Роль мастера производственного обучения в профессиональном становлении студента

Роль мастера производственного обучения в профессиональном становлении студента

С.В. Беккер,
мастер производственного обучения
КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»

Работая в Бийском промышленно-технологическом колледже сравнительно недавно, но имея за плечами 20-ти летний опыт работы на почтовом отделении и зная все азы почтовой службы, могу передавать свой многолетний опыт молодым людям в процесс обучения по профессии «оператор связи».
Работа почтового работника очень ответственная и интересна. Работа на почте – это работа с людьми. От качества выполненной работы, а порой и внешнего вида зависит то, какое впечатление создается у человека о почтовом отделении. Работа на кассе требует много внимания и сосредоточенности, ведь оператор имеет дело с деньгами. Любая ошибка может дорого стоить, например: одна ошибка в имени или фамилии человека при отправке перевода, посылки или письма и адресат не сможет ее получить. Иногда необходимо не только принять коммунальные платежи у клиента, но и выслушать его. Пожилые люди часто приходят на почту просто пообщаться или пожаловаться на свое одиночество.
Мастер производственного обучения должен быть примером высокого профессионального мастерства, добросовестного отношения к работе и собственности колледжа, примером для обучающихся в поведении на работе и в быту, проявлять педагогический такт в обращении с ними, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности учащегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества и профессиональные навыки, такое определение дают люди, имеющие огромный стаж в образовании. Конечно с таким определением нельзя не согласиться, но мне хотелось бы добавить. Мастер производственного обучения - человек, в котором должны присутствовать не только требовательность и справедливость, но и мягкость. В таком разумном сочетании и заключается мудрость мастера производственного обучения и преподавателя. Сама, обучая детей, порой замечаю, что и дети в свою очередь обучают меня. Открывая дверь в страну знаний стараюсь научить обучающихся тому, чему учили меня в своё время.
Считаю, что мастер производственного обучения только тогда мастер, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой своих обучающихся, что им это нужно и интересно. Стараюсь строить свою работу так, чтобы обучающийся научился трудиться, думать, творить; строить свою работу, чтобы всегда мог: отстаивать свою точку зрения, спорить, делится мнениями.
В работе ставлю для себя следующие цели:
добиться положительных результатов в освоении профессии и воспитании обучающихся;
организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей;
формировать не только знания, умения, навыки, но и помочь каждому обучающемуся сформироваться как личность, развивать желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, уметь правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Считаю, что самыми подходящими условиями для обучения являются условия дифференцированного обучения, согласно которому основным видом является индивидуальное обучение или обучение в гомогенных группах (в которых все члены имеют между собой много общего).
Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять:
для 1 группы – только цель;
для 2 группы – некоторые пункты, на которые следует обратить внимание;
для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.
Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп 3 и 2, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы 1 найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование.
Считаю своим долгом, как мастера производственного обучения, тщательно готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опытом ни обладал мастер. Для этого, прежде всего, внимательно знакомлюсь с методическими материалами и пособиями. Подготавливаю к занятию свое рабочее место, подбираю наглядные пособия, просматриваю наличие бланков, проверяю работоспособность почтово-кассового терминала.
Порядок и содержание подготовки к занятию производственного обучения заключается в следующем:
1) прежде всего, анализирую результаты предыдущих занятий и на основе этого уточняю содержание и цель предстоящего занятия;
2) определяю структуру занятия и время на каждый элемент, решаю, какие учебно-производственные работы будут выполнять обучающиеся;
3) определив структуру занятия, намечаю, сколько времени затрачу на вводный инструктаж, как буду организовывать индивидуальный инструктаж;
4) намечаю, какие и сколько будет выполнять работ каждый обучающийся и вся группа;
5) подготавливаю заготовки, материалы, бланки, документацию, наглядные пособия, ТСО. Намечаю методы и приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;
6) в результате всей этой подготовительной работы составляю план занятия, который является рабочим документом в течение всего занятия.
Как мастер производственного обучения всегда стараюсь помнить, что на уроке производственного обучения неспособных и равнодушных детей нет и не должно быть, только нужно найти ту единственную струнку, которая зазвенит в нужной «октаве».
Каждому обучающемуся без исключения свойственны определенные способности: они интелектуальны, они эмоциональны, у кого-то преамбула лидерства, у кого-то отличная сфера общения. Мне хочется, чтобы мои обучающиеся не испытывали комплекс неполноценности, а обрели свое «Я», чтобы на моих уроках им было интересно и полезно, а мне работать с ними легко и приятно.
15