Творческий проект Куклы из фоамирана
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Творческий проект
КУКЛЫ ИЗ ФОАМИРАНА
Выполнила: учащаяся 8 «в» кл.
Акилова Мария
Руководитель: Мирсияпова Лия Анасовна
Чистополь - 2016
Содержание.
Введение
1. Обоснование выбора проекта................................................................................3
2. Исторические сведения........................................................................................4
3. Разработка идеи.....................................................................................................5
4. Основные требования к изделию .........................................................................9
5. Подбор материалов и инструментов....................................................................10
6. Технология изготовления изделия.....................................................................10
7. Эскиз…………………………………………………………………………… 11
8. Экономические затраты. ….................................................................................12
9. Экологическая оценка изделия...........................................................................12
10. Реклама изделия..................................................................................................12
11. Самооценка..........................................................................................................13
Заключение………………………………………………………………………...14 Литература и интернет-ресурсы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Их делают на фабрике и эти игрушки не несут тепла души их создателей. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.
Количество кукол на современном рынке игрушек постоянно возрастает. Совсем недавно пользовалась популярностью Барби и пупсы, а сегодня детям нравятся герои мультфильмов, а также куклы, которые умеют разговаривать, плакать, хотят кушать и т.п. Благодаря разнообразию куклы начали собирать не только дети, но и взрослые, создавая целые коллекции. Куклы, сделанные своими руками, сегодня тоже пользуются спросом, ведь они не относятся к серийному производству и могут быть по-настоящему эксклюзивными. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стало ощущаться потребность в оригинальных изделиях.
ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА
Кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Дело в том, что я люблю мастерить различные интересные изделия из новых материалов. Все говорят, что у меня получается очень хорошо. Я получила задание по предмету « технология» - изготовить для конкурса персонажей сказки А.Толстого «Буратино». Такой рукодельный сувенир может послужить и отличным подарком ручной работы, особенно человеку, увлечённому этой тематикой. Выполняя различные работы по декорированию интерьера, я приобретаю новые знания и умения, которые мне пригодятся в моей профессии.
Посетив много веб-сайтов в Интернете, обнаружила большое количество идей и задумок. Чтобы сделать правильный выбор, нужно всё хорошо обдумать.
Цель проекта:
- разработать конструкцию, технологию изготовления кукол из фоамирана и изготовить ее;
Задачи проекта:
1.Разработать идею, расширить представления о новых видах декоративно-прикладного искусства;
2.Подобрать необходимый материал
3.Наметить план работы
4.Осуществить разработанную идею на практике
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУКЛЫ
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.Сейчас известно 90 видов кукол.
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
С момента появления кукол их считают обычными куклами – игрушками, манекенами, сувенирами, талисманами, оберегами.
Куклы бывают деревянные, тряпичные, бумажные, фарфоровые .
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
РАЗРАБОТКА ИДЕИ
Сегодня актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия. Изучив ассортимент магазинов, я поняла, что кукол существует огромное количество. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям.
Текстильные куклы
Рисунок 1. Текстильные куклы
Кукольные мастера часто выбирают текстильных кукол для выражения собственных эмоций и представлений. Мастер кукольник, как художник, подбирая разные оттенки тканей и узоры, рисуя кукле лицо – создает целую картину, отражение мира людей. Именно обычная тряпичная кукла стала предтечей современной модной куклы. В 21 веке текстильные куклы можно чаще увидеть в музейных коллекциях, среди частных коллекций кукол.
Кукла из полимерной глины.
Рисунок 2 Кукла из полимерной глины.
Лепка из полимерной глины нынче стала очень модным занятием. Ни один материал прежде не предоставлял таких широких возможностей. Изготовление красивых фигурок стало делом простым и увлекательным. Особо приятно, что каждое ваше произведение – это авторская работа, существующая в мире в одном экземпляре. Вы можете сделать оригинальный подарок своим друзьям, изобразив их в виде маленьких фигурок, а можете вылепить себя.
Куклы из бумаги
Рисунок 3. Куклы из бумаги.
Модели, выполненные с использованием техники кусудама, очень просты в исполнении. Однако, оперируя совсем небольшим количеством одинаково сложенных, но разных по размеру модулей кусудамы, можно воплощать самые разные образы. Кусудама - древнее искусство, зародившееся в Японии и являющееся частью оригами. Во многом оно схоже с модульным оригами, но есть принципиальные отличие. Оно заключается в том, что элементы кусудами склеиваются или сшиваются друг с другом. В модульном оригами, как известно, никакие вспомогательные средства не используются, и модули просто вкладываются один в другой.
Куклы из фоамирана.
Рисунок 4. Куклы из фоамирана.
По виду этот материал напоминает цветную пористую резину и поставляется в основном из Китая, Турции и Ирана. Толщина фома варьирует от 0,5 до 5 мм, при этом поверхность бывает однотонная и гладкая, а также рельефная с различными узорами и рисунками. Тонкий фоамиран используется для изготовления цветов, а из более толстых листов можно делать куклы.
В ходе изучения истории создания и технологии изготовления сувенирных кукол, я приняла решение изготовить кукол из фоамирана, так как у меня есть все необходимые материалы и огромное желание ее изготовить.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ФОАМИРАНЕ.
Фоамиран — материал уже не совсем новый для России. Это тонкие листы цветной пористой резины, в нашу страну привозимые из Ирана, Турции, Китая. Толщина материала от 0,5 до 3 мм. Бывает и больше — 5 мм, а также с рисунками и эффектами, даже с рельефной, ворсистой поверхностью. Попадаются с рисунками и блестками, но не часто.
Этот мягкий листовой материал применяется в различных видах рукоделия. Материал с успехом используется для создания разнообразного объемного декора: брошей, заколок, украшений для невест, венков и гирлянд, кукол и аксессуаров к ним, магниты на холодильник и элементы подарочной упаковки, аппликации и объемные поделки, открытки и различные элементы Скрапбукинга. Тонкий фоамиран используется для изготовления цветов. Материал легко режется ножницами, вырубается большинством фигурных дыроколов, принимает форму молдов, формуется руками. Тепло пальцев позволяет пластичной замше слегка растягиваться или сминаться под нажимом, легко "запоминая" новую форму! Замша, или EVA (Фоамиран) очень приятна в работе. Она легка и нежна, обладает приятной палитрой пастельных оттенков (среди которых также найдутся белый и черный цвета). Главная особенность состоит в способности фоамирана к небольшому растяжению (до 10%). Этого растяжения бывает достаточно, чтобы материал смог принять и "запомнить" новую форму! Особенно хорошо материал формуется при воздействии на него тепла человеческих рук. Вы можете смело сжимать и скручивать пластичную замшу, слегка растягивая ее. Материал легко примет новую форму. Однако, чрезмерное натяжение приведет к разрыву фоамирана. Эластичность и относительная прочность материала обусловлены тем, что в состав фоамирана входят этилен и винилацетат. Кстати, легкий запах нового рулона после вскрытия его упаковки довольно скоро выветривается. На современном рынке можено встретить фоамиран (Foam) в различной расфасовке: листы, рулоны, отдельно вырезанные элементы и прочее.
Фоамиран также можно попробовать применить в качестве цветной плоской основы для декупажа, рисунка (мелками, пастелью, фломастерами) и живописи (гуашь, акрил, темпера и др.). Годится фоамиран и для относительно высокого температурного воздействия. Например, некоторые мастера рекомендуют применять его даже в пирографии (техника выжигания). Фоамиран имеет слегка выраженную пористую структуру ("пористая резина", "пеноматериал"), но при этом обладает низким водопоглощением. Изделия, созданные из пластичной замши хорошо моются, стойки к атмосферному влиянию и химическим веществам, поэтому могут быть использованы для декора как внутри помещения, так и снаружи. Фоамиран не токсичен и безвреден для окружающей среды.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ.
Изделие должно соответствовать заданной теме, т.е. персонажи сказок.
Выполнена работа из фоамирана.
Должна быть выполнена аккуратно, эстетично.
Куклы должны радовать окружающих своей красотой.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мне понадобились следующие материалы и инструменты:
1. Фоамиран (красный и зеленый)
2. Клеевой пистолет
3. Булавка
4. Ножницы
6. Простой карандаш
7. Проволока (10 см)
8. Лак для волос с блестками (для украшения)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
1.Все детали куклы выполняются отдельно. Я взяла для головы шарики из пенопласта и фом бежевого цвета. Нагрела фоамиран утюгом и плотно обтянула шарики. Лишние кусочки материала и швы собирала в одном месте, чтобы их можно было закрыть волосами.2. Вырезала круг из фома жёлтого или другого цвета, чтобы сделать волосы. Также нагрела и закрепила на голове. Чтобы отдельные части не отставали, проклеила их горячим клеем.
3.Потом вырезала длинную полоску из того же цвета фома, что в п.2. Сделала надрезы, нагрела материал утюгом и накрутила на деревянную палочку.
4. Получившийся локон приклеила сбоку на голове, разделила на две части и одну из них через лоб перекинула на другую сторону. Проклеила клеем часть волос, чтобы они держались в области чёлки.
5. Немного подстригла волосы, чтобы они стали одной длины. Из фома другого цвета вырезала бантики или цветочки, и украсила голову куклы.
6. Маркером и румянами нарисовала лицо кукле.
7. Приступила к изготовлению корпуса куклы. Для этого использовала заготовку из пенопласта.8. Руки вырезала по шаблону из толстого фоамирана, чтобы они не сгибались.9. Из фетра прошила платье для Мальвины и костюм для Буратино . 10. Чтобы сделать ноги, взяла проволоку и фом телесного цвета. Вырезала квадрат, нагрела его утюгом и обмотала проволоку.
11. Оригинально смотрятся куклы с большими ботинками. Я решила сделать такие . Взяла два шарики из пенопласта диаметром 3 и 5 см и срезала с одной стороны 1/5 часть, а с другой 1/3 у каждого шарики. После этого слила пенопласт, чтобы получился ботинок с плоской подошвой.
12. Вырезала прямоугольник для ботинка, нагрела материал и обтянула заготовку из пенопласта. Чтобы резиновая замша плотно прилегала к ботинку, хорошо проклейте её.
13.Из пенопласта сделала прямоугольник и обтянула его зелёным фоамираном. Из зубочисток сделала камыши и приклеила их к полянке.
14.Добавила стразы, бусины.
7. ЭСКИЗ.
Буратино и Мальвина
8. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Стоимость изделия, без учёта труда, составила:
№ Наименование Ед.измерения Цена(руб) Израсходовано Стоимость материала
1 клей пачка 40 1 40,00 руб.
2. Фоамиран голубой лист 65 0,1 6,5руб.
3 Фоамиран зеленый лист 65 0,1 6,5руб.
4 Фоамиран желтый лист 65 0,1 6,5руб.
Итого 59,5 руб.
А кусочек проволоки и лак для волос у меня были в наличии. Таким образом, для того что бы изготовить интересный и незабываемый сувенир много денег не надо, а все материалы можно легко приобрести в магазине «Творчество».
9. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
При изготовлении проекта я постаралась использовать только экологически чистые материалы, не нанося вреда экологии. Ткани и мелкие детали аллергии не у кого не вызывали. Все это доказывает экологичность данного изделия. Этот вид рукоделия не требует специально оборудованного рабочего места и больших затрат. Но в тоже время требует много терпения. Материал, с которым я работала, не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Все материалы изготовлены из экологически чистого сырья. Также я использовала клей, который имеет сертифицированный товарный знак, подтверждающий, что этот материал не принесёт вреда окружающей среде
10. РЕКЛАМА
Эта парочка получилась веселой, задорной, приносит в дом радость и веселье. Она может служить необычным украшением интерьера или стать необычным подарком близкому человеку.
Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравились эти персонажи. Творческий проект дает возможность для раскрытия способностей. Мой проект таким и оказался. Я смогла создать персонажей любимой всеми сказки «Буратино» из фоамирана своими руками, проявила фантазию, нашла новые идеи на будущее, получила навыки, которые смогут стать основой для получения дохода.
11. САМООЦЕНКА
Вот я и закончила работу над творческим проектом. Я вложила в него много сил и старания. Мое изделие производит положительный эмоциональный эффект. При соблюдении всех требований, предъявляемых к качеству, можно получить конкурентно способное изделие на рынке. Я получила огромное удовольствие. Мир творческого воображения безграничен, а техника изготовления изделий из фоамирана позволяет претворить в жизнь даже самые оригинальные фантазии. Изделия получаются прекрасными, они способны долгое время радовать нас. Это интересное хобби, которое не только поможет скоротать время, но и подарит радость вам и вашим близким.
Я получила новые знания и усовершенствовала свои навыки в мире декоративно-прикладного искусства. Мое изделие выполнено качественно и аккуратно. Кроме того, в процессе работы над проектом я усовершенствовала свои навыки работы при использовании ИКТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сейчас техника работы с фоамираном очень широко распространена на востоке (так как фоамиран «пришел» к нам из Ирана). Этим искусством увлекаются многие люди разных возрастов и профессий, создаются клубы.
В России фоамиран приобретает все больше поклонников и это не случайно. На своем личном опыте, (а я очень увлеклась работой с этим материалом), я убедилась в значение данного творчества для развития ребёнка:
Развитие мелкой моторики руки.
Развитие концентрации внимания, памяти, усидчивости.
Развитие аккуратности при работе с мелкими и хрупкими деталями.
Развитие пространственного воображения, умения сочетать цвета и формы.
Развитие глазомера и умения составлять единое целое из мелких частей.
Развитие творческих способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О. Зайцева. «Декоративные цветы».
Журнал «ZIZHIPEISHIHUA» Изготовление цветов в разных техниках.
Словарь моды: терминология- история- аксессуары.
http://lediveka.ru/otdyx/xobbi/cvety-iz-foamirana-master-klass-video.htmlhttp://bebi.lv/foamiran-mk/roza-iz-foamirana-video-master-klass.html6. http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/2176,451Приложение 1
Безопасность труда и организация рабочего места.
При выполнении творческого проекта необходимо соблюдать технику безопасности.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Хранить ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следить за направлением резания.
3. Не работайть с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держать ножницы лезвием вверх.
5. Не оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
6. Передавать закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом.
1. Перед включением проверить целостность шнура.
2. Включать клеевой пистолет в сеть сухими руками.
3. Не касаться руками нагретых металлических частей клеевого пистолета.
4. Во время работы ставить клеевой пистолет на специальную подставку.
5. При работе следить, чтобы горячие части клеевого пистолета, не касались электрического шнура.
6. Не оставлять клеевой пистолет без присмотра.
7. По окончании работы отключить клеевой пистолет держась за вилку, а не дергать за шнур.
Приложение 2
Каждая рукодельница должна серьезно отнестись к организации своего рабочего места. Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса может вызвать преждевременную усталость, снижение работоспособности, а так же способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости т. д. Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия:
Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо.
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость.
Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место:детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.
Приложение 3