Рабочая программа по ИЗО 4 класс (система Занкова)
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 а класса
(система Л.В. Занкова )
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ г. Абакана «СОШ № 12» в соответствии с Годовым календарным учебным графиком (приказ МБОУ г. Абакана «СОШ № 12» от 12.05.2015 г. № 149).
Основные цели курса изобразительного искусства на уровне начального общего образования: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Исходя из основных целей учебного курса определены задачи по годам обучения. Задачи предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе:
воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, способность проявления себя в искусстве; обогащать нравственные качества и формировать художественные и эстетические предпочтения;
развивать творческий потенциал ребенка в условиях активации воображения и фантазии; желание привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
осваивать разные виды пластических искусств: живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладевать выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей.
Общая характеристика предмета
Особенностями курса является воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру и обеспечение усвоений необходимых знаний и умений.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 12» на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.
Планируемые результаты изучения предмета в 4 классе
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
умение делать осознанный выбор в учебной деятельности и положительный опыт личностного самоопределения;
опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобретение первичного опыта построения программы саморазвития;
знание и принятие на личностном уровне качества самокритичности и уважения к другим;
знание и принятие на личностном уровне ценности жизни – саморазвития;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Ученик получит возможность для формирования:
эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
определять цель деятельности на уроке самостоятельно;
применять алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
предлагать свои конструкторско–технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
формировать умение понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Ученик получит возможность научиться:
осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнять творческие проекты, отдельные упражнения по живописи, графике, моделированию и т. д.
Познавательные УУД
Ученик научится:
овладевать умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
использовать структуру проектирования
· цель, план, сроки, средства, способ,
· приобретёт опыт построения практико-ориентированных проектов;
знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять;
использовать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний;
использовать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять;
использовать основные правила поиска и представления информации.
Ученик получит возможность научиться:
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнять творческие проекты, отдельные упражнения по живописи, графике, моделированию и т. д.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
понимать и применять основные правила сотрудничества и создания договоренности в командной работе;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников;
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
самостоятельно планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Ученик получит возможность для формирования:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формирование ИКТ - компетентности
Ученик научится:
искать информацию в базах данных компьютера и сети Интернет, создавать и передавать сообщения по электронной почте;
создавать презентации в программе PowerPoint с использованием фото- и видеоматериалов.
Ученик получит возможность научиться:
моделировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.
Чтение. Работа с текстом
Ученик научится:
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность полученной информации, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в нескольких источниках информацию;
составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Ученик научится:
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передавать особенности понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Ученик научится:
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
овладевать элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Ученик научится:
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение.
Ученик получит возможность научиться:
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного курса
4 класс
Истоки родного искусства Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня - деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ - художник Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские города средневековья. Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
Межпредметные связи
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Предполагаются взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
С окружающим миром - рассмотрение и анализ природных форм, конструкций и картин как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
С русским языком - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности при описании картин.
С литературным чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
С музыкой – сравнение музыкальных картин и картин изобразительного искусства.
Содержание этнокультурного компонента
№
Тема урока
Содержание ЭКК
1
Пейзаж родной земли
Беседа по картинам художников Хакасии о природе родного края.
2
Гармония жил
·ья и природы. Деревня – деревянный мир.
Беседа «В каких домах жили представители хакасского народа. Сравнить жильё хакасов и русских людей.
3
Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.
Украшение жилища хакасов и русских в сравнении.
4
Народные праздники.
Коллективное панно.
Знакомство с народными праздниками Хакасии. Здравствуй, весна – красна! 22 апреля – Чир Ине – День Земли.
5
Герои - защитники.
Беседа о воинах Хакасии – участниках Великой Отечественной войны, живших и живущих в Абакане.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
по курсу изобразительного искусства
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Учебники
1. Горяева Н.А., Неменская Н.А. и др. Изобразительное искусство «Искусство вокруг нас» учебник для 4 класса - М.: Просвещение, 2011-2014
К
2. Под редакцией Б.М.Неменского Рабочая тетрадь для 4 класса. Изобразительное искусство «Твоя мастерская». - М.: Просвещение, 2012-2014
Д
Методические пособия
Неменский Б.М. «Программы образовательных учреждений 1-9 классы» «Изобразительное искусство и художественный труд». - М.: Просвещение, 2011г.
Д
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения
К
Набор демонстрационных материалов, коллекций
Ф/П
Набор муляжей овощей, фруктов, грибов
Д
Экранно-звуковые пособия, компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Аудиозаписи (цифровые) в соответствии с программой обучения.
Д
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Д
Интерактивная доска SMART или проекционный экран.
Д
Ноутбук или компьютер.
Д
Сканер. (3 в 1-м)
Д
Принтер струйный цветной или лазерный.
Д
Фотокамера цифровая.
Д
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Д
Аудиоцентр.
Д
Цифровые образовательные ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов –Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Календарно-тематическое планирование по курсу изобразительного искусства в4 а классе (система Л.В. Занкова)
№
Дата
Тема урока
Планируемые предметные результаты
Возможные виды деятельности
Приме
чания
I четверть (9 часов) Истоки родного искусства
01.09
Пейзаж родной земли ЭКК
Знать характерные черты родного пейзажа. Знать художников, изображающих природу.
Уметь рисовать пейзаж по памяти.
Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками.
08.09
Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. ЭКК
Знать устройства русской избы, украшение избы.
Создать образ избы.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.
15.09
Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. ЭКК
Знать устройства русской избы, украшение избы.
Уметь создавать образ избы. Овладеть навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.
22.09
Образ традиционного русского дома.
Знать устройства русской избы, украшение избы. Уметь создавать образ избы в пейзаже. Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.
29.09
Образ красоты человека. Женский портрет.
Знать традиционную национальную одежду, роль головного убора, украшения в народном костюме. Уметь создавать женский народный образ. Знать художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников.
Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.
06.10
Образ красоты человека. Мужской портрет.
Знать характер сельского труда. Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Уметь изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладеть навыками изображения фигуры человека.
Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.
13.10
Народные праздники.
Коллективное панно ЭКК
Знать несколько произведений на темы народных праздников. Создать коллективное панно на тему народных праздников. Овладеть элементарными основами композиции.
Уметь использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.
Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.
20.10
Обобщение темы «Истоки родного искусства»
Знать правила выполнения коллективной работы. Уметь использовать средства выразительности для изображения характера работы.
Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.
Древние города нашей земли
27.10
Древнерусский город-крепость.
Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками.
Знать понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города.
Конструировать крепостные башни, ворота Применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом.
II четверть (8 часов)
Древние соборы.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.
Знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.
Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знать конструкции, символики частей храма, украшений храма.
Уметь выполнять групповую работу по постройке древнего города.
Древний город и его жители.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.
Знать организации внутреннего пространства кремля.
Уметь написать пейзаж с церковью. Уметь передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять.
Древнерусские воины-защитники.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.
Знать, как жили князь и его люди, как одевались.
Уметь изобразить древнерусских воинов. Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладеть навыками изображения фигуры человека.
Города Русской земли
Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.
Знать основные структурные части города. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.
Уметь отличать эти города Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями.
Узорочье теремов.
Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.
Знать понятия «узорочье». Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Уметь изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.
Праздничный пир в теремных палатах.
Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.
Знать картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Уметь создавать многофигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир
Обобщение темы.
Знать архитектуры древнерусских городов, художников 18-19 веков и их произведения. Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Уметь создавать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир».
Обобщить свои знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.
Каждый народ – художник
Страна восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Знать необычную художественную культуру Японии. Знать особенности легких конструкций, построек в Японии.
Уметь изображать природу через детали Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.
Знакомится с особенностями японской культуры. Выполнять графический рисунок.
III четверть (8 часов)
Изображение японок в национальной одежде.
Освоить новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Знать о красоте японской женщины, традиционной народной одежде.
Уметь создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Узнать о традиционных представлениях красоты японской и русской женщинами. Знакомиться с произведениями японских художников. Выполнять портрет японской женщины в национальном костюме.
Искусство народов гор и степей ЭКК
Знать образ жилых построек народов. Уметь цветом передавать пространственные планы.
Обсуждать тему о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображать жизнь людей в степи и горах.
Города в пустыне.
Знать особенности архитектуры среднеазиатского города. Уметь выполнять объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.
Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнить аппликацию.
Образ художественной культуры Древней Греции
Знать искусства Древней Греции, архитектуры Акрополя. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.Уметь моделировать из бумаги конструкции греческих храмов.
Беседовать о художественной культуре Древней Греции. Моделировать из бумаги конструкций греческих храмов.
Древнегреческие праздники.
Знание искусства древнегреческой вазонописи, знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе.
Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города.
Знать образы готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями. Уметь цветом передавать пространственные планы.
Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно.
Портрет средневекового жителя.
Знать сословия разделения людей, средневековых готических костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции).
Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Работать в группе.
Портрет средневекового жителя.
Знать о традиционной европейской одежде средневековья.
Развивать навыки изображения человека.
Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Работать в группе.
IV четверть (8 часов)
Материнство. Работа над проектом «Культура и традиции народов мира».
Знать художников, изображающих красоту материнства. Уметь применять знания и способы действий в ходе работы над проектом.
Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Применять знания и способы действий в ходе работы над проектом (в том числе распределение поручений).
Искусство объединяет народы
«Искусство и традиции народов мира». Защита проектов.
Уметь применять знания в ходе выполнения работы.
Применять знания и способы действий в ходе работы над защитой проекта.
Материнство.
Уметь изображать мать и дитя. Развивать навыки композиционного изображения.
Изобразить образ матери и дитя.
Мудрость старости.
Знать художников, изображающих пожилых людей. Знать, что красота – это эстетическая и духовная категория.
Уметь находить хорошее в повседневной жизни стариков; изображать любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства.
Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека.
Сопереживание.
Знать художников и полотна, раскрывающих тему сопереживания.
Уметь изображать рисунок с драматическим сюжетом.
Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомиться с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Сопереживание.
Знать художников и полотна, раскрывающих тему сопереживания.
Уметь изображать рисунок с драматическим сюжетом.
Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомиться с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Герои – защитники. ЭКК.
Знать героев Сталинградской битвы. Знать памятники героев Отечества.
Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям- защитникам. Приобретать собственный опыт в создании героического образа.
Юность и надежды.
Знать основные сюжеты и темы детства, юности в произведениях художников.
Уметь изображать радость детства с помощью графических материалов.
Знакомиться с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.
34.
Юность и надежды.
Знать основные сюжеты и темы детства, юности в произведениях художников.
Уметь изображать радость детства с помощью графических материалов.
Знакомиться с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.
15