«Реализация ФГОС НОО: первые результаты и опыт» статья
«Реализация ФГОС НОО: первые результаты и опыт»
ШМО учителей начальных классов
МБОУ «Утянская СОШ»
Четыре года назад наша школа активно включилась в реализацию ФГОС. Работа была начата с изучения пакета документов, а так же педагогического и методического потенциала.Вопросы введения ФГОС второго поколения были рассмотрены на заседаниях методического объединения учителей начальных классов. Проведён анализ ресурсов учебно - методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе и организации внеурочной деятельности учащихся. С 2012-2015 учебный году 4 класса начальной школы работают над реализацией новых стандартов.
Первые шаги
1.Переход на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
2. Курсы повышения квалификации
3. Оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС
4.Утверждение плана работы ШМО
Основная тема работы ШМО:
«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС).
Цель:
совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Главными направлениями МО учителей начальных классов в работе над методической темой стали:
1. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения, через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому
языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня и
обученности и качества знаний по этим работам.
З. Обмен опытом по совершенствованию методики преподавания, изучение
передового педагогического опыта:
• взаимопосещения уроков с целью совершенствования аналитической
деятельности учителей;
• создание передового педагогического опыта; • организация круглых столов по обмену опытом;
4. Работа с одарёнными учащимися:
• организация и проведение школьных олимпиад по русскому языку и математике;
• участие школьников в районной олимпиаде;
• организация внеурочной деятельности с учащимися;
6.Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через участие в предметных неделях)
В состав МО входят Камышникова Т.Н.
Красовская И.В., Рыбенко Л.И, Курцева Т.А., Масюкова А.А.
Изменили и составили рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деят-ти в условиях внедрения ФГОС НОО.Разрабатывая и адаптируя рабочие программы, практически каждый из нас столкнулись с определенными трудностями, преодолеть которые мы смогли при поэтапном выполнении следующего алгоритма: - Выбрать программу по учебному предмету и соответствующий ей учебник из утверждённого федерального перечня учебников. - Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной программе с целями, сформулированными в стандартах образования, примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. - Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в стандарте, примерной программе. Определить результаты деятельности выпускников, не включенные в программу. Выделить результаты, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения. - Сопоставить содержание выбранной программы с содержанием примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в программу. - Определить разделы, темы, вопросы программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательной организации, и включить или исключить их из общего содержания. - Определить последовательность тем и количество часов.- Подобрать необходимую литературу, наглядные пособия, оборудование. - Подобрать контрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых компетенций согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку компетенций; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
Мы подошли к уроку
Подходы к конструированию урока в условиях внедрения ФГОС
Изменение целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».
включили
Изменение принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении).
Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.
Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока).
Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.
Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.
Персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности и цели каждого ученика (причём оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой). Введение ученического портфолио.
Приемы, используемые нами на уроках
Совместная формулировка учебной проблемы.
-Работа по предложенному плану, использование необходимых средств (учебник, простейшие приборы и инструменты).
-Планирование учебной деятельности на уроке.
-Проговаривание последовательности действий на уроке.
-Совместная эмоциональная оценка деятельности класса на уроке.
-Отличие верно выполненного задания от неверного.
-Высказывание своей версии, попытка предлагать способ её проверки.
-Определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем
Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались учителями нашей школы в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов освоения учебных программ.
Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов.
Для формирования УУД учащихся...
Организуем групповую работу учащихся и работу в парах.
Применяем приемы:
Заучивание наизусть стихотворения, прозаического фрагмента.
Выразительное чтение и пересказ текста.
Выстраивание бесед на уроке и в жизни.
Учим учащихся:
- Самостоятельно формулировать цели.
- Отвечать на вопросы, используя учебник, компьютерные средства, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
- Сравнивать и группировать предметы.
- Находить закономерности в расположении слов, фигур по значению одного при
В рамках реализации ФГОС согласно Учебному плану в 1-4-х классах школа реализуются следующие направления внеурочной деятельности.
Социальное
«Я познаю мир», «Школа
вежливых наук», «Юный исследователь», «Твори добро на благо людям»
Духовно-нравственное
«Ладушки», « Знатоки родного края», «Воспитание сказкой»
Обще интеллектуальное
«Весёлая математика», клуб «Почемучка», Конструктор бюро «Jego»
Спортивно-оздоровительное
«Путешествие по тропе здоровье», « Уроки доктора Здоровье»
Общекультурное
Студия «Танцы»
Красовская Ирина Владимировна
«Воспитание сказкой», «Уроки доктора Здороаье».
Рыбенко Любовь Ивановна
«Весёлая математика», «Путешествие по тропе Здоровье».
Курцева Татьяна Алексеевна
«Ладушки», «Школа вежливых наук».
Камышникова Татьяна Николаевна
«Юный исследователь»
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей - предметников.
Белова Галина Николаевна
Клуб «Почемучка»- 2,3 кл.
«Знатоки родного края»-3,4 кл.
« Я познаю мир»-4кл
Дьякова Елена Николаевна
Мастерская « Твори добро на благо людям»-3,4кл.
Приходько Наталья Ивановна
Студия «Танцы»1-4кл.
Рогалев Геннадий Александрович
Конструкторное бюро
« Jego» 1кл.
В рамках внедрения новых ФГОС в МБОУ «Утянская СОШ» все начальные классы активно включились в проектную деятельность
Планируемые результаты воспитания и развития учащихся начальной школы
Достигается во взаимодействии
с педагогом
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (1-й класс)
Достигается в дружественной
детской среде (коллективе)
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(2-3 класс)
Достигается во взаимодействии
с социальными субъектами
Третий уровень результатов
– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4-й класс)
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность учителю, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития.
1-4 КЛАССОВ
Работа с одаренными детьми
Ребята нашей школы участвуют в школьных, районных, межрегиональных, всероссийских конкурсах: «Молодежный чемпионат», «Русский медвежонок», «Кенгуру» и др. А также выставки, « Новогодний сувенир», «Ступеньки творчества», Олимпиады по предметам и др. Привлекаем детей к проектной деятельности, одаренных детей в творческий процесс на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых мы сумели организовать и объединить. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают классным руководителям в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.
С целью совершенствования педагогического мастерства учителями были посещены семинары и открытые уроки.
Проведя диагностику затруднений и потребностей учителей начальных классов, можно сделать вывод: в основном учителя не испытывают трудности в постановке целей и задач урока и его этапов, выборе путей мотивации учащихся, подборе содержания урока, организации учебного процесса, выборе методов, проведения различных видов занятий, в организации различных видов контроля и рефлексии.
Однако есть затруднения в использовании инновационных технологий, в отборе эффективных методик и технологий взаимодействия с учащимися и их родителями (законными представителями), подготовке учащихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям, в овладении знаниями по нормативной базе и системе оценки.
Планируем продолжить работу над проблемой успешного применения в учебно-воспитательном процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий.
Спасибо за внимание!
Творческих успехов!