Обществознание Итоговый контроль по разделу Духовная сфера общественной жизни
Итоговый контроль по разделу "Духовная сфера общественной жизни»
Вариант 1.
Часть 1 (А)
А1. Под словом «культура» изначально подразумевалисъ(лосъ):
правила поведения в обществе;
создание искусственной природы;
способы обработки земли;
4) способы производства новых знаний.
А 2. Определение «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию:
искусство;
творчество;
наука;
культура.
А 3. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура - совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 4. Определение «Сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека» относится к понятию:
духовное потребление;
духовная жизнь;
духовность;
духовная деятельность.
А 5. К духовной жизни общества относятся:
знания;
вера, чувства, способности человека;
стремления и цели людей;
все указанные выше.
А 6. Верны ли следующие суждения о субкультуре?
А. Субкультура - совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура - это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, «определяющее стиль жизни и мышление ее носителей»:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 7. Определение «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессионалъными творцами» относится к понятию:
народная культура;
массовая культура;
элитарная культура;
национальная культура.
А8. Определение «Система общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности во всех сферах ее жизни и деятельности относится к понятию:
мировоззрение;
нравственность;
религия
менталитет.
А 9. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль опирается на общественное мнение. Б. Мораль опирается на идеи добра и зла:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 10. Какая из перечисленных религий является древнейшей?
буддизм; 3) ислам;
католицизм; 4) православие.
All. Верны ли следующие суждения о сущности религии?
А. Религия - это определенные взгляды и представления людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Б. Религия - это соответствующие обряды и культы:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения.
оба суждения неверны.
А 12. Определение «Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность» относится к понятию:
мораль;
религия;
мировоззрение;
философия.
А 13. Определение «Средство приобщения человека к образу жизни и образу действия общества т.е. к его культуре» относится к понятию:
воспитание;
творчество;
образование;
мироощущение.
А 14. Верны ли следующие суждения о сущности гуманизации образования?
А. Гуманизация образования означает повышение роли общественных дисциплин в учебном процессе.
Б. Гуманизация образования означает внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 15.Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А.Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует процессы в обществе.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным происходит социализация личности:
1. верно только А;
2. верно только Б;
3. верны оба суждения;
4. оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука направлена на постижение истины и открытие объективных законов.
Б. Наука отражает действительность в художественных образах:
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Определение «Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» относится к понятию:
образование;
творчество;
наука;
искусство.
А 18. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Науку можно рассматривать как систему знаний.
Б. Науку можно рассматривать как одну из норм духовной культуры общества:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 19. Искусство характеризуется тем, что оно:
основано на вере в сверхъестественное;
отражает действительность в образно-символической форме;
выполняет функцию социального управления;
комплексно описывает и объясняет события и явления.
А 20. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является коммерческой.
Б. Элитарная культура выступает предметом оживленных споров искусствоведов и критиков:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
Часть 2 (В)
В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
В 2. 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «наука». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «наука».
Закон; теория; культ; понятие; факт.
Ответ:
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием
мораль». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мораль».
Гипотеза; обычай; социальная норма, поведение.
Ответ:
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием религия». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия».Верования; обряд; магия;знание; политеизм.
Ответ:
ВЗ. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.Объекты культуры Виды культуры
А) пластмасса 1) материальная культура
Б) музыкальный образ 2) духовная культура
В) японский сад камней Г) живопись Д) рубило первобытного человека А Б В Г Д
В 4. Найдите в приведенном списке понятия, относящиеся к материальной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны:
Религиозное учение
Телевизор
Музыка
Оборудование
Научное открытие
Станок
В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
По мнению ученых, можно выделить три вида духовного производства: науку, искусство и религию. (2) С точки зрения некоторых философов, к ним добавляются еще и мораль, политика и право. (3) Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами. (4) Общественные связи, возникающие между людьми в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, думается, трудно назвать духовными.
Определите, какие положения текста носят:
А)фактический характер;
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
1 2 3 4
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально во взаимодействии инновации и(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени _____________ (2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок ___________(3), в формулы житейской_________ (4), практического _________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный ____________(6).
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков:
образ;
Б) поведение;
демократия;
Г) новаторство;
Д) искусство;
Е) рассудок;
Ж) преемственность;
3)традиция;
И) мудрость.
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 2 3 4 5 6
Часть 3 (С)
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«На данный момент в мире сложились две модели образования: классическая, которая соответствует личностно-отчужденной парадигме, и неклассическая, отвечающая требованиям личностно-ориентированной.
Можно констатировать, что классическая модель образования не отвечает вызовам современности, не удовлетворяет новым социальным потребностям, ибо принципы, заложенные в ее основу перестали быть созвучными новым тенденциям мирового развития. Сложившаяся в прошлом система - поддерживающего обучения» уже не соответствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации.
Неклассическая модель образования в значительно большей степени отражает социальный заказ по представлению в ней сущности и смысла существования человека: этические отношения в отношения человека к культуре и природе, формирование ... комплексного отражения действительности....
Подчеркивая негативные моменты в современном состоянии российского образования, удовлетворением отметить, что оно находится в состоянии перемен. К ним можно отнести и спонтанное развитие и целенаправленные реформы. ...
Образование в пределах временного горизонта до 2025 г. должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги, условия для формирования человека как целостной личности, адекватной мотивам творческого самовыражения. Отсюда необходимость смены образовательной парадигмы предполагает иное, качественно новое содержание образовательных технологий, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение людей, иной педагогический менталитет. ...
Отечественная система образования является важным фактором сохранения достойного места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Потенциал образования необходимо в полной мере использовать для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных религиозных конфессий» (.Кочкаева Т.Н. Ценноцелевые приоритеты модернизации современного российского образования» // Социально- гитарные знания. -2005. - № 6. - С. 56-64).
Вопросы
С 1. Опираясь на текст, укажите модели образования, сложившиеся в современных условиях, Раскройте их сущность.
С 2. Почему, по мнению автора, необходимо сменить существующую образовательную парадигму? Дайте соответствующее объяснение.
С 3. Автор говорит о «целенаправленных реформах» в системе российского образования. Укажите любые три приоритета в ее реформировании.
С 4. В тексте идет речь об одной из функций образования. Приведите с опорой на знания обществоведческого цикла и факты общественной жизни три примера, раскрывающих функции образования.
Зачетная работа Вариант 1.
Раздел: Духовная сфера общественной жизни
Часть 1 (А)
а1 а2 а3 а4 а5 а6 а7 а8 а9 а10
3 4 1 2 4 3 3 2 2 1
а11 а12 а13 а14 а15 а16 а17 а18 а19 а20
3 2 3 2 2 1 3 3 2 2
Часть 2 (В)
В 1 - 1 - субкультура; 2 - прикладная; 3 - ислам (мусульманство).
В 2 - 1 - культ; 2 - гипотеза; 3 - знание.
В 3 12121
В 4 246
В 5 ББАБ;
В 6 ЗВБИЕА
ЧАСТЬ 3(C)
Т ип задания Основное содержание ответов
С 1 В современных условиях сложились две модели образования: классическая и неклассическая. Классическая модель соответствует личностно-отчуждаемой парадигме образования, что не отвечает вызовам современности, требованиям формирующейся индустриальной цивилизации. Неклассическая соответствует требованиям личностно-ориентированной парадигмы, в значительной степени отражает социальный заказ
С 2 Необходимость смены существующей образовательной парадигмы объясняется тем, что принципы; заложенные в ее основу (многопредметность, которая вела к перегрузке учащихся, создавала фрагментарность и мозаичность образования; техническая ориентация образования; технократическая ориентация образования, приводящая к утрате его гуманистической сущности; централизация содержания образовательных структур, изолированности предметных циклов, изучаемых в школе перестали быть созвучны новым тенденциям мирового развития. Развивающемуся обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые смогут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные их последствия, будут отличаться в своих действиях мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
С 3 В качестве приоритетов в реформировании российской системы образования могут быть названы его гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация и др.
С 4 В качестве примеров, раскрывающих функции образования, могут быть приведены: формирование социально-профессиональной структуры общества (экономическая функция); осуществление социализации личности (социальная функция); использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида (культурная функция)
Зачетная работа Вариант 2.
Раздел: Духовная сфера общественной жизни
Часть 1 (А)
А1. Наука - это:
совокупность знаний об окружающем мире;
система исследований для получения новых знаний;
специфические организации и учреждения;
все вышеперечисленное.
А 2. Науки, изучающие законы природы, называются:
физическими;
гуманитарными;
математическими;
естественно-физическими.
А 3. Верны ли следующие суждения? При накоплении культуры по горизонтали
А. Наследуются актуальные идеи.
Б. Передаются художественные концепции.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 4. Определение «Сфера деятельности, которая охватывает человеческие чувства и достижения разума, объединяет усвоение накопленных духовных ценностей и творческое создание новых» относится к понятию:
духовное потребление;
духовная жизнь;
духовность;
духовная деятельность.
А 5. Искусство зародилось в области:
строительства;
ремесла;
торговли;
сельского хозяйства.
А 6. Верно ли суждение? Элитарная культура
А.Всегда враждебна массовой.
Б. Повышает уровень массовой культуры:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 7. Определение «Культура, создаваемая творцами из народных масс» относится к понятию:
народная культура;
массовая культура;
элитарная культура;
национальная культура.
А8. Определение «Система общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности во всех сферах ее жизни и деятельности относится к понятию:
мировоззрение;
нравственность;
религия
менталитет.
А 9. Верно ли суждение? Фундаментальные науки
А. занимаются применением результатов исследований на практике.
Б. Изучают законы взаимодействия общества, природы, человека
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 10. Какая из перечисленных религий является древнейшей?
буддизм; 3) ислам;
католицизм; 4) православие.
А 11. Верно ли суждение? Религия является
А. Художественным отражением мира.
Б. Удвоением действительности.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения.
оба суждения неверны.
А 12. Определение «Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность» относится к понятию:
мораль;
религия;
мировоззрение;
философия.
А 13. Определение «форма деятельности, отражающая окружающий мир в художественных образах» относится к понятию:
воспитание;
искусство;
образование;
мироощущение.
А 14. Верно ли суждение?
А. Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга.
Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны друг с другом:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 15.Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А.Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует процессы в обществе.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным происходит социализация личности:
1. верно только А;
2. верно только Б;
3. верны оба суждения;
4. оба суждения неверны.
А 16. Фильмы ужасов являются образцами культуры
1) массовой;
2) элитарной;
3) экранной;
4) народной.
А 17. Определение «Сфера человеческой деятельности, функция которой – познание и преобразование окружающей действительности» относится к понятию:
образование;
творчество;
наука;
искусство.
А 18. Верно ли следующее суждение? Культурное развитие современной России характеризуется
А. Расширением творческих возможностей творцов культуры.
Б. Сокращением числа потребителей духовных ценностей:
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А 19. Религиозные догматы содержаться в:
религиозном сознании;
религиозной психологии;
религиозной философии;
религиозной идеологии.
А 20. Наиболее устойчивая часть культуры
научные теории;
искусство;
мировоззрение;
культурные традиции.
Часть 2 (В)
В1. Впишите недостающее слово.
1. Религии делятся на следующие группы: - родоплеменные - - мировые
2. Мораль включает в себя: нормы, … , ценности.
3. Высшей ценностью современного общества является … .
В2. Распределите перечисленные в скобках термины (удвоение мира, акт веры, религиозные догматы):
Религиозное сознание
Атрибут религиозного сознания
Религиозная идеология
1-…, 2…, 3… .
В3. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Объекты культуры Виды культуры
А) картина 1) материальная культура
Б) «Времена года» А. Вивальди 2) духовная культура
В) висячие сады Семирамиды Г) религия Д) здание церкви В4.Найдите в приведенном списке характеристики, относящиеся к современному образованию, и запишите цифры, под которыми они указаны:
гуманизация
спецификация
гуманитаризация
интернационализм
традиционность
непрерывность
В5. (1) Все больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят и отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS-сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов вредна, т.к. может привести к тому, что человек разучится разговаривать по-душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз - «SMS-зависимость» . (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.
Определите, какие положения текста носят:
А)фактический характер;
Б) характер оценочных суждений.
В) характер теоретических утверждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«______________ (А) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется _____________ (Б). Глобализация - ___________(В) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны происходит становление _________ (Г) общества, с другой – обостряются разногласия стран Запада со «странами третьегог мира», обостряя проблему ____________(Д).
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков:
образ;
поведение;
демократия;
новаторство;
искусство;
рассудок;
преемственность;
традиция;
мудрость.
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
А Б И Г Д
6
Часть 3 (С)
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых он6и будут ассоциироваться с религией, церковью (например «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «Духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности.
Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой сознательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на «обработку людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Яркими примерами духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.
Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.
Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее прежде всего и главным образом к духовным ценностям?» (А.В. Захаров)
С1. Автор, рассматривая книгу как материальный предмет, констатировал, что этим ее свойства не ограничиваются. Какие специфические свойства позволяют отнести книгу, прежде всего, к духовным ценностям? Назовите не менее 3 таких свойств.
С2. Какие значения, по мнению автора, люди вкладывают в слова «дух», «духовный»? Укажите 4 значения.
С3. Какую связь между социальной и духовной деятельностью усматривает автор? Какую цель и какой результат духовной деятельности он указывает?
С4. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждений автора о том, что труд педагога, а также врача, журналиста олицетворяет духовную деятельность?
Зачетная работа Вариант 2.
Раздел: Духовная сфера общественной жизни
Часть 1 (А)
а1 а2 а3 а4 а5 а6 а7 а8 а9 а10
4 4 4 2 2 2 1 2 2 1
а11 а12 а13 а14 а15 а16 а17 а18 а19 а20
2 2 2 2 2 1 3 3 4 4
Часть 2 (В)
В 1 - 1 - национальные; 2 - обычаи; 3 - человек.
В 2 - 1 –удвоение мира; 2 – акт веры 3 – религиозные догматы.
В 3 12121
В 4 1346
В 5 АББА;
В 6 46581
Часть 3 (С)
Тип задания Основное содержание ответов
С1 Книга отражает внутренний мир, ценностную систему автора.
Книга призвана нести знания, сохранять и передавать опыт поколений.
Книга обращена к читателю, призвана обогатить его, заставить размышлять и пр.
С2 Нечто, связанное с религией, церковью.
Духовность как способность к творчеству, творчество
Представления о высших целях и смысле человеческой жизни
Представления о нравственном облике личности
С3 Объяснена связь социальной и духовной деятельности: духовная деятельность – одна из сторон созидательной деятельности
Указана цель духовной деятельности: «обработка людей людьми», то есть, в конечном счете, изменение качеств самих социальных субъектов
Указан результат духовной деятельности: духовные ценности.
С3 Врач беседуя с пациентом способствует обращению к здоровому образу жизни, чем продлевает жизнь пациента.
Преподаватель биологии помог создать экологическую организацию и начать работу по очистке ближайшего лесопарка и т.д.
Критерии оценивания:
Часть А
20-17 – «5»
16-12 – «4»
11-7 – «3»
6 и менее «2»
Часть В
24 – 21 – «5»
20-17 – «4»
16-13 – «3»
12 и менее – «2»
Часть С
9 - «5»
8-7 – «4»
6-5 – «3»
4 и менее – «2»
Или
53-45 – «5»
44-36 – «4»
35-25 – «3»
24 и менее «2»
Словарь понятий и терминов
Анимизм - выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.
Вера - форма и способ восприятия социальной информации, норм, ценностей и идеалов общественной жизни, при которых они, не будучи собственным практическим или познавательным опытом, принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности.
Вера религиозная - не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальности существования сверхъестественных существ, сил, отношений.
Гуманизация образования - внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманизм - человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека,
Гуманитаризация образования - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе - таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
Демократизация системы образования - во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Дифференциация науки - дробление науки на более узкие области.
Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Духовные потребности - представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.
Духовное производство - производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом.
«Золотое правило нравственности» - «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы чтобы они поступали по отношению к тебе».
Интеграция научного знания - строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.
Интернационализация системы образования - создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Компьютеризация системы образования - использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).
Культура (в широком смысле) - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов ной творческой деятельности людей.
Культура (в узком смысле) - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Культура чувств - степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию.
Культурно-мировоззренческая функция - помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, вырабатывать свое мировоззрение, научные представления - часть общего образования, культуры.
Культ - это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
Культура этического мышления - умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.
Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Магия (колдовство) - комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.
Массовая культура - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры).
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нем человека, его историческое происхождение и назначение.
Материальная культура - связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей.
Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Моральная автономия личности - автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т.д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.
Моральная норма - одна из простейших форм морального требования, выступающая как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Это нормы поведения, обычаи, постоянно деваемые в однотипных поступках многих людей как моральный закон, обязательный для каждого человека в отдельности.
Моральные правила - концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Народная культура - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Нравственные идеалы - представления о человеке, воплотившем в себе все высочайшие моральные качества.
Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.
Непрерывность образования - в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Образование - один из способов становления личности путем получения людьми умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Обычай - исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах.
Парадигма - господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке мировоззренческие и практические задачи.
Познавательно-объяснительная функция - осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития.
Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а же жизнь людей в определенных исторических условиях.
Прогностическая функция - осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации их преодолению.
Религиозное сознание - совокупность взглядов, представлений, чувств, мифов, догм, богословских учений, отражающих действительность в иллюзорно-фантастических образах, понятиях.
Религиозные ценности - религиозные идеи, догмы, культовые обряды, имеющие позитивную значимость для людей с соответствующей ценностной ориентацией.
Религия - вера в сверхъестественное (в Бога). Совокупность взглядов и представлений, систем верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей
Самообразование - знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно без помощи других обучающих лиц.
Совесть - категория этики, характерная способность личности осуществлять моральный сам< контроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять оценку собственных поступков.
Социализация - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современны бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные, этнические, криминальная).
Табу - жесткий запрет.
Тотемизм - поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Традиция - разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными ycилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Фетишизм - религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т.п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.
Форма бытия искусства - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Церковь как социальное явление - система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих.
Элитарная культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу про фессиональными творцами.
Этика - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность.
Этикет - уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры го ведения в обществе.