Планируемые результаты обучения по русскому языку (7 класс)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета;
использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Предметные результаты:
представление о русском языке как языке русского народа;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
овладение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
чтение текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлечение информации из различных источников, включая средства массовой информации; свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;
воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
умение создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо, расписку, заявление);
овладение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
умение излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдение в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации, изученных в 7 классе;
соблюдение норм русского речевого этикета;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
ЗНАНИЯ
Морфология.
Самостоятельные и служебные части речи.
Причастие, общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Морфологический разбор причастия.
Образование действительных и страдательных причастий.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
Слитное- раздельное написание Не с причастиями.
Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание окончаний причастий.
Причастный оборот.
Выделение причастного оборота запятыми.
Интонация в предложениях с причастными оборотами.
Роль причастий в тексте.
Деепричастие, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
Морфологический разбор деепричастия.
Образование деепричастий. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми.
Роль деепричастий в тексте.
Интонационные особенности предложений с деепричастными оборотами.
Наречие, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание наречий (НЕ с наречиями, написание НЕ и НИ в отрицательных наречиях, Н и НН в наречиях, О-А на конце наречий, написание наречий слитно, раздельно, через дефис, Ь на конце наречий).
Роль наречий в тексте.
Категория состояния как часть речи.
Морфологический разбор наречия и категории состояния.
Предлог, общее грамматическое значение, морфологические признаки.
Слитное раздельное написание производных предлогов.
Союз, общее грамматическое значение, морфологические признаки.
Правописание союзов.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и сложных предложениях.
Частица, общее грамматическое значение, морфологические признаки.
Правописание частиц.
Различение НЕ и НИ.
Различение НЕ и НИ- приставки, частицы.
Роль частицы в предложении.
Интонация в предложениях с частицами.
Морфологический разбор служебных частей речи.
Междометье как часть речи.
Правописание междометий.
Развитие речи.
Публицистический стиль.
Описание внешности человека.
Описание действий.
Рассуждение на дискуссионную тему.
УМЕНИЯ
Должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
рецензировать устный ответ учащегося;
задавать вопросы по прослушанному тексту;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами;
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся известных лингвистах;
говорение:
пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
вести репортаж о школьной жизни;
строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста - рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; готовить публичное выступление;
принимать участие в диалогах различных видов;
правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор; пересказывать фрагмент прослушанного текста;
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
письмо:
создавать сочинение-описание архитектурного памятника, описание внешности, описание действий, сочинение-характеристику и сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, рассуждение на дискуссионную тему, сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, репортаж о событии;
писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка;
составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить слова с учётом вариантов произношения;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения вариантов произношения;
морфемика и словообразование:
разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный разбор;
разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической тематики;
пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов»);
уместно употреблять слова с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы;
соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;
опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
делать морфологический разбор изученных частей речи;
орфография:
применять изученные орфографические правила;
объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
находить изученные грамматические конструкции, в том числе причастный и деепричастный обороты, расставлять знаки препинания в данных предложениях, составлять схемы предложений, конструировать данные предложения, выразительно читать предложения.