Конспект урока математики «Делим большие числа»


Филиал МБ ОУ Никитинской СОШ – Шагаевская ОШ
учитель начальных классов Шипилова Любовь Николаевна
Урок математики в 4 класс.
УМК «Планета Знаний»
Тема:Делим большие числа
Цель. Распространение алгоритма письменного деления на деление многозначного числа.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить с алгоритмом деления многозначного числа на однозначное;
- повторить нахождение компонентов действий умножения и деления;
- закрепить умение решать составные задачи;
- совершенствовать навык решения сложных уравнений.
Развивающие:
- продолжить работу над совершенствованием письменных и устных вычислительных навыков;
- способствовать развитию внимания, памяти учащихся, умения мыслить: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к математике как учебному предмету и области знаний;
- воспитывать положительный настрой на учебу, желание учиться;
- воспитывать аккуратность, организованность, дисциплину;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Формы обучения:
Индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Оборудование:
Компьютер, материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, карточки с заданиями, картинки (тюльпаны, нарциссы, ромашки, ястреб, синичка), учебник математики УМК «Планета знаний» М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова 4 класс, часть 1.1. Вступительное слово учителя(1 мин)
-Ну что ж, ребята, начнём наш урок!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
-В это доброе утро мы проведём урок математики.
2. Устный счёт.
На доске примеры:
240 : 60 =
75 : 15 =
100 : 50=
49 : 7 =
720 : 90 =
66 : 11 =
90 : 30 =
248 : 248 =
Карточки с ответами и буквами:
4 5 2 7 8 6 3 1
Л О К И Я Г О Э
Прикрепить магнитом к примерам.
- Какое слово у вас получилось? (Экология)
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Экология это наука о взаимодействие человека, общества и окружающей среды.
- С какой темой будет связан наш урок?
-Сегодня вы изучите новую тему и узнаете еще много интересного. Многие задания нашего урока будут связаны с экологией.
3. Повторение пройденного.
Работа в паре. Дети получают карточки с заданием. Выполнить тест. ( Приложение 2, карточка 1)
Указать истинность или ложность высказываний.
(задание 1). Какое из утверждений является верным?
а) Число, которое делят, называется делителем;
б) Число, на которое делят, называется делителем;
в) Число, которое получается в результате деления, называется делителем.
(задание 2). Делимое находится так:
а) к частному прибавить делитель;
б) частное разделить на делитель;
в) частное умножить на делитель.
(задание 3). Какое из этих выражений неверное?
а) а : а = 0;
б) 0 : в = о;
в) с : с = 1
Проверка задания: на доске ответы: 1(б), 2 (в),3 (а).
4. Подготовка к изучению нового материала.
Задача.
На столе каждого ученика карточка с текстом задачи. (Приложение 2, карточка 2)
Фермер на своём участке вырастил экологически чистый картофель. 741 кг он разложил в сетки по 3 кг в каждую. Сколько сеток с картофелем привёз на рынок фермер?
Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
Нужно 741 разделить на 3 . Можно выполнить вычисление устно?Нет
Вычисление выполняется письменно.
Открываем тетради, записываем дату.
Записываем пример столбиком 741 разделить на 3.
Давайте вспомним письменный алгоритм деления. Работа с интерактивной доской. Вы послушаете алгоритм и запишите в тетрадь. Но не забывайте, что это у нас задача, напишите пояснение. (Приложение 1)
Дети слушают и записывают в тетрадь.
Проверка. Ребята, все поняли, как нужно разделить 741 на 3?
5. Физминутка Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
6. Работа над новым материалом.
- Сегодня мы будем учиться делить многозначные числа. Деление многозначных чисел на однозначное выполняется также, как деление двузначных и трёхзначных чисел.
Открываем учебник на с.86. Читаем тему урока.
В учебнике дан образец деления. Сравните с записью в тетради . Они отличаются только числами.
Давайте повторим кратко алгоритм действий.
1.Нахожу первое неполное делимое (Оно должно быть больше или равно делителю)
2.Определяю количество цифр в частном
3.Нахожу цифры в каждом разряде частного.
Работа в паре. Выполнение упр. 4 с.87 по 1 столбику.
7. Закрепление.
Самостоятельная работа.. Упр.3 с.86 Как проверяем деление. Умножением.(частное умножаем на делитель)
Взаимопроверка. Дети сверяют ответы. Если ответ не сходится, на доске с объяснением пример решает ученик, выполнивший неправильно. Выясняется, где допущена ошибка.
8. Решение задач.
Картинка «Полевые ромашки» (Приложение 3)
- Как называются эти цветы? Ромашки. А где их можно увидеть? В поле, в саду. Цветы которые растут в поле, на лугах Называют… (Полевыми, дикорастущими) А можно из срывать ? Почему нельзя? Они являются для кого – то домом, для кого-то пищей.
А если мы хотим подарить букет цветов, где их нужно взять? В саду, специально выращивают цветы. В магазине. В городах цветы выращивают в оранжереях.
- Сейчас мы решим задачу о красивых весенних цветах тюльпанах и нарциссах. У кого дома есть такие цветы? (Приложение 3)
Дети читают задачу 6 на с. 87.
- Кто знает, как решить задачу? Решаем. Кто затрудняется разбираем. Читаем вопрос задачи. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи. (Сколько было луковиц нарциссов) Что о них сказано? Их было столько же сколько луковиц тюльпанов. Читаем условие задачи: известно сколько было луковиц тюльпанов? Можно узнать? Каким действием? Запишите решение выражением.
Проверка. На доске ученик записывает и решает задачу.
287×8 : 7 = 328 (л) нарциссов в одном ряду.
Ответ: 328 луковиц.
9. Самостоятельная работа. Задача.
Картинка ястреба. (Приложение 3)
- Ястребы лесные птицы. Живут в основном в лесных или кустарниковых массивах. Ястребы хищные птицы. В основном они питаются мелкими птицами и млекопитающими. Они удивительно ловки и быстры. Ястребы часто подкарауливают свою жертву из засады на возвышении или с воздуха, после чего молниеносно камнем слетают вниз, хватая её.
Дети получают карточку с задачей. (Приложение2 , карточка № 3)
Ястреб летает на высоте полтора километра.
Заметив «добычу» он камнем падает вниз, причём спуск занимает 5 секунд.
Обычно скорость полёта ястреба составляет 20 м/с.
Во сколько раз скорость спуска выше обычной скорости ястреба?
Слабые ученики получают карточки-помощники (Приложение 2, карточка-помощник № 4)
Проверка задачи.
-Кто решил задачу. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Скорость падения и обычную скорость ястреба. Что известно? Обычная скорость. Можно узнать скорость падения, если известно расстояние и время? Нужно расстояние разделить на время. А затем сравнить скорости, разделив большее число на меньшее.
10. Решение уравнений.
- На доске уравнение.
2160 : а + 1992 = 2000
Какое это уравнение: простое или сложное?
Почему? (В левой части нужно выполнить два действия))Какое действие будем выполнять последним? Сложение. Как называются числа при сложении. Слагаемое, слагаемое, сумма.
Как найти неизвестное слагаемое? Из суммы вычесть известное слагаемое.. Чем выражено неизвестное слагаемое? Частным .Попробуйте решить это уравнение.
Слабые ученики решают простое уравнение 715 : а = 5 ( Приложение 2, карточка № 5)(инд. проверка)
Проверка.
- Чему равно а? Выясняем, что вызвало затруднение.
Объясняем на доске: 2160 : 4. В частном получается ноль.
- На следующем уроке мы будем учиться делить многозначные числа, когда в частном получается 0.Познакомимся с краткой записью деления. А сегодня вы все молодцы!
Оценки за урок.
11. Домашнее задание.
- Открываем дневники, записываем д/з.. С. 86 № 2 устно (повторить алгоритм деления.) № 4 1 столбик, задача 5.
Смотрим задания в учебнике. Разобрать задачу.
Картинка синички на доске. Что это за птица? Что вы можете о ней рассказать? Живёт в лесах, а с приходом зимы прилетает ближе к жилью человека.
Прочитайте задачу. Что нужно узнать в задаче? Как будем решать задачу?
Слабым ученикам раздаются карточки-помощники. (Приложение 2, карточка № 6)
12.Рефлексия.
- Над чем мы работали на уроке?
- Где вы будете применять новые знания?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный. (Приложение 3)
Кроме знаний по математике мы говорили о нашем общем доме Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.
Наш урок закончен. Вы сегодня хорошо работали, старались, молодцы! Спасибо всем!
Приложение № 1 к плану-конспекту урока.
« Деление многозначных чисел на однозначное». 4 классПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Рождение алгоритма деления. (N 187571) Видеофрагмент
Демонстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c8c4745-804c-454e-88a5-d5b3392afaad/ResFile.SWF Приложение № 2
Раздаточный материал.
Карточка № 1.
Указать истинность или ложность высказываний.
(задание 1). Какое из утверждений является верным? а) Число, которое делят, называется делителем;
б) Число, на которое делят, называется делителем;
в) Число, которое получается в результате деления, называется делителем.
(задание 2).
Делимое находится так:
а) к частному прибавить делитель;
б) частное разделить на делитель;
в) частное умножить на делитель.
(задание 3).
Какое из этих выражений неверное?
а) а : а = 0;
б) 0 : в = в;
в) с : с = 1
Карточка № 2.
Задача.
Фермер на своём участке вырастил экологически чистый картофель.
741 кг он разложил в сетки по 3 кг в каждую.
Сколько сеток с картофелем привёз на рынок фермер?
Карточка № 3
Задача.
Ястреб летает на высоте полтора километра.
Заметив «добычу» он камнем падает вниз, причём спуск занимает 5 секунд.
Обычно скорость полёта ястреба составляет 20 м/с.
Во сколько раз скорость спуска выше обычной скорости ястреба?
Карточка- помощник № 4
Задача.
1500 … 5 = … ( м/с) скорость спуска ястреба.
… : 20 = … (м/с) во столько раз скорость спуска выше обычной скорости.
Ответ : в … раз
Карточка № 5
Реши уравнение 715 : а = 5.
Карточка- помощник № 6
Задача.
500 … 3 = … (г) приносит синица за день.
… : 4 = … (г) съедает один птенец.
Ответ:
Приложение № 3.
Смайлики.

1


Полевые ромашки.

Нарциссы и тюльпаны.

Ястреб Синичка