Урок по технологии Обработка плечевых и боковых срезов блузки 8 класс


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Богородская специальная школа VIII вида»
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Открытого урока в 8 классе
Тема урока: «Обработка плечевых и боковых срезов блузки»

Учитель швейного дела
Волкова Наталья Владимировна.

2013 – 2014 учебный год.
Тема урока: Обработка плечевых и боковых срезов блузки.
Тип урока – комбинированный.
Цель урока: Закрепить практические умения и навыки при обработке плечевых и боковых срезов блузки, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Блузка».
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания, умения и навыки обучающихся при обработке плечевых и боковых срезов блузки.
Коррекционно – развивающие:
Создать условия для коррекции и развития внимания, речи, мыслительной деятельности, навыков самостоятельной работы при выполнении практической работы.
Воспитательны :Воспитывать у учащихся аккуратное отношение к выполнению задания.
Методы обучения: словесные (беседа, проблемные вопросы), наглядные (демонстрация), практические, письменные методы контроля.Методическое оснащение урока.
Материально – техническая база:
-швейная мастерская;
-швейные машины, утюг;
-инструменты, приспособления;
-магнитная доска;
-крой платья.
Технические средства обучения:
-компьютер;
- проектор.
Дидактическое обеспечение:
-образец блузки;
-предметно-технологическая карта на пошив блузки;
- карточки-задания « Срезы деталей блузки»;
-образцы тканей;
-плакат «Крой блузки»;
-карточки по технике безопасности;
-инструкционная карта;
-план пошива блузки (разрезной);
-кроссворды и головоломки
ХОД УРОКА
Организационный момент
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
Слайд №1.
Учитель: Древние японские мастера говорили, что гончар учится у глины, кузнец - у металла, резчик - у дерева, портной – у ткани….
Главное, что должен уметь мастер - это создать красивую вещь. Всякая работа требует мастерства, грамотного, профессионального исполнения. Вещи, сделанные своими руками, доставляют особую радость.
Слайд №2.
«Чем больше науки, тем быстрее руки». О чем говорит пословица? (Необходимо много учиться, чтобы стать настоящим мастером своего дела).
На уроках швейного дела мы учимся шить. А чтобы изделия у нас получились красивыми, аккуратными, вы должны приложить свои умения и навыки.
II. Вопросы для повторения
Учащимся предлагаю ответить на ряд несложных вопросов, что позволяет мне настроить их на рабочий лад. Затем постепенно усложняю вопросы и меняю формы и методы повторения теоретического материала.
Какое изделие мы с вами начали шить? (блузку).
Слайд №3
Внимание на экран. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о блузке) ---А конкретно о чём? (перечисляют) А для чего мы будем это повторять? (для того, чтобы хорошо знать).
К каким изделиям, по способу носки относят блузку? (к плечевым).Из каких деталей состоит крой блузки?
( блузка состоит из детали переда и спинки, рукавов, воротника и подборта). Слайд№4
Работа по карточкам. « Срезы деталей блузки»
Задание выполняется самостоятельно на карточках. Проверяем. Слайд №5,
Какими бывают блузки по назначению? (повседневные, праздничные, домашние, специальные).
Слайд №6, 7, 8,9.
Следующее задание. У вас на столе образцы тканей, рассмотрите их. Отложите образцы тканей для повседневной блузки справа, а для праздничных случаев – слева.
Слайд №10.
От чего зависит выбор ткани для блузки? (от назначения блузки и ее фасона).
А теперь вспомним план пошива блузки.
Предлагаю собрать последовательность пошива платья, пользуясь разрезанным планом (на магнитной доске и на карточках)
Слайд № 11
Проверяем план пошива. Если необходимо корректируем его.
Вопрос- А можем мы сначала обработать нижний срез блузки? (нет) – Почему? ( у нас не соединены полочка и спинка).
Физминутка.
Слайд №12
Комплекс упражнений для предупреждения зрительного утомления
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз
III.Изучение нового материала
Качество исполнения швейного изделия, его внешний вид зависит от того, насколько старательно вы будете выполнять машинные и влажно-тепловые работы в процессе пошива. Не может быть красивой и элегантной блузка с искривленными строчками и другими недостатками. Об этом надо помнить постоянно.
Приступая к обработке плечевых и боковых срезов блузки нужно сложить детали спинки и полочек лицевыми сторонами внутрь. Запомните, что плечевые срезы стачиваем со стороны детали полочки, а боковые швы со стороны детали спинки. Ширина шва 1 см. Обметываем срезы блузки на спецмашине со стороны деталей полочки. Заутюживаем плечевые и боковые швы на сторону детали спинки.
Слайд №13
IV.Закрепление нового материала
Закрепление нового материала провожу с использованием предметно - технологической и инструкционной карт.
1. Какую работу будете выполнять на уроке? (обрабатывать плечевые и боковые срезы блузки).
2.С какой стороны детали стачиваем плечевые срезы блузки? (со стороны полочки).
3.С какой стороны детали стачиваем боковые срезы блузки? (со стороны спинки).
4. Какова ширина шва стачивания плечевых и боковых срезов? (1 см.).
5. Для чего, необходимо обметывать срезы? (чтобы не обсыпались).
6.На что, будете обращать внимание во время практической работы? (на Т.Б. и качество).
V. Правила по технике безопасности.Перед выполнением практической работы повторяем правила по технике безопасности.
1.Работа по карточкам – я называю правило, если вы согласны говорите - «Да», если не согласны - «НЕТ». Будьте внимательны.
-сидеть надо, склонившись к машине пониже (нет) (в ходе урока буду следить за соблюдением посадки и правил);
-выполняя ВТО работать стоя на резиновом коврике (да);
-включать и выключать утюг сухими руками (да), берясь за шнур (нет);
-следить за правильным положением рук (да);
-сломанную иглу бросать на пол (нет).
2.Продолжите предложение:
Во время выполнения ручных работ игла должна находиться…………………(в игольнице);
Ставить утюг на……………….(подставку);
Во время работы утюгом, следить, чтобы шнур не касался……………….(утюга);
Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо убрать………………….(ногу с педали)
VII. Практическая работа.
Обработка плечевых и боковых срезов блузки.
Практическая работа проводится в соответствии с планом и технологической картой.
VIII. Текущий инструктаж.
Текущий инструктаж провожу по ходу выполнения учащимися практической работы. Проверяю правильность выполнения строчек, влажно-тепловой обработки, соблюдение правил безопасной работы. Для учащихся, которые выполнили практическую работу раньше других, предлагаю разгадывание кроссворда и головоломки, для закрепления темы «Блузка».
IX. Заключительный инструктаж.
Анализируем в групповой беседе выполнение практической работы. Находим причины допущенных ошибок.
X.Подведение итога.Вопросы для закрепления. Слайд №14.
Какую работу выполняли на уроке? (обрабатывали плечевые и боковые срезы блузки).
На что обращали внимание во время работы? ( на качество выполнения практической работы, на правила по технике безопасности.
XI. Анализ и оценка работы.
1.Анализирую деятельность учащихся на уроке, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, качество выполнения технологических операций, умение контролировать соблюдение технических условий на всех этапах работы.
2.Выставление оценок, их аргументация.
Слайд №15
Правила по технике безопасности
Работа по карточкам
Если согласны говорите «Да», если не согласны «НЕТ».
- Сидеть надо, склонившись к машине пониже (нет);
-Выполняя ВТО работать стоя на резиновом коврике (да);
- Включать и выключать утюг сухими руками (да), берясь за шнур (нет);
- Следить за правильным положением рук (да);
- Сломанную иглу бросать на пол (нет).
2. Продолжите предложение:
Во время выполнения ручных работ игла должна находиться…………………(в игольнице);
Ставить утюг на……………….(подставку);
Во время работы утюгом, следить, чтобы шнур не касался……………….(утюга);
Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо убрать………………….(ногу с педали)
Правила по технике безопасности
Работа по карточкам
Если согласны говорите «Да», если не согласны «НЕТ».
- Перед началом работы расстегнуть одежду и растрепать волосы (нет);
- Во время работы на швейной машине следить за правильным положением рук (да);
- Включать и выключать утюг сухими руками (да), дергая за шнур (нет);
- Во время работы храните иглу, вколов ее в одежду (нет).
2.Продолжите предложение:
Передавайте ножницы…………………(кольцами вперед);
Храните иглу……………….(в игольнице);
Во время работы утюгом, следить, чтобы шнур не касался……………….(утюга);
Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо убрать………………….(ногу с педали)
Вставить пропущенные слова
Блузка – один из видов……………. По способу носки относится к ……………….изделиям. Состоит из двух основных деталей: полочки и ………….Для отделки применяют……………., ……………, ……………, …………………. При пошиве применяют швы……………………………………., ………………………………, окантовочный шов.
Спинка, одежда, вышивка, оборки, шов в подгибку с закрытым срезом, кружева, стачной шов, плечевые, рюши. Вставить пропущенные слова
Блузка – один из видов……………. По способу носки относится к ……………….изделиям. Состоит из двух основных деталей: полочки и ………….Для отделки применяют……………., ……………, ……………, …………………. При пошиве применяют швы……………………………………., ………………………………, окантовочный шов.
Спинка, одежда, вышивка, оборки, шов в подгибку с закрытым срезом, кружева, стачной шов, плечевые, рюши.
Задание:
С помощью ключа прочитайте слова в предложенных шифровках.

Задание "Шифровка".
В данном круге зашифровано несколько слов, которые обозначают различные виды одежды. Найдите эти слова, воспользовавшись шифром.

Учитель: Древние японские мастера говорили, что гончар учится у глины, кузнец - у металла, резчик - у дерева, портной – у ткани….
Главное, что должен уметь мастер - это создать красивую вещь. Всякая работа требует мастерства, грамотного, профессионального исполнения. Вещи, сделанные своими руками, доставляют особую радость.
«Чем больше науки, тем быстрее руки». О чем говорит пословица? (Необходимо много учиться, чтобы стать настоящим мастером своего дела).
План пошива блузки
Задание: Расставить правильную последовательность
(___)Обработать боковые срезы.(___)Обработать вытачки.(___)Втачать рукава.(___)Обработать плечевые срезы.(___)Выполнить разметку петель. Обметать петли, пришить пуговицы.(___)Обработать нижний срез изделия.(___)Обработать борта.(___)Обработать рукава.(___)Отутюжить готовое изделие.(___)Обработать воротник.(___)Втачать воротник.
План пошива блузки
Задание: Расставить правильную последовательность
(___)Обработать боковые срезы.(___)Обработать вытачки.(___)Втачать рукава.(___)Обработать плечевые срезы.(___)Выполнить разметку петель. Обметать петли, пришить пуговицы.(___)Обработать нижний срез изделия.(___)Обработать борта.(___)Обработать рукава.(___)Отутюжить готовое изделие.(___)Обработать воротник.(___)Втачать воротник.
Самоанализ урока
Тема: Обработка плечевых и боковых срезов блузки
Класс: 8а
Какие особенности уч-ся учтены при подготовке к уроку: уч-ся в основном понимают объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, могут сделать элементарные выводы. Проявляют интерес к изучаемому материалу, творческую активность. Готовы вступить в дискуссию и отстаивать свою точку зрения. При подготовке к уроку была продумана работа по поддержанию интереса на протяжении всего урока. Урок составлен с применением мультимедиа системы. Данная форма урока позволяет учитывать познавательные возможности уч-ся, активизировать мыслительную деятельность, способствовать развитию внимания, усвоить новый материал.
Место урока в теме: в соответствии с тематическим планированием.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: закрепить практические умения и навыки при обработке плечевых и боковых срезов блузки, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Блузка».
7.Задачи урока:
Закрепить знания, умения и навыки обучающихся при обработке плечевых и боковых срезов блузки.
Создать условия для коррекции и развития внимания, речи, мыслительной деятельности, навыков самостоятельной работы при выполнении практической работы.
Воспитывать у учащихся аккуратное отношение к выполнению задания.
8.Рациональность структуры урока: все элементы урока выдержаны.
9. Акценты урока:
При повторении пройденного материала были использованы и фронтальный опрос, карточки задания, карточки на соответствие, проблемные задания(подбери ткань для блузки),составление плана на магнитной доске. Проверка осуществлялась при помощи компьютерной презентации.
Объяснение практической работы реализовывалось при помощи инструкционных карт, ПТК и ИКТ.
Практическая работа выполнялась с опорой на инструкционные карты.
При повторение ТБ использовалась игра «Да»-«Нет» и продолжи предложение.
Использование физминутки для предупреждения зрительного утомления.
10. Методы обучения: словесные (беседа, проблемные вопросы), наглядные (демонстрация), практические, письменные методы контроля.11. Формы обучения: индивидуальная, коллективная.
12. Приемы активизации мышления: мотивация уч-ся на изучение темы, система вопросов, проблемных заданий, инструкционные карты.
13. Актуализация знаний и способов деятельности, развитие познавательного интереса:
мотивация уч-ся на изучение темы
психологическая атмосфера на уроке
разнообразие методов и форм обучения
использование межпредметных связей и связь с жизнью
14.Результативность: ответы детей на теоретические вопросы, выполнение практического задания, оценка учениками результативности урока.
15. Удалось ли реализовать поставленные задачи на уроке: Урок реализовался по всем поставленным задачам. Получили заряд положительных эмоций. Уроком удовлетворена.
Учитель: Волкова Н.В.
Самоанализ урока
1.Тема: Обработка нижнего среза платья
2. Класс: 9а
3.Какие особенности уч-ся учтены при подготовке к уроку: планируя урок, предусмотрела его оптимальность для данного класса, то есть урок по своему содержанию и методам соответствует уровню учебной подготовки и развитию уч-ся, был выбран оптимальный темп с учетом психофизиологических особенностей уч-ся, продумана работа по поддержанию интереса на протяжении всего урока. Исходя из этого, все уч-ся на уроке были активны. Во время урока развивала связную речь (добивалась полных ответов, исправляла неправильно сказанные слова), память, логическое мышление (образец платья),глазомер (практическая работа), и мелкую моторику пальцев рук. Данная форма урока позволяет учитывать познавательные возможности уч-ся, активизировать мыслительную деятельность, способствовать развитию внимания, закрепить усвоенный материал.
4.Место урока в теме: в соответствии с тематическим планированием.
5.Тип урока: практическое повторение
6. Цель урока: закрепить умения, навыки и приемы при обработке нижнего среза платья, систематизировать знания уч-ся по теме «Технология пошива прямого цельнокроеного платья».
7.Задачи урока:
Закрепить знания, умения и навыки уч-ся при обработке нижнего среза платья.
Коррекция мыслительной деятельности учащихся при обработке нижнего среза платья.
Воспитывать у учащихся эстетический вкус при выполнении практической работы.
8.Рациональность структуры урока: все элементы урока выдержаны.
9. Акценты урока:
При повторении пройденного материала были использованы фронтальный опрос, карточки задания, карточки на соответствие,
проблемные задания (найди недостающее звено в плане пошива платья), составление плана на магнитной доске.
Объяснение практической работы реализовывалось при помощи инструкционных карт, ПТК.
Практическая работа выполнялась с опорой на инструкционные карты.
При повторение ТБ использовалась игра «Да»-«Нет» и продолжи предложение.
Использование физминутки для предупреждения зрительного утомления.
10. Методы обучения: словесные (беседа, проблемные вопросы), наглядные (демонстрация), практические, письменные методы контроля.11. Формы обучения: индивидуальная, коллективная.
12. Приемы активизации мышления: мотивация уч-ся на повторение темы, система вопросов, проблемных заданий, инструкционные карты.
13. Актуализация знаний и способов деятельности, развитие познавательного интереса:
мотивация уч-ся на повторение темы
психологическая атмосфера на уроке
разнообразие методов и форм обучения
использование межпредметных связей и связь с жизнью
14.Результативность: ответы детей на теоретические вопросы, выполнение практического задания, оценка учениками результативности урока.
15. Удалось ли реализовать поставленные задачи на уроке: Урок реализовался по всем поставленным задачам. Получили заряд положительных эмоций. Уроком удовлетворена.
Учитель: Волкова Н.В.