Метапредметные результаты через УУД на уроке химии.
Кузнецова С.В.
учитель химии 1кв. кат.
МОУ «Средняя школа №14»
г. Петрозаводск
Метапредметные результаты через УУД на уроке химии.
Основа стандартов нового поколения - системно-деятельностный подход.
Задача современной школы - формирование и развитие у школьников таких качеств личности, которые позволили бы им самостоятельно конструировать свое знание и активно использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в реальных жизненных ситуациях.
Принципиальное отличие ФГОС - усиление их ориентации на результаты образования – личностные метапредметные и предметные.
Личностные - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Термин «универсальные учебные действия» означает:
в широком значении – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
в собственно психологическом значении – совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов.
УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Личностные УУД обеспечивают:
ценностно-смысловую ориентацию учащихся
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Формирование личностных УУД можно рассматривать как основное содержание личностных результатов, определяемых ФГОС.
Регулятивные УУД обеспечивают:
обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности:
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекцию
оценка
саморегуляция.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные подразделяют на:
Общеучебные включая, знаково-символические
Логические
Действия постановки и решения проблем
Общеучебные
самостоятельное выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
- логические
анализ объектов с целью выявления признаков;
синтез
построение логической цепи рассуждений;
доказательство
выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы
-действие постановки и решения проблем
Формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма при решении проблем творческого и поискового характера.
Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.
Регулятивный УУД
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую науку. Учитель может отработать личностные УУД , уделяя время на уроке сообщениям обучающихся о биографии ученых их заслугах, о нелегком пути открытия; мы рассматриваем личность, черты характера, которые позволили совершить это открытие, создаем портрет целеустремленного, волевого, упорного человека, на которого стоит равняться.
-Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, формирование навыков самоконтроля и самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Прием «Корректор»
При расстановке коэффициентов в следующих записях допущены ошибки. Исправьте их цветным карандашом (это может быть текст с ошибками).
А) 4HgO = 4Hg + 2O2
Б) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 6H2O
В) SO2 + 2O2 = 2SO3
Умения управлять своей познавательной деятельностью
Прием «Письмо»
Самостоятельно записать то, на чем акцентировал внимание учитель на уроке, домашнее задание, в виде сообщения, которое надо подготовить в форме эссе, страницы из дневника лаборанта или ученого, составить синквейн
Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений
Прием «Черный ящик»
Американец Чарльз Гудьир случайно открыл рецепт изготовления этого материала, он не размягчается в жару и не становится хрупким на морозе, как каучук. Ученый по ошибке нагрел смесь каучука и серы на кухонной плите. Этот процесс получил название вулканизация. Принесите «отгадку» на следующий урок. Учитель формирует из принесенного коллекцию.
Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений +
воспитание уважения и принятия достижений химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) домашний эксперимент или мысленный эксперимент
Позволяет не только устанавливать новые факты, но и делать выводы обобщающего характера.
формирование умений целеполагания, планирования своей деятельности, нахождения алгоритма решения, выдвижения гипотез, оформления, проверки и оценивания конечного результата, корректировки, самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания
А) определение темы урока, формирование умений целеполагания
Прием «Кот в мешке»
- в 1964 г. рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире – 400-метровая антенная мачта в Гренландии, причиной стал этот процесс.
-Из-за этого процесса повреждаются нефтепроводы, в реки и на грунт выливается нефть.
-в переводе с латинского это понятие звучит как «разъедание»
- Эйфелева башня неизлечимо больна, диагноз – тема нашего урока, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.
-это злейший враг металлургии, до 20% производимого железа за год «теряется»,
виной процесс-
Если вы еще не догадались, прием «Визуализация информации» (картинки объектов со следами коррозии на слайде)
Тема нашего урока (обучающиеся формулируют самостоятельно): “Коррозия металлов”.
Этап целеполагания
Анализ фактов показывает что, коррозия носит разрушительный характер.
Гипотеза: если мы избавимся от коррозии, сохраним металлы.
Учитель: Какие знания нам нужны?
Актуализация знаний
Прием «таблица З-Х-У»
знаю
Хочу знать
узнал
На основании заполненной таблицы обучающиеся формулируют цели и задачи урока, планируют деятельность на урок
Прием «Загадка»
Этот металл
На Землю метеоритом упал,
Из руды его человек получает,
В сталь и чугун превращает.
Отгадка - выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: строение атома и свойства простого вещества (1 строчка), нахождение в природе (2-3),
применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства, оформление прием «Кластер» на основании, которого обучающиеся планируют деятельность на урок
Б) самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания
Прием «Вставь пропущенное слово»
Полисахариды - это ___________,которые гидролизуются с образованием множества молекул ________ . Например, _______ выполняет запасающую функцию у растений, накапливаясь в зернах и ________ . Чтобы обнаружить _______ , хватает одной капли раствора йода, цвет тут же станет _________ . А полисахарид________ человек вообще не способен переваривать, на это способны лишь ___________, зато он прекрасно выводит шлаки из организма человека, называют его еще- клетчатка и содержится он в овощах и ___________ .
Прием «Сводная таблица»
Линия сравнения
литий
натрий
калий
рубидий
цезий
Заряд ядра
Число энергетических уровней
Число электронов на внешнем уровне
Сделайте вывод, как изменяются свойства элементов.
Познавательные УУД сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, отрабатываются в связке с регулятивными УУД.
Смысловое чтение.
Ситуационная задача – задание, помещенное в жизненный контекст и содержащее личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания
Коммуникативные УУД
составить рассказ, дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме
используя иллюстрации, составьте рассказ «Применение кислорода»
прием «Публичный отчет», отчет результатов работы в группах
прием «Корзина вопросов», на стадии осмысления изученного, обучающиеся задают вопросы противоположной команде по теме урока, те в свою очередь задают им вопрос. Так формируем критическое мышление, умение задавать вопросы, слушать и быть услышанным.
Метапредметные результаты это совместный труд всего учительского коллектива, и как мы сообща поработаем, будет зависеть успешность наших учеников и на экзаменах и по жизни в целом.