Рабочая программа по коррекции дислексии, дисграфии для 4 класса

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №16»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора Директор
по учебно-воспитательной КГКСКОУ СКШИ 8 в. 16 работе ______________ Т.Г. Квашина
__________ Е.В. Егункова « 03 » сентября 2013г. « » 2016г. протокол педагогического
совета № от 2016г.


Рабочая программа
по логопедии для обучающихся 4 класса
Специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната 8 вида №16




Программу разработала – учитель-логопед
Васильева Ольга Юрьевна

г. Николаевск-на-Амуре
2016 г.

Пояснительная записка
4 класс

Коррекция нарушений чтения и письма.
Программа составлена на основе базовой учебной программы для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида под редакцией В.В.Воронковой и определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Данная программа учитывает особенности деятельности умственно-отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое воспитание.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.
Кроме выявленных специфических ошибок, соотносимых с определенным видом дисграфии, у детей при двуязычии отмечаются и другие, как характерные для недостаточно сформированного навыка правильного письма, так и свойственные только этим детям.
Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения,
2) коррекция фонематических процессов,
3) коррекционная работа на лексическом уровне,
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне.
5) совершенствование связной речи.
Задачей этого раздела в 4 классе является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

Содержание, 4 класс
(1 час в неделю)
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащихся СКШИ 8 вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель – логопед проводит индивидуальные занятия 1 час в неделю, всего за год 34 часа, во вторую половину дня. На занятия с обучающимися отводится, как правило, 20 – 25 минут

Обследование учащихся
Повторение изученного в 3 классе:
развитие анализа структуры предложения,
развитие слогового анализа и синтеза,
развитие фонематического анализа и синтеза,
дифференциация твердых и мягких согласных,
дифференциация звонких и глухих согласных,
дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство,
обозначение мягкости согласных на письме.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.
Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.
Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.
Звук и буква У. Дифференциация О-У.
Устранение оптической дисграфии и дислексии.
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.
Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Устранение семантической дислексии
Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.
Занятия проводятся групповые и подгрупповые.



Основные требования знаниями и умениям учащихся.
4 класс.

Учащиеся должны уметь:
различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство,
различать буквы, имеющие кинетическое сходство,
ставить ударение,
строить слого-ритмическую схему слова,
выделять родственные слова из текста.



Ожидаемый результат на момент окончания занятий
к концу 4 класса

- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
-Поставлены, автоматизированы и отдифференцированы все звуки;
-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.





















Поурочное планирование, 4 класс


Тема занятий
Содержание работы по преодолению речевых нарушений
К-во часов
Дата

1
Предложение.

Отработка навыков словообразования.
1


2
Предложение и слово.

1


3
Звуки и буквы. Алфавит.

1


4
Гласные и согласные звуки и буквы.

1


5
Творческая работа по картине «Осень».

2


6
Закрепление артикуляции звуков
с, з,ц.



Звуковой анализ и синтез слов.
Обогащение словарного запаса.
1


7
Закрепление артикуляции звуков ш, ж, щ.

1


8
Закрепление артикуляции звуков
л, р.

1


9
Закрепление артикуляции звуков
к, г, х.

1


10
Слоговой и звуко-буквенный слов.

Совершенствование навыка полноценного чтения.
2


11
Перенос слов по слогам.

1


12
Контрольная работа


1


13
Предлоги: за, -за, на, над, по, под, до, около, перед).

Уточнение имеющихся у детей слов, обогащение словарного запаса.
1


14
Родственные слова.

1


15
Подбор родственных слов, выделение корня.

1


16
Образование слов, посредством приставок: приставки с пространственным и временным значением: в, вы, под, над, от, у, про, пере.





Уточнение имеющихся у детей слов, дальнейшее обогащение словарного запаса.
1


17
Образование слов, посредством приставок: со значением неполноты действия (под, при).

1


18
Образование слов, посредством приставок: полноты и результативности действий (в, во, до, за).

1


19
Дифференциация предлогов и приставок.




Словообразование.
1


20
Образование слов посредством суффиксов: уменьшительных (очк, ечк, ик);
ласкательных (еньк. оньк).

1


21
Образование слов посредством суффиксов:увеличительных (ищ). Суффиксов, сосредством которых образуются различные части речи.

1


22
Подбор слов-антонимов.
Обогащение словарного запаса.
1


23
Подбор слов-синонимов.

1


24
Составление предложений по серии картин.


Формирование навыков связной речи.
1


25
Составление предложений по заданному началу.

1


26
Составление предложений сиз слов, данных в разбивку.

2


27
Работа с деформированным текстом.

2


28
Членение сплошного текста на предложения.

1


29
Диктант на изученные правила.

1


30
Повторение.

1


Всего 34 часа

Литература

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15-




15