Эффективные формы взаимодействия специалистов с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии
Эффективные формы взаимодействия специалистов с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неразрывно связано с построением взаимодействия между родителями и участниками образовательного процесса, а главное оказанием психолого – педагогической поддержки взрослых, воспитывающих детей-инвалидов и организацией социальной адаптации детей.
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах — дефектологах, педагоге – психологе. Мы имеем уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей – родителей, которые становятся нашими партнерами.
Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.
Главной задачей психолога и учителя - дефектолога при взаимодействии с семьей больного ребенка, является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Мы используем разные формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии:
Индивидуальные формы работы с семьей
Анкетирование и опрос, диагностические методики. Проводятся по планам дефектологов, психолога и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов.
- определение особенностей личностных и межличностных отношений в семье.
2. Индивидуальное консультирование родителей.
Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. В процессе индивидуального консультирования предоставляется возможность обратившемуся человеку отреагировать на накопившиеся эмоции, чувства, раскрыть собственные потенциальные возможности как родителя и возможности развития ребёнка.
«Родительский час».
Проводится учителями – дефектологами 1 раз в неделю.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение «домашних заданий».
Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями.
Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.
Коллективные формы взаимодействия с семьей
1. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых учителем – дефектологом, педагогом-психологом совместно с другими специалистами МДОУ.
Тематика собраний:
- «Информирование родителей о задачах и содержании коррекционно – образовательной работы»;
- «Создание коррекционно – развивающей среды для ребенка дома»;
- «Как подготовить ребенка к школе».
- «Адаптация ребёнка к детскому саду».
- «Психические особенности ребёнка с трудностями в развитии» (например, нарушения опорно-двигательного аппарата с ранним детским аутизмом).
День открытых дверей.
Знакомство с учреждением, направлениями и условиями работы.
«Клуб для родителей».
Основной целью «Клуба для родителей» выступает психологическое, медицинское и социальное просвещение родителей, создание их психологического комфорта, актуализация проблемных тем в развитии малышей и мотивирование родителей на решение возникающих вопросов. Отмечено, что посещаемость данного мероприятия составляет более 50% родителей. Наиболее актуальные темы «Клуба для родителей» касаются здоровья детей, обучения и воспитания, трудностей в эмоционально-волевой и личностной сферах.За счет создания «Клуба для родителей» взрослым, с идентичными проблемами их детей, предоставляется возможность поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми другими людьми. Данный факт часто благоприятно действует на родителей, так как обычно из социума они получают негативные эмоции относительно психического и физического состояния своего ребёнка.
Структура проведения «Клуба для родителей» варьируется в зависимости от основных запросов родителей, наиболее актуальных форм предоставления информации.
Для примера предлагается содержание тем «Клуба для родителей»: «Детская ревность» и «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребёнка»:
Формы наглядного информационного обеспечения
Информационные стенды и тематические выставки.
Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Темы стендов и выставок:
- «Игра на развитие зрительно-моторной координации детей»;
- « Игрушки в жизни ребенка»;
- «Как помочь ребенку в домашних условиях»;
- «Готовимся к школе».
- «Советы родителям леворуких детей».
- «Создание благоприятной семейной атмосферы».
- «Развитие мелкой моторики детей с детским церебральным параличом».
- «Как родители могут помочь детям справиться со своими чувствами».
Таким образом, определена эффективность проведения данных форм работы с родителями, включающими предоставление информации по психолого-педагогическому просвещению в сочетании с активным участием родителей, реализацией возможности изучения собственных возможностей и интенсивной групповой и индивидуальной поддержкой в ситуации воспитания ребёнка с нарушениями в развитии.