
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цель урока
Создать условия для формирования у всех учащихся третьего класса умения делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3), посредством использования технологии
деятельностного метода обучения, ресурсов интерактивной доски и учебной литературы.
Формирование УУД
на уроке
Метапредметные:
1)Формировать умение выполнять пробное действие, фиксировать свое затруднение, анализировать, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
2) Формировать умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.
3) Знакомить с различными способами поиска информации.
4) Формировать умение работать в паре, в группе.
5) Тренировать умение применять алгоритм моделирования.
Предметные:
1) Сформировать умение делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3).
2) Сформировать умение проверять деление умножением.
3) Тренировать умение делить многозначное число на однозначное
4) Закреплять знания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления.
Личностные:
1)Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
2) Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Формы учебного сотрудничества
Фронтальная, групповая, парная.
Предполагаемый контроль
Индивидуальный, групповой, самоконтроль,
взаимоконтроль.
Планируемый результат
Выведено уточнение к эталону «Деление многозначного числа на однозначное число (в случаях вида 312 : 3) и сформировано умение применять его на практике.
Оборудование:
1.ПК, интерактивная доска, маркерная магнитная доска,
2. карточки с математическими выражениями для работы в группах, карточка-эталон деления многозначного числа на однозначное с изменениями для проверки знаний уч-ся, карточки для индивидуальной работы учащихся с целью проверки самостоятельной работы, индивидуальный
сигнальный значок для уч-ся, флажки трех цветов для
рефлексии.
3. Наглядные материалы: этапы эталона, девиз урока, девиз этапа урока, презентация к уроку, презентация для физминутки.
4. Учебник Л.Г.Петерсон. Математика. Часть 2. 3 класс. Тетрадь учащегося.
Технологии
здоровьесберегающей направленности
Технология Базарного В.Ф.
Сценарий урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
1 Мотивация к учебной деятельности.
1.Приветствие.
2.-Начнем наш урок с небольшой разминки. Ваша задача найти значения выражений и расшифровать слово. Расшифровав все слова, вы узнаете, какой сегодня урок.
(Каждая группа учащихся , в течение 1-ой минуты вычисляет значения выражений, расшифровывает слово. В результате получаются следующие слова: «знаний», «открытие», «новых». Каждая группа озвучивает свое слово , все вместе получают тип урока «Открытие новых знаний»)
3. - Девизом нашего урока будет:
«К новым знаниям стремимся, друзья!
Без открытий нам в жизни нельзя!»
4.-Вы согласны с таким девизом?
- Почему вы стремитесь к новым знаниям? Какие эмоции вы испытываете?
-Как должен действовать тот, кто хочет узнать что-то новое?
- Какие открытия вы сделали на прошлом уроке? (Познакомились с алгоритмом деления углом)
5.- Сегодня вы продолжите работу над этой темой и рассмотрите новые случаи деления.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1.-Что нужно сделать перед тем, как узнавать новое? (Повторить пройденное, необходимое для получения новых знаний)
2.- Верно. Сначала надо повторить необходимые знания. Проверим домашнюю работу.
- Какие эталоны вы использовали при выполнении домашнего задания? (Эталоном деления: когда делимое делится без остатка, б) когда делимое делится с остатком)
3.- Освежим в памяти эти эталоны.
Каждая группа получает эталон «деление углом» с переставленными , лишними или недостающими «шагами». Дети восстанавливают его. Проверка.( в ходе проверки учитель вывешивает алгоритм на доску)
4.- Применим теоретические знания на практике.
5. Фронтальное решение 518 : 7 (устно). Одна из групп выходит к доске и находят значение частного «цепочкой», т.е. один ученик выполняет только один шаг алгоритма . Каждый последующий ученик следит за решением предыдущего.
6. Контроль за ответами учащихся.
5.Самооценка.
- Прошу оценить свои возможности на этом этапе урока и определить, на какой ступени вы находитесь: 1 ступень – « мне необходима помощь», 2 ступень – «я могу действовать самостоятельно».
(Учащиеся сигнализируют о выборе ступени цветными флажками.: 1 ступень – зеленый, 2 ступень – желтый).
7. Распределение учащихся по уровню знаний. Дети, которые показали зеленый флажок, работают самостоятельно. Те, кто желтый – получают помощь учителя .
Самостоятельная работа.
268:2
994:7
3156:6
В то время, пока идет самостоятельная работа, три ученика решают эти примеры на листах Ах3.
8. Проверка. Ученики, выполнявшие задание на листах Ах3, вывешивают их на доску и комментируют. Кроме этого, открывается слайд с эталоном.
9. Предложить решить: 312 : 3
10.Фронтальная проверка.(У детей разные ответы, все ошибочные, все решено) Учитель фиксирует учащихся, выполнивших задание правильно, выделяет их в отдельную группу.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать?
- У вас возникло затруднение?
3. Выявление места и причины затруднения
1.- Какое задание вы выполняли? (Мы делили многозначное число на однозначное)
2.- На что вы опирались при выполнении этого задания? (На алгоритм деления)
3. - Почему возникло затруднение? (Мы не знаем способа деления в том случае, когда десятки не делятся.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1.- Какую цель вы сейчас перед собой поставите?
(Составить правило деления, когда в делимом десятки не делятся, уточнить имеющийся алгоритм деления)
5. Реализация построенного проекта
1.Предлагаю вам поработать в группах.
Я даю вам 2 ключика, 2 плана работы: 1-ый ключик – найти правило в учебнике, 2-ой ключик - самостоятельно вывести правило. Каждая группа выбирает свой ключик. Если выбираются разные ключи, то тот, кто выбрал первый ключ, разбирают правило и являются экспертами, т.е. при ответе остальных групп, они подтверждают верность ответа, дополняют или исправляют его.
Ваша задача: найти значение частного. Сделать выводы и внести дополнение в алгоритм
.(Задание выполняется в группах. Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные работают на уточнение и дополнение)
2.Работа в группах.
3. Проверка результата.
4. Уточнение алгоритма.
(Один десяток нельзя разделить на 3, так, чтобы получились десятки. Поэтому в частном в разряде десятков надо записать 0.)
6. Первичное закрепление во внешней речи
1.- Что вы должны сделать дальше? (Научиться выполнять деления аналогичных случаев)
2. Вычислить значения частных: 749: 7; 824 : 4 . (Учащиеся решают, проговаривая алгоритм)
3.Вычислите значения двух выражений, проговаривая друг другу в паре алгоритм деления.
Договоритесь, кто будет решать, кто будет проверять. Можно проговаривать шаги по очереди.
Цель: запомнить шаги алгоритма. (Учащиеся работают в парах, проговаривая друг другу алгоритм решения)
4. Самопроверка ( Учащиеся проводят проверку по подробному образцу, который выдает учитель)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1.- Прошу оценить свои возможности на этом этапе урока и определить, на какой ступени вы находитесь. .( Ученики показывают, желтый или зеленый флажок)
2.- Прошу организовать отдельную группу детей желтой степени. (Учащиеся, нуждающиеся в помощи, садятся отдельно)
3. Самостоятельная работа.
927 : 3 = 309 814 : 2 =407
4. Проверка по эталону (взаимопроверка)
8. Включение в систему знаний и повторение.
1.- Где на уроках математики вы можете встречаетесь с делением многозначного числа на однозначное?
(В решении задач и уравнений)
Решение уравнения. (Работа в группе с комментированием)
Решение задачи. Работа в группе. (Взаимопроверка групп)
9. Рефлексия учебной деятельности.
1.- Какую цель вы ставили на уроке?
(Открыть способ деления многозначного числа на однозначное, когда в частном в разряде десятков получается 0.)
2. - Вы достигли поставленной цели?
3. - Оцените свою работу на уроке.
Утверждения
Поставь знак «+» или «?»
1) Тема урока мне понятна
2) Я достиг цели урока
3) Я справился с самостоятельной работой
4) Мне необходимо поработать над...
10. Задание на дом.
Выберите в учебнике задания, которые могут помочь закрепить полученные на уроке знания. (Предложения учащихся)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Викторина
ГРУППА №3
3
9
8
9
7
5
3
н
а
н
и
я
Я
40:8=
5
К
24:4=
6
И
49:7=
7
Е
12:6=
2
З
27:9=
3
О
2:8=
4
А
56:7=
8
Н
45:5=
9
------------------------------------------------------------------------------------
ГРУППА №2
9
4
8
4
2
4
н
о
в
о
г
о
Я
2:8=
5
К
24:4=
6
И
49:7=
7
Г
12:6=
2
З
27:9=
3
О
32:8=
4
В
56:7=
8
Н
45:5=
9
------------------------------------------------------------------------------------
ГРУППА №1
4
8
6
9
3
8
7
5
о
т
к
р
ы
т
и
е
е
40:8=
5
К
24:4=
6
И
49:7=
7
Г
2:8=
2
ы
27:9=
3
О
32:8=
4
т
56:7=
8
р
45:5=
9
2.Рефлексия
Утверждения
Поставь знак «+» или «?»
1) Тема урока мне понятна
2) Я достиг цели урока
3) Я справился с самостоятельной работой
4) Мне необходимо поработать над...
3. Алгоритм деления для учащихся:
4. Алгоритм деления на доску:
Выделить первое неполное делимое
Отметить
количество цифр в
частном
Выполнить
деление, найти 1-ю цифру
частного и остаток
Составить
следующее
неполное делимое
Выполнить
деление, найти
следующую цифру
частного и остаток
Назвать ответ
Да Нет
Выделить первое неполное делимое
Отметить количество цифр в частном
Выполнить деление, найти 1-ю цифру
частного и остаток
Составить следующее неполное делимое
Выполнить деление, найти следующую цифру
частного и остаток
Найдена последняя цифра частного?
Нет
Да
Назвать ответ
Найдена последняя цифра частного?
Найдена последняя цифра частного?
Найдена последняя цифра частного?
Найдена последняя цифра частного?
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915