План конспект урока технологии 6 класса ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока обслуживающего труда
Класс: 6
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Рукоделие. Художественные ремесла.
Тема: Лоскутное шитье.
Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний + прак. работа).
Цели урока:
Дидактические:
Учащиеся должны знать:
-виды инструментов и материалы, используемые для лоскутного шитья;
-технологию изготовления прихватки из лоскутов;
-правила цветоведения;
-правила техники безопасности при ручных, машинных и утюжильных работах.
Учащиеся должны уметь:
-подбирать лоскуты в соответствии с правилами цветоведения;
-выполнять прихватку из лоскутов;
-соблюдать правила ТБ при ручных, машинных и утюжильных работах.
Воспитательные: воспитывать эстетический и художественный вкус, внимательность, прививать навыки аккуратности, самостоятельность.
Развивающие: развивать координацию движений рук, исполнительские умения, мелкую моторику пальцев, зрительную память.
Методы обучения:
1.словесные: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся с литературой, письменное инструктирование;
2.наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов;
3.практические: упражнения, практические работы.
Материально-техническое оснащение (МТО) урока: набор инструментов и приспособлений для ручных работ; лоскуты ткани; образцы изделий, выполненных в технике лоскутной мозаики; шаблоны; коллекция лоскутов; журналы и книги по лоскутному шитью, швейная машина, учебник «Технология 5 класс».
Объект труда: прихватка из лоскутов.
2
План урока
Этап урока, время Содержание этапа Методы
обучения Формы организации деят-ти уч-ся
Организационный момент.
3 минуты Организационный ввод учащихся в кабинет; приветствие учащихся; проверка готовности к уроку; назначение дежурных; отметка отсутствующих; сообщение темы, целей урока. беседа Изучение нового материала.
30 минут Объяснение учебного материала сопровождается показом выставки изделий, коллекции лоскутов. Рассказ,
объяснение с элементами беседы,
демонстрация фронтальная
Физкультминутка.
3 минуты Проводятся упражнения на различные группы мышц. фронтальная
Закрепление изученного материала.
5 минут Подбор учащимися ткани двух цветов для прихватки в соответствии с правилами цветоведения. Самостоятельная работа. фронтальная
Изучение нового материала (продолжение). Объяснение учебного материала сопровождается работой учащихся с учебником и практической деятельностью. Работа учащихся с учебной литературой индивидуальная
Вводный инструктаж.
8 минут Последовательность выполнения работы, показ трудовых приемов; возможные ошибки; соблюдение правил техники безопасности. Объяснение, демонстрация трудовых приемов, устное инструктирование. фронтальная
Текущий инструктаж.
Самостоятельная работа учащихся.
25 минут Выполнение учащимися практической работы.
Осуществляется текущий инструктаж.
Учитель совершает целевые обходы. Практический метод. индивидуальная
Заключительный инструктаж.
4 минуты Подведение итогов, выставление оценок. Беседа фронтальная
Выдача д/з.
1 минута Задается домашнее задание. Объяснение фронтальная
Уборка помещения.
2 мин. 3
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье.
А сейчас обратите внимание на выставку изделий, выполненных в технике лоскутного шитья: это всевозможные прихватки, грелки на чайник, подставки под
4
горячее, настенные панно. В журналах и книгах вы найдете множество различных изделий, выполненных умелыми руками в технике лоскутного шитья.
(Демонстрация выставки изделий, показ журналов, книг).
Прежде, чем приступить непосредственно к изготовлению какого-либо изделия, мы должны узнать с чего же начинается весь этот трудоемкий, но в то же время, увлекательный процесс.
Художественная работа с лоскутом - это богатая возможность для творчества. Не торопитесь выбрасывать обрезки ткани после раскроя изделий на уроках трудового обучения. Их мы будем использовать для изготовления изделия в технике лоскутной мозаики. Даже при самом экономном раскрое вы соберете мелкие лоскутки и обрезки вдоль кромки ткани. С ними мы и будем работать на уроках, отрабатывая ровные строчки на швейной машине. Мы постараемся превратить этот механический процесс в творческий; познавая основы цветовой гармонии, будем создавать узор из цветных полосок ткани. Используя новые знания и современные технологии, мы постараемся сохранить традиции народного творчества.
Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья. В изделиях, выполненных рукою мастера, рядом уживаются ситец и тюль, шерсть и батист, крепдешин и мешковина. Но начинающим рукодельницам проще работать с натуральными тканями (особенно с мелким рисунком): они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это, прежде всего ситец, сатин, лен. Шьют и из других видов ткани, лишь бы они не плавились под утюгом, так как работа с лоскутом – это одновременно и работа с утюгом.
(Демонстрация коллекции различных лоскутов).
Тех, кто работает с лоскутами, можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуты и иголка. Так же, как и художникам, им необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи».
В науке о цветовой гармонии за основу гармоничного сочетания цветов приняли цветовой ряд, состоящий из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, которые плавно, через множество оттенков, переливаются один в другой. Их последовательность легко запомнить по первым буквам шутливой фразы: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Цвета условно распределили на две группы: «теплые» - красный, оранжевый, желтый (напоминают о солнце, о тепле) и «холодные» - зеленый, голубой, синий и фиолетовый (цвета воды и льда). Соединяя различные цвета, используют в основном два приема: сочетают контрастные цвета или родственные. Вот и здесь и приходит на помощь цветовой круг – остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе.
Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки любого из секторов, скажем, красного. Оттенков – множество от ярко-красного до светло-розового. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый; оранжевый – синий; желтый - фиолетовый. (Приложение Б)
Основными инструментами для работы с лоскутом являются те же инструменты, которые мы используем при ручных работах: ручные швейные иглы, булавки, нитки, наперсток, ножницы различных размеров, мыло или мелок. И конечно, нам необходима швейная машина и утюг.
5
Важно помнить и соблюдать основные правила техники безопасности при ручных работах и работе на швейной машине. А сейчас давайте повторим основные правила техники безопасности.
(Учитель показывает карточки с изображением игл, булавок, ниток, ножниц, швейной машины, утюга - учащиеся по каждой карточке отвечают правила ТБ).
3. Физкультминутка. Проводятся упражнения на различные группы мышц.
4. Закрепление изученного материала.
Выполните небольшое задание: подберите ткань двух цветов для выполнения прихватки. Условие: ткани должны сочетаться по цвету и сырьевому составу.
5. Изучения нового материала (продолжение).
Рассмотрим этапы изготовления прихватки с использованием шаблонов для раскроя.
А сейчас мы с вами составим эскиз (рисунок) прихватки в тетради. Чтобы понять технологию соединения деталей между собой, используйте самый простой рисунок из квадратов одинакового размера, но разных цветов. Расположите их в четыре ряда в шахматном порядке. У вас получится эскиз квадратной прихватки, состоящий из 16 квадратов. Выполните его в двух цветах. Наилучший размер прихватки 22×22 см. На рисунке 48 в учебнике на странице 90 изображен эскиз прихватки. Сравните его со своим рисунков в тетради. Определите, все ли вы выполнили правильно (самоконтроль).
Следующий этап: изготовление шаблонов. Прихватка состоит из четырех квадратов по горизонтали и четырех квадратов по вертикали. Зная размеры прихватки, учитывая припуски на обработку срезов бейкой (по 1см с каждой стороны), можно рассчитать размеры шаблона. Самостоятельно рассчитайте размеры шаблона и сравните с рисунком 49 на странице 90. Определите, все ли вы правильно сделали (самоконтроль). Из картона или плотной бумаги вырежи шаблон. Изготовь еще один шаблон размером 22×2 см. Это будет обтачка прихватки. Чтобы облегчить работу при раскрое, выполни шаблон размером 22×22 см. С его помощью можно быстро выкроить прокладку и подкладку прихватки.
Этап раскроя: в таблице 23 на странице 91 приведены расчеты количества деталей и их размеров.
На изнаночной стороне ткани вычерти контур шаблона. Отложи припуски на швы 10 мм. Особое внимание при раскрое обрати на направление долевой нити, оно указано на шаблонах. (Приложение В)
6.Практическая работа.
Вводный инструктаж.
Используя технологическую карту на страницах 91 – 95 учебника, изготовьте прихватку. Не забывайте соблюдать правила техники безопасности.
Показ трудовых приемов:
1.Стачивание двух деталей по намеченной линии, разутюживание шва.
2.Стачивание двух полос, совмещая детали соответственно рисунку, разутюживание шва.
3.Соединение «рисунка» с прокладкой и подкладкой, сметывание.
4.Притачивание окантовки с одной стороны изделия в два приема.
Текущий инструктаж.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
6
Второй обход: проверить правильность выполнения технологических операций по изготовлению прихватки, их последовательность; приемы работы на швейной машине; разъяснение возможных затруднений.
Третий обход: проверить, все ли справились с работой.
Заключительный инструктаж.
Подведение итогов занятия:
1.С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня?
2.Какие материалы используют для этих изделий?
3.Назовите, в какой технике выполнены наши изделия?
4.Какие виды техник используются в лоскутном шитье?
Выставление оценок.
Примерные критерии оценки:
1. Правильный раскрой всех деталей по шаблонам с соблюдением направления долевой нити. Минимальные отходы ткани после раскроя.
2. Цветовая гармония элементов узора.
3. Качество изготовления.
7.Выдача домашнего задания.
Разработать эскизы узоров из квадратов с диагональной и горизонтальной раскладкой полос в цвете или тоне.
8.Уборка рабочих мест и помещения.
ВАРИАНТЫ СШИВАНИЯ ПОЛОСОК В ТЕХНИКЕ «БРЕВЕНЧАТАЯ ИЗБА»
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИХВАТКИ В ТЕХНИКЕ «БРЕВЕНЧАТАЯ ИЗБА»
ИЗГОТОВЛЕНИЕ УЗОРА С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ПОЛОСОК ПО ДИАГОНАЛИ
165101905