Рабочая программа по биологии 7 класс.Планируемые предметные результаты.Содержание учебного предмета
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Беловская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей
биологии, географии, химии
Протокол №1
от «24» августа 2016 г.
Принята
на заседании педагогического совета
Протокол №1
от «25» августа 2016 г.
Утверждена
приказом № 206
от 25 августа 2016 г.
Директор Беловской СОШ
_________О.А.Курбатова
Рабочая программа
по биологии
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Цыганкова Наталья Николаевна,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу биологии в основной общеобразовательной школе разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( с изменениями и дополнениями).
учебным планом Беловской СОШ
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2014,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Цель:
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,
раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 7-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов)
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:воспроизведение и описание учебной информации; интеллектуальный уровень; творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования к учебнику «Биология. Животные» // В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. М. – Дрофа, 2014г.
2. Планируемые предметные результаты
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/ понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
Оказания первой помощи при укусах животных
Соблюдения правил поведения в окружающей среде
Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
3. Содержание учебного предмета
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Формы организации учебных занятий: лекция, демонстрация.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрациями учителя, групповая.
1. Многообразие животных (32ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильм.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Формы организации учебных занятий: лекция, демонстрация, лабораторная работа, видео-урок.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение лабораторных работ, работа с раздаточным материалом, просмотр учебных фильмов, групповая.
Тип хордовые.(19 ч) Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Формы организации учебных занятий: лекция, лабораторная работа, видео-урок.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, выполнение лабораторных работ, просмотр учебных фильмов, групповая.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Формы организации учебных занятий: лабораторная работа, демонстрация.
Основные виды учебной деятельности: выполнение лабораторных работ, работа с раздаточным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, групповая.
3. Развитие животного мира на Земле(4 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Формы организации учебных занятий: лекция, семинар.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, написание рефератов и докладов, групповая, индивидуально-обособленная.
4. Биоценозы (5 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Формы организации учебных занятий: лекция, экскурсия, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, посещение экскурсии.
5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Формы организации учебных занятий: лекция, урок-игра, экскурсия.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, проведение игры, посещение экскурсии, групповая.
4. Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Кол.
часов
Дата
Примечание
план
факт
Введение (2 часа)
1
Вводный инструктаж по технике безопас-
ности. История развития зоологии.
1
2
Современная зоология.
1
Многообразие животных. (32 часа) Простейшие. (2 часа)
3
Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Л/работа №1«Знакомство с многообразием водных простейших.»
1
4
Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.
1
5
Тип Губки.
1
6
Тип Кишечнополостные.
1
7
Тип Плоские черви.
1
8
Тип Круглые черви. Л/работа №2«Знакомство с многообразием круглых
червей.»
1
9
Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.
1
10
Классы Кольчецов. Л/работа №3«Внешнее строение дождевого червя.»
1
11
Тип Моллюски. Л/работа №4«Особенности строения и образа жизни моллюсков.»
1
12
Классы Моллюсков.
1
13
Тип Иглокожие.
1
14
Тип Членистоногие. Л/работа №5«Знакомство с Ракообразными.»
1
15
Класс Насекомые. Л/работа №6«Изучение представителей отрядов
насекомых.»
1
16
Отряды Насекомых.
1
17
Отряды Насекомых.
1
18
Отряды Насекомых.
1
19
Отряды Насекомых.
1
20
Роль насекомых в природе и жизни человека.
1
21
Обобщающий урок по теме: «Многоклеточные беспозвоночные.»
1
Позвоночные. Тип Хордовые.(19 часов)
22
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
1
23
Класс Рыбы. Л/работа №7«Внешнее строение и передвижение рыб.»
1
24
Хрящевые рыбы
1
25
Костные рыбы.
1
26
Класс Земноводные, или амфибии.
1
27
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
1
28
Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.
1
29
Класс Птицы. Л/работа №8«Изучение внешнего строения птиц.»
1
30
Птицы отряда Пингвины.
1
31
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.
1
32
Отряды пицц: Дневные хищные, совы, Куриные.
1
33
Отряды птиц: Воробьинообразные,
Голенастые.
1
34
Класс Млекопитающие, или Звери.
1
35
Отряды Млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые.
1
36
Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.
1
37
Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.
1
38
Отряды Млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные
1
39
Отряд Млекопитающих: Приматы.
1
40
Обобщающий урок по теме: «Многоклеточные хордовые животные.»
1
Эволюция строения и функций органов и их систем. (13 часов)
41
Покровы тела. Л/работа №9«Изучение особенностей покровов тела.»
1
42
Опорно – двигательная система.
1
43
Способы передвижения животных.
Л/работа №10«Изучение способов передвижения
животных.»
1
44
Органы дыхания и газообмен. Л/работа№11 «Изучение способов дыхания
животных.»
1
45
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
1
46
Кровеносная система.
1
47
Органы выделения.
1
48
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
Л/работа №12 «Изучение ответной
реакции животных на раздражения.»
1
49
Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л/работа №13«Изучение органов чувств животных.»
1
50
Продление рода. Органы размножения.
1
51
Способы размножения животных. Оплодотворение.
1
52
Развитие животных с превращением и без превращения. Л/работа №14«Определение возраста животных.»
1
53
Периодизация и продолжительность жизни животных.
1
Развитие и закономерности размещения животных на Земле.(4 часа)
54
Доказательства эволюции животных.
1
55
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.
1
56
Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.
1
57
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
1
Биоценозы. (5 часа)
58
Естественные и искусственные биоценозы.
1
59
Факторы среды и их влияние на биоценозы.
1
60
Цепи питания. Поток энергии.
1
61
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
1
62
Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.»
1
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.(6 часов)
63
Воздействие человека и его деятельности на животных.
1
64
Одомашнивание животных.
1
65
Законы Росси об охране животного мира. Система мониторинга.
1
66
Охрана и рациональное использование животного мира.
1
67
Обобщающий урок. Летние задания.
1
1 час – резервное время.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 2Заголовок 315