Деловая игра.Эффективные формы взаимодействия воспитателей и родителей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»



Деловая игра
«Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей»



Подготовила: Максалова Алла Александровна, педагог - психолог













Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:
Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
Содействовать повышению уверенности в себе;
Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

1. Приветствие.

2. Разминка «Алфавит»

3. Кроссворд «Что необходимо для эффективного взаимодействия с родителями».
4. Упражнение «Кружка» (ваза)
В основе игры лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.
Ход игры: двое играющих занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Глядя на предмет, играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщаю об этом всей группе. Их описания явно не совпадают.
Воспитателям предлагается обсудить эту ситуацию с точки зрения видения одного и того же ребёнка разными людьми, в данном случае родителями и воспитателем.
В ходе беседы участники деловой игры приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия предмета. Они меняются местами и убеждаются в правильности вывода.
Вывод. Мнение каждого играющего имело свое основание. И в эти мнения не совпадали. Так же может произойти и в общении с родителями.
Одного и того же ребенка родитель и воспитатель видят в разных условиях и смотрят на него разными «глазами».

5. Притча о сне
Эмир увидел во сне, что у него выпали зуб. Он вызвал к себе толкователя снов.
 - Не могу скрыть истины,- сказал тот,-  ваши дети и все ваши родственники умрут раньше вас!
  За такое мрачное предсказание эмир приказал казнить толкователя. После казни эмир встретился с эфенди:
 - Не можешь ли хоть ты объяснить мне подлинное значение моего странного сновидения?
 - Могу, долговечный государь! - ответил эфенди.- Хороший сон! Вы проживете на этом свете дольше своих детей и родственников!
 Успокоенный эмир щедро вознаградил эфенди.

6. Мини лекция «Стили «адвоката» и «прокурора».
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
     Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Самое трудное в общении воспитателя с родителем – это личностное общение. Нам всегда не трудно сообщать родителям приятные новости: о хорошем поведении ребёнка, о его успехах на занятиях. Гораздо сложнее говорить с родителями о неприятном: ребёнок не слушается, обижает детей, приходит в детский сад в грязной одежде.
Как донести до родителей такую информацию, не обидев их и ребёнка?
Одной эффективных техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Педагоги часто грешат тем, что у них  появляется  особая манера общения с окружающими, они начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется категоричность. Эта категоричность не способствует формированию  доброжелательной атмосферы и взаимопонимания. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь, одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя.
Пример.
Родитель: «Почему у моего Миши синяк на щеке?»
Позиция «прокурор» в общении с родителями:
- Ваш Миша на прогулке безобразно себя вел (не обращал внимания на то, что я не разрешаю прыгать с веранды, упал и ударился). Вам необходимо объяснить ребенку, как надо вести себя в детском саду.
- Какие ошибки допустил воспитатель при разговоре с мамой?
-Давайте попробуем прочитать мысли мамы после каждой сказанной фразы.
Позиция «адвокат» в общении с родителями:
- Миша физически развитый и подвижный мальчик. Я не смогла его предостеречь от неосторожного прыжка с веранды. Я огорчена по поводу того, что не всегда могу объяснить ему правила безопасного поведения на прогулке. Мне не хочется ограничивать его потребность в движении. Давайте вместе подумаем, как нам научить Мишу соблюдать правила безопасного поведения.
Воспитатели отвечают на поставленные вопросы.
7. Принцип  техники « сэндвича».
Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича». По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).
-Начать с хорошего. -Продолжить сложным и неприятным. -Закончить хорошим. 
8. Решение педагогических задач. -Не могли бы вы следить, чтобы мой ребенок не общался с Васей? Мне очень не нравится Васина семья. -Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят. -Моя дочь талантлива. Наташа  замечательно  рассказывает стихи, почему  она не выступает на утренниках? -Почему вы не берете моего ребенка на открытые занятия?
9. Личное пространство человека.
10. Итог деловой игры
Упражнение «Чему Я научился»
Каждому участнику предлагается лист бумаги с неоконченным предложением и предлагается его закончить:
Я научилась...
Я узнала, что...
Я нашла подтверждение тому, что...
Я обнаружила, что...
Я была удивлена тем, что...
Мне понравилось, что...
Я была разочарована тем, что...
Самым важным для меня было...
Я поняла, что.
Меня насторожило то, что
Я обрадовалась тому, что
Мне было приятно от того, что
Новым для меня было то, что
Интересно было узнать о том, что
Я предлагаю
Я думаю, что
Для меня важно то, что
Для меня неожиданным было то, что
Хорошо бы
Я хочу предложить.
Я знала, что
Я подумала о том, что.
Я ожидала, что

Используемая литература:
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
Емельянова М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 7 – М., 2009.
Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.



цђ Заголовок 215