Статья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Макарова Е.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИОВ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Нет лучшего метода сообщения уму знаний, чем метод их преподнесения в возможно более разнообразных формах.
Максвелл
В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями.
Использование информационных технологий делает урок нетрадиционным, красочным, насыщенным. На таких уроках у обучающихся появляется желание работать активно и увлеченно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Таким образом использование компьютера позволяет создавать условия, в которых повышается интерес к обучению.
На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из центральных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, разносторонне развитой личности. Современном детям недостаточно традиционной формы обучения для развития, воспитания и обучения. Поэтому необходимо применять такие средства и методы обучения, чтобы у обучающихся каждый раз появлялся все новый и новый интерес к обучению. Только в данном случае повышается познавательная активность школьников, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание обучающихся. На таких уроках у обучающихся наблюдается повышенных интерес к предмету. С помощью компьютера можно существенно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков обучающихся. Тем не менее не следует думать, что использование компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и обучающейся должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать при планировании программного материала.
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Можно использовать компьютерное обучение по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.
Внедрение ИКТ в преподавание математики началось достаточно давно, например, с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.), использования учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера; с готовых обучающих программ. Можно использовать диски с готовыми программными продуктами, такими как: «Математика 5-11 классы. Практикум», «Открытая математика. Планиметрия», «Открытая математика Стереометрия», «Открытая математика Функция и графики», «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия», «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия», «Живая геометрия» и др.
Однако в последнее время все большее развитие получает применение ИКТ для самостоятельной деятельности обучающихся такое как использование электронных учебников. Но не стоит путать понятие электронный учебник и понятие цифровая копия учебника:
Направлений, в которых можно использовать электронные учебники достаточно много, выделим основные из них.
Основной источник учебной информации.
Здесь подразумевается работа с электронным учебником как с основным гипертекстовым содержанием. При этой работе можно использовать интерактивные доски, lcd-панели, проекторы и т.д. Причем, это может происходить как в стационарных, так и в мобильных компьютерных классах.
Источник дополнительной информации.
В этом случае электронный учебник выступает в роли интересной и продуктивной базы для конструирования уроков и инструмента для индивидуализации обучения. С помощью него можно легко выстроить индивидуальные учебные траектории как для учащихся, которые испытывают затруднения в обучении, так и для «продвинутых» учеников. Использование дополнительных заданий является основой для разнообразных заданий, в том числе творческого и проектного характера, способствует формированию предметных, метапредметных навыков и универсальных учебных действий.
База тестовых заданий с автоматической проверкой.
В этом контексте электронный учебник является инструментом для оперативного контроля за уровнем знаний учащихся и дидактической базой для конструирования урока. Во многих электронных учебниках есть система двухуровневых тестов. Первый уровень выступает в роли тренажера, в котором проверяется правильно ли ученик выполнил задание. С тренажерами ученики могут работать столько раз, сколько им требуется. Второй уровень тестов – это контроль. Контролирующий тест можно пройти только один раз в онлайн режиме. Оценка за выполнение тестовых заданий в рубрике контроль фиксируется и изменить её нельзя.
Инструмент по работе с информацией.
Сейчас работа в информационном пространстве одно из главных требований, предъявляемых к специалисту. Ориентируясь на это, школа должна подготовить конкурентно способных учеников. Систематическое использование электронных учебников на уроках способствует приобретению у учащихся навыков работы с информацией, так как в них заложены и сервис поиска, заметки, закладки и т.п. Материал, который представлен в виде гиперссылок, можно очень удачно использовать для обучения детей работы над проектом.
Преимущества ЭФУ для учителя заключаются в следующим:
Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации.
Наличие большого количества практических и контрольно-измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.
Возможность реализации новых форм учебной деятельности, основанных на самостоятельной работе школьников с учебным материалом, включающей элементы исследования.
Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для отдельных учеников. Преимущества ЭФУ для ученика заключаются в следующем:
Более высокая наглядность учебного материала за счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов.
Легкость доступа к требуемому учебному материалу благодаря наличию интерактивного оглавления и навигационных инструментов на панели тулбара, системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам.
Возможности проверки и самопроверки знаний с немедленным получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу.
Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.
Индивидуализация визуального представления материала изменение размера шрифта, уровней яркости и контрастности.
Что же получает школа, если она вводит в свой образовательный процесс электронные учебники?
Управленческий потенциал
Интеграция с информационно-образовательной средой школы
Качественное использование ИКТ - технологий
Мониторинг успешности обучающихся
Организация электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
Контролируемая "выдача" электронных учебников и "возврат" в библиотеку
Педагогический потенциал:
Помощь в построении индивидуальной образовательной траектории обучающегося
Помощь в организации самообразования в удобном месте и в удобное время
Условия реализации новых педагогических технологий и методик
Помощь в формировании ключевых компетенций в работе с разными источниками информации
Внедрение в образовательный процесс школы электронных учебников способствует более качественному и системному выполнению задач, поставленных ФГОС нового поколения, привлечение дополнительного контингента учащихся, повышение квалификации педагогических кадров, экономия средств за счет повышения уровня педагогической деятельности.
Учителя при использовании электронных учебников получают возможность приобретения квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения, повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов, использование новых видов контроля и коммуникаций в педагогическом процессе, повышение познавательной деятельности обучающихся.
Для учащихся наиболее интересным будет то, что при использовании электронных учебных изданий есть большая возможность для реализации индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором предметов, максимальная объективизация при процедуре оценивания результатов, интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных либо культурных потребностей учащихся.
Родители получают возможность индивидуального общения с учителем по запросу.
На сегодняшний день технология дистанционного образования и технология электронного обучения набирают достаточно большой темп внедрения, и сочетание очного и электронного обучения поможет педагогам выстроить более гибкий, персонализированный процесс обучения с учетом тех индивидуальных особенностей обучающихся, которые мы имеем на данный момент.
Несмотря на все это по опросу, проведенному среди учителей МБОУ «Лицей №15 г. Химки» и проанализировав ответы, были получены следующие результаты:
По мнению опрошенных учителей, они не смогут полностью заменить печатные. Большинство (57 %) считает, что эффективнее использовать и печатные, и электронные учебники, 27 % считают, что достаточно печатных учебников и 17 % нужен переходный период, во время которого будут использоваться и электронные и бумажные учебники, а затем только электронные.
53 % учителей считают, что электронные учебники следует использовать в старшей школе, 27 % можно начать со среднего звена и 20 % с начальной школы.
На вопрос «Созданы ли условия в ОУ для использования электронных учебников?» 63 % дали ответ «частично» и 37 % «нет».
Действительно, на данный момент большинство школ не готово к внедрению электронных учебников, так как существует ряд проблем:
Во-первых, электронные копии будут предоставлены бесплатно только первый год. В дальнейшем, их потребуется закупать школам самостоятельно. Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ может быть предоставлена на 1 год или на 5 лет, и от этого зависит стоимость лицензии. Стоимость лицензии на 1 год 25 % от стоимости печатного учебника, на 5 лет 80 % от стоимости печатного учебника. Стоимость одной лицензии на предоставление годового доступа к ЭФУ составляет от 60 до 85 рублей в зависимости от стоимости печатного учебника.
Во-вторых, электронные копии есть а устройств, предназначенных для их воспроизведения нет. Не каждая школа может позволить себе оснастить класс планшетами или ноутбуками.
Третья проблема это компьютерная грамотность, не каждый учитель сможет самостоятельно научиться пользоваться электронным учебником, а повышение квалификации педагогов, мастер-классы, презентации всем этим процессом надо управлять и все стоит денег.
Применение электронных учебников позволяет использовать оглавление, быстро перемещаться от страницы к странице, передвигая ползунок с небольшими иконками, показывающими содержимое страницы внизу экрана, делать в тексте закладки, заметки, осуществлять поиск.
В большинстве своем каждый учебник имеет интуитивно понятный интерфейс, даже пятиклассникам не составило труда в нем быстро разобраться.
Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:
более компактна фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;
более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника, настройки отображения и поиска по ключевым словам; ( дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами
мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;
позволяет учителю реализовать новые формы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.
К сожалению, на данный момент не каждая школа может обеспечить своих учеников компьютерами или планшетами, что является решающим фактором несмотря на преимущества.
Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность обучающихся.
Использование ИКТ дает возможность для: повышения мотивации обучения; индивидуальной активности; направленность на личность школьника; формирование информационной компетенции; свобода творчества; интерактивность обучения.
Таким образом ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.
Литература:
Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Москва. Академия. 2003. – 192 с.
Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б. и др. Информационные технологии в сфере образования. Москва. Янус, 2004. -248 с.
Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке: Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.
Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. –365
Келбусова С. С., Соколова Д. М. Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС основной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: Асгард, 2016. С. 146-149.
Суханина В. Н. Реализация ФГОС второго поколения в основной школе // [Электронный ресурс] Режим доступа:http://sch1360v.mskobr.ru/info_edu/standards/realizaciya_fgos_vtorogo_pokoleniya_v_osnovnoj_shkole
Школа XXI века / В московских школах начался эксперимент по вводу электронных учебников // [Электронный ресурс] Режим доступа:http://школа21века.рф/news/64/
Электронные формы учебников издательства «ДРОФА»/ [Электронный ресурс] режим доступа: http://efu.drofa.ru/support/method/method.phpКелбусова С. С., Соколова Д. М. Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС основной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: Асгард, 2016. С. 146-149.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115