Эффективные приёмы при работе со словарными словами
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тубинская средняя общеобразовательная СОШ»
Обобщение опыта по теме:
«Эффективные приёмы при работе со словарными словами»
Выполнила:
учитель начальных классов
Немцева Оксана Александровна
2013 год
Актуальность
Актуальность проблемы заключается в том, что словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы развития речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна стать той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку является актуальной и заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.
Принципы и содержание словарной работы
в начальных классах
В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для обучающихся, словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание:
1/ Словарная работа может быть направлена на ознакомление обучающихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.
2/ Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Так, например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы таких глаголов как стереть («стери» с доски), пахать (колхозники «пахают»), бежать (они «бежат» вместо "бегут"), падежные формы существительных (был у «сестре», купили «яблоков») и др.
3/ Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, магазин, километр, ракушка и др.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно - орфографическую работу.
Орфографический словарь и методика работы с ним
в начальных классах
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся.
При ознакомлении с правописанием изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:
Предлагаю учащимся рассмотреть карточку - картинку с изображением предмета (например, березы, моркови, топора, капусты и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Или же другой вариант начала работы над словом: читается загадка, дети отгадывают её, объясняют отгадку загадки. Также изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух. На данном этапе обязательно нужно объяснить значение данного слова детьми и учителем.
Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
Далее предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверить при письме и почему? как проверить эту букву? можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
Затем дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, и слова записываются в тетрадь.
С любым из однокоренных слов учащиеся составляют предложение. Приведу пример. Береза, -ы, ж.род. Лиственное дерево с белой корой. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин) Прил. березовый, -ая, -ое. Березовый сок. Березовая роща.
К истокам слова. Это слово мы считаем нашим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню «bhe», уходящему в глубокую древность и означающему «блеск», «белизна». Ведь и кора березы - береста - носит название, связанное с тем же корнем.
Однокоренные слова. Береза, березка, березонька, березняк, березовый, подберезовик.
Сочетаемость слов. Высокая, огромная, маленькая, тонкая, ветвистая, сухая, старая, молодая, кудрявая............... береза. За березу (спрятаться). За березой (ухаживать). На березу (влезть, забраться). На березе (сидеть). Под березой (сидеть, стоять). Под березу (сесть, лечь). С березы (слезть, упасть).
Береза растет (где- либо), стоит где - либо, цветет, сбросила листву, качается, гнется, засохла.
Пословицы.
Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
Где дубняк, там и березняк.
Загадки.
Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
Когда так говорят? Дать березовой каши - наказать розгами, выпороть, высечь.
Предложения, тексты.
Березы с желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И. Бунин).
2 Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С.Есенин).
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Наиболее распространенным видом словарно - орфографических упражнений остаются диктанты. Словарный диктант можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
Зрительный диктант с предварительным разбором.
Картинный диктант:
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Предлагаю детям либо карточки - картинки, либо карточки - слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слово на слух и задание:
· записать в первый столбик слова - названия животных, во второй - слова - названия растений;
· записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную Е, во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную О, в третий - слова, в написании которых надо запомнить гласную А (комбайн, берег, магазин, вперед, космонавт...............);
· выписать только слова из «словаря»: Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор! Пробежишься огородом - съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).
Диктант с использованием загадок.
Диктант по памяти.
записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);
записать по памяти слова, в которых в безударном слоге пишется гласная буква Е.
Диктант с комментированием.
Называю слово из «Словаря» или однокоренные слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Творческий диктант.
Заменить развернутые определения одним словом.
Например: четвертый день недели (четверг); прием пищи в середине дня (обед); плод яблони (яблоко); помещение для торговли чем-нибудь (магазин).
В плане активизации и обогащения словарного запаса обучающихся при изучении слов из «Словаря» можно предложить игры типа: «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?» и др.
«Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь. Герой, комбайн, желтый, песок, осина................
«Кто больше?» К любому слову подберите подходящее по смыслу имена прилагательные (глаголы).
Сирень, помидор, морковь, огурец, осина..........
«Кто быстрее?» К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) слово.
Белый -..........., юг -..........., запад - ..............., грустно - .............., медленно - .........., прощай - ..........., плохо - ..........., друг - .............. .
«Кто быстрее?» Вспомните, о ком так говорят.
Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока.
«Кто правильнее?» Кого так называют: тракторист, шофер, агроном, инженер, директор.
«Кто быстрее и правильнее?» К данным словам подберите подходящее по смыслу слово из «Словаря». Напишите составленные словосочетания. Жареный -....., восточный - ..........., соленый - .............., тракторный - ..........., зеленая - .............., сытый - ..............., школьный - ........., прекрасная - ..............., огородные - ........... . Переходить (что?) .............., Ехать (на чем?)............., сварить (из чего?) ................., рисовать (чем?) ............. .
«Кто лучше и интереснее?»
Составьте текст - описание на любую тему.
Ну и огурчик!
Молодая осина.
Составьте небольшой текст повествовательного характера на одну из данных тем.
Как я помогал убирать урожай.
Как приготовить салат.
Составьте небольшой текст-рассуждение на одну из данных тем.
Почему я хочу стать художником.
Шофер - самая лучшая профессия.
8. «Кто больше?»
· Вспомните загадки, отгадками к которым являются слова из «Словаря». Загадайте их товарищу.
· Вспомните пословицы, в которых встречаются слова из «Словаря». Проговорите их вслух.
9.Разгадайте кроссворд «Спрятанные слова»
А
а
а
а
Впишите в клетки слова из словарика, обозначающие:
· указание места жительства.
· упакованные вещи, которые пассажир берет в дорогу.
· вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.
· дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями и кустарниками.
Эти упражнения позволяют мне заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Обогащение словарного запаса при изучении
частей речи
Организация словарно - орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, над прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.
Например:
I .Объясните значение выделенных слов.
1. Весело сияет месяц за окном.
Белый снег сверкает синим огоньком. (И. Никитин)
2. Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот. (Ю. Коринец)
Один из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Синонимы в речи могут замещать друг друга, и умелое использование их позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным и выразительным.
II. К каждому существительному из левого столбика подберите близкие по значению существительные из правого столбика.
I вариант
вьюга товарищ
друг зной
жара метель
III. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.
Друг – товарищ, узор -........ ,
труд - ....... , торжество - ........ ,
холод - ........ , боец - ......... .
IV. Спишите, заменяя прилагательное близким по значению словом из скобок.
I вариант.
Быстрая белочка прыгала по д.рев.ям (маленькая, проворная, веселая).
Из ч.щи на п.ляну вышел неуклюжий медведь (огромный, косолапый, лохматый).
V. К именам существительным, данным в парах слов, подобрать существительные, близкие по значению.
Сильная метель - ................. Большое несчастье -...........................
Полная тишина - ................... Буря на море - ....................................
VI. Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.
Бесстрашный летчик -........................ Пасмурная погода - ........................
Занимательный рассказ - .................... Смышленый ученик - ......................
Упражняя детей в самостоятельном подборе синонимов, я добиваюсь, чтобы учащиеся не случайно, а осмысленно выбирали из целого ряда синонимов именно такое слово, которое для данного высказывания будет самым подходящим. Поэтому при проведении таких упражнений очень важно обсуждать в классе, какое слово нужно употреблять в том или другом случае как наиболее соответствующее выражаемой мысли.
Например: Утром к дому прилетела ..... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ..... (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина ......(вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ..... (сползли, слезли, слетели) с крыши. Они ...... (бегали, ходили, скакали, прыгали) и ........... (ели, глотали, кушали, клевали) крошки.
Конечная цель упражнений над синонимами состоит в том, чтобы приучить обучающихся выбирать синонимические слова из своего словарного запаса при выражении собственных мыслей.
Программа по русскому языку для начальных классов предусматривает знакомство не только с синонимами, но и словами противоположного значения (антонимами).
Для того чтобы научить детей различать антонимы и правильно пользоваться ими в своей речи, необходимо включать упражнения, которые в зависимости от поставленной цели могут проводиться и на отдельных словах, и на словосочетаниях, и на предложениях, и на связанных текстах.
Например.
Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. (А.С.Пушкин).
Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.
Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста и т.д.
Спишите. Подберите имена прилагательные, противоположные по значению.
Летний день длинный, а зимний ....................
Гараж низкий, а дом ....... Стебель тонкий, а ствол ................
Хлеб мягкий, а сахар .......... Ручей мелкий, а пруд ..................
В работе над антонимами особого внимания заслуживают комбинированные упражнения.
К данным словам подберите сначала близкие, а потом противоположные по смыслу слова.
Аккуратный, ............, ............... , - ..................
Храбрый, ........... , - ................. .
Грустный, ........... , - ................. .
Темнота, ........... , - ................. .
Интересный, ........... , - ................. .
Быстрый, ........... , - ................. .
Образец: аккуратный, опрятный - неряшливый.
Для нахождения антонимов целесообразно предлагать учащимся и специально подобранные тексты. Особенно удобны в этом отношении пословицы и поговорки.
В данных пословицах и поговорках подчеркните слова, противоположные по смыслу.
· Ученье свет, а неученье - тьма.
· Каково начало, таков и конец.
· Не узнав горя, не узнаешь и радости.
При знакомстве детей с написанием трудных слов учитель имеет большие возможности для осуществления работы над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах, правильного употребления в речи неизменяемых имен существительных (пальто, метро, шоссе), имен существительных в форме родительного падежа множественного числа, словосочетаний некоторых имен существительных (картофель, помидор) с другими словами и др. Кроме того, знакомство с «волшебными словами» (здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношения друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным. Вот несколько заданий, способствующих развитию у школьников культуры речи.
1. Подготовьтесь правильно прочитать слова вслух : километр - километры - километров - километровый; килограмм - килограммы - килограммов - килограммовый.
2. По ритму стиха определите, как произносится слово комбайнер.
Комбайнер жатвою пропах,
Он раньше птиц на старте.
Могучий полевой размах
Вошел в его характер. (Е. Шевелева).
Друзья о космосе мечтают,
Я комбайнером быть хочу .
Ну что ж! Ребята пусть летают,
А я им хлеб намолочу! (В. Сибирский).
Прочитайте стихи вслух. Запомните слово комбайнер,оно допускает двоякое произношение: комбайнер и комбайнёр. Правильно произносить комбайнер.
3. Прочитайте. Найдите в предложениях слово, которое не изменяется. Как определить падеж этого существительного?
Недалеко от шоссе стояла одинокая сосна.
По шоссе идут колонны грузовиков.
4. Прочитайте. Подготовьтесь объяснить, как вы ответили на вопросы, заключенные в трех последних предложениях стихотворения.
- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали, хотя были совсем не знакомы.
- Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)
5. Прочитайте. Спишите любое предложение, вставляя подходящее по смыслу слово благодарности из «Слов для справок».
« ......... , мамочка, обед был очень вкусным!» - сказала Таня, вставая из-за стола.
« .......... , тетя Лена, за книгу, она мне очень понравилась», - произнесла тихо Вера.
«Папочка, ............. тебе от всех ребят. Им очень понравилась экскурсия», - сказал сын отцу.
Слова для справок: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Основной целью словарной работы в начальной школе является обогащение словарного запаса обучающихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. Обогащения словарного запаса обучающихся должно идти в двух направлениях: парадигматическом и синтагматическом.
Основным приемом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование этимологии.
Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, т.к. этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно.
Дальнейшая моя работа направлена на применение более глубокого этимологического анализа, т.к. пропедевтическое знакомство младших школьников с элементами этимологического анализа позволит показать им, что каждое слово в языке имеет свою историю, что причины современной орфографии слова могут быть связаны с его исходным значением.
Эта работа формирует правильное понимание учащимися лексического значения слов и избавит их от большого количества орфографических ошибок.
Словарно-орфографическая работа
I. Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя словами, их мы должны самостоятельно составить из данных букв:
М Р Х Ш
З
О О О О
II. У. Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
Е: Д::: Д:.
М.
В:: Е::. Ь:::.
Какое слово вы составили?
Д.Мы составили слово медведь.
III. Слово вы узнаете, если прочитать написание через одну букву:
П О А Г Л Ъ Ь И Т У О
(Анализ слов идет аналогично предыдущим работам)
IV.Слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Вы его сможете узнать, если сравните два прямоугольника.
Какое это слово?
В
С
Г
И
Л
Г
И
***
***
***
К
П
А
М
О
Т
Н
***
***
Ш
Б
Е
П
Д
У
Ф
***
V. Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи.
VI. Составьте слово, проследив за движением стрелки.
Л
К
М
О
О
VII.Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на шифр.
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
А Б В Г
.4
К
Л
М
Т
3
Р
Э
О
Е
2
С
Я
И
В
1
З
А
Н
О
ШИФР
Б3
Б4
Г3
А4
Г4
А3
В3
Г2
В3
А1
А3
Б1
А2
А2
Г4
В3
Б2
В1
В2
Г3
Комплектация работы: 5 файлов с заданиями, 1 файл с ключами, 1 файл с пояснительной запиской.
В столбце учащийся вставляет пропущенные буквы, затем в этой же строке закрашивает все клетки с этой буквой (или буквами). При правильном выполнении получается какой-либо рисунок, например буква Н.
Словарная работа №1
Фамилия, имя __________________________ , ___ « ___» класс, ______ _________ 20____ год
(дата)
Словарная работа №1
Фамилия, имя __________________________ , ___ « ___» класс, ______ _________ 20____ год
(дата)
1о
2а
3о
4о
5о
6о
7о
8а
9о
к пуста
1а
2а
3о
4а
5а
6а
7о
8а
9а
н ябрь
1е
2е
3е
4и
5е
6и
7е
8е
9е
я чнца
1и
2е
3и
4и
5е
6и
7и
8е
9и
меб ль
1о
2а
3о
4о
5о
6о
7о
8а
9о
г род
1и
2о
3а
4а
5о
6е
7а
8о
9а
гонь
1и
2и
3и
4е
5е
6е
7ё
8ё
9ё
ч модан
1и
2ж
3е
4ы
5к
6ы
7е
8ж
9и
м шо
1б
2п
3кк
4в
5т
6в
7к
8п
9б
ла ша
Выборочный ответ
В последнее время в начальной школе стали применятся элементы программированного обучения, в частности выборочный ответ. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос), учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные (или неполные).Учащиеся должны выбрать правильный ( полный ответ).
Например:
Слова
Ответы
1
2
3
4
б.тон
а
о
а
о
г.зета
о
а
а
о
г.рох
о
а
о
о
Проверив по словарю все ответы, (лучше читать их сверху вниз), учащийся выбирает правильный, в данном случае ответ под цифрой 3: нужно писать батон, газета, горох.
2.Группировка и запись слов по орфографическим признакам (зрительные и слуховые работы)
a) Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так учитель дает слова с неправильными безударными гласными (лимон, победа, канава, котомка) и предлагает записать их столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а,в другой - с безударной гласной о и т.д. В соответствии с этим учащиеся записывают:
а
е
и
о
канава
металл
диван
комар
газета
теперь
лимон
командир
салют
тетрадь
сирень
победа
b) Используется также списывание слов в алфавитном порядке. а также дней недели в порядке прохождения и т.д.
Дописывание орфографических таблиц
Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Например, учащимся начиная со второго класса, можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать таблицу:
а
о
а
а-а
о
о-о
багаж
пассажир
сорока
колокольчик
Методика запоминания словарных слов:1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
^ Требования к ассоциативному образу.а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.Модель: Сл.слово Ас. образпризнак признакАссоциативная связь может быть по:- цвету; - месту расположения;- форме; - звучанию;- действию; - вкусу;- материалу; - назначению;- количеству; - и т.д.б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:береза – по цвету БЕлаябереза – кудрявая нужен грЕбень – чтобы расчесать – по форме, как буква Ерезультат: бЕреза – бЕлая- гребень (Е)^ Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.Примеры словарных слов и ассоциативный образ:гАзета – бумАгадИректОр – крИк, рОтзАвод – трубАинЕй – бЕлый, снЕгкАпуста – зАяц
В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
1. Фонетические упражнения.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.
2. Орфографические упражнения.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости обучающихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию “опасных” мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что “спрятал” автор, используют такой вид упражнений, как письмо с “дырками”, т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.
3. Словообразовательные упражнения.
Большой интерес у обучающихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у обучающихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.
4. Морфологические упражнения.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
5. Синтаксические упражнения.
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.
6. Лексические упражнения.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
Приведу примеры дифференцированных заданий, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков.
2 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.
2 уровень.
Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
3 уровень.
Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
2 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
3 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... . Составь предложение с одним из словосочетаний.
2 уровень.
Восстанови пословицы, используя словарные слова.
1. Хорош ... – белый, а охотник – смелый.2 .... черна , да молоко у нее бело.3. ... – старая льстица.4. Для ... зима – одна ночъ.5. ... – верный друг человека.
3 уровень.
Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.
Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... .
1. За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь.2. Ешь ... соломку, поминай лето.3. Старую ... не травят молодыми собаками.4. Два ... в одной берлоге не живут.5. Без ... зайца не поймаешь.
Лексические упражнения.
1 уровень.
Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.
1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.3. В лесу живет, кур крадет.4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.5. Зимой беленький, летом серенький..
2 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,
1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко.2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.3. Хвост пушистый, мех золотистый.4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков.5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
3 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.
1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.2. Это слово означает “едящий мед”.3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.5. Еще одно значение этого слова пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
3 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.
Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..
2 уровень.
Выпиши слова в два столбика: в первый - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова.
Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город, карандаш, огурец, ученик, мороз.
3 уровень.
Замените цифры буквами алфавита и запишите слово.
16,4,16,18,16, 5.16,3,16,27.17,16,14,10, 5,16,18.16,4,21,18,6,24.12,1,18,20,16,22,6,13,30.14,16,18,12,16,3,30.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.
2 уровень.
Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо.
3 уровень.
Спиши, исправляя ошибки.
Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.
Словообразовательные упражнения.
1 уровень.
№1. Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.
№2.Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь
2 уровень.
№1. Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидорный, помидоровый, помидорки.Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко.Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.
№2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_, огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.
3 уровень.
№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.
1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).2. Дениса послали на рынок за (морковь).3. Марина принесла с (огород) пучок укропа.4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).6. На колхозных полях начали уборку (овощи).
№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
салат
работать
сажать
помидор
вскопать
огород
ухаживать
ходить
выращивать
угощать
торговать
овощ
приготовить
морковь
купить
убирать
Морфологические упражнения.
1 уровень.
№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря.
1. Оля любит есть на завтрак тертую ... .2. Митя увидел крупные, розовые клубни ... .3. Среди овощей нет сочней ... .4. Сзади дома был большой ... с грядками, кустами смородины и малины.5. Всякому ... свое время.6. Сеня взял с тарелки соленый ... .
№2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение.
г_род, з_мл_ника, ов_щи, к_ртоф_лъ, б_реза, п_м_дор, м_рковъ, яг_да, _гурец, ябл_ко.
2 уровень.
Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.
1. Леня с папой все утро работали .... (огород).2. Мама приготовила салат ... (огурец).3. Бабушка испекла пироги ... (морковь).4. На обед дети ели котлеты ...(картофель).5. На полке стояли банки ... (помидор ).
3 уровень.
№1.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.
Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный огурец, торговать овощами, салат из моркови, крупный картофель.
№2. Замените предложение одним словарным словом, измените это слово по падежам.
Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем.Участок земли, где устроены грядки с овощами.Огородное растение, растущее обычно кочаном.
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.
2 уровень.
№2. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, восклицательные.
3 уровень.
Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос.
Как вкусен был картофельный суп с грибами!Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!До обеда Таня решила полить огуречные грядки.Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей!
2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.
- Огородное растение, растущее кочаном - .
- Домашнее животное, родственник волка - .
- Мальчики и девочки в раннем возрасте - .
1.4. Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического навыка.
Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребёнку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приёмы эйдетики можно использовать непосредственно на уроке. Для этого и существуют игры: «На что похоже буква», «Расшифруй эти жесты», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву – изменится слово», загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приёмами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно.
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Берёза – белая берёза.
Завод – завтра на завод.
Завтрак – «На завтрак - рак, кричи ура.
Запад – на западе солнце падает.
Квартира – Ква-ква! Хорошая квартира!» - квакает лягушка.
2. В слове спряталось другое слово.
Вдруг – друг
Горизонт – гори, зонт!
Лисица – братец Лис
Облако – лак
3.Графические ассоциации / по схожести изображения / Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке.
4. Составление ребусов. Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика.
2.1. Виды работ со словарными словами
Hазнообразные виды работ с изучаемыми словами:
1. Загадки:
Дружит с солнышком весной –
Тихий, ласковый такой
А зима завьюжит –
Он с морозом дружит.
В трубах завывает,
С ног меня сбивает! (Ветер)
2. Из слогов составь слово.
ба со ка (собака) зи на кор (корзина)
мо ко ло (молоко) ми по дор (помидор)
3. Из каких слов выпали гласные.
. г . д . к . рт . н б . р . н
т . п . р . г . р . д х . р . ш .
к . ньк . с . п . г . д . в . н
4. Первый слог потерялся.
зина рошо рока
5. Выписать слова, где ударение падает на первый слог.
(Ягода, капуста, помидор, город, заяц, баран, ветер)
6. Выписать слова, где ударение падает на второй слог.
(Сорока, хорошо, корова, яблоня, корзина)
7. Выборочный диктант. Учащиеся записывают только словарные слова. Это наиболее эффективный приём, с помощью которого формируется умение находить слова с непроверяемыми написаниями.
Собака – друг человека. Я живу в городе Чебоксары. Холодный ветер налетел на дерево.
Света помогает бабушке ухаживать за коровой. Собаки увидали кошку и бросились за ней.
8. Дописывание предложений.
В конуре лежит (собака) В зале мы поставили новый (диван) Рыба в воде, а в траве - (ягода) Зимой мы будем кататься на (коньках)
10. Выписать трёхсложные слова из словаря.
(Капуста, )
11. Выписать из словаря слова, в которых только буквы твёрдых согласных звуков
(Хорошо, )
12. Выписать из словаря слова, в которых есть «принцессы» (буквы е,ё,ю,я).
(Ягода, заяц, )
13. Образование единственного числа из множественного или наоборот.
(Барабан, корзина, машина, топор, воробей, помидор)
барабан – барабаны машина – машины воробей – воробьи
14. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
(Суббота, ещё, топор, огород, заяц, ветер, обед)
15. Выпиши слова, которые начинаются с буквы согласного мягкого звука.
(Сапоги, ветер, собака, яблоня, диван, что, шёл, воробей)
16. Выпиши слова, которые начинаются с буквы согласного твёрдого звука.
(Картон, яблоко, ветер, топор, диван, хорошо, машина, капуста)
17. Приведи примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
18. Выборочный ответ. В последнее время в начальной школе стали применяться элементы программированного обучения, в частности, выборочный ответ. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание(упражнение, вопрос), учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.
Н – р: с . рока 1)а 2)о 3)и
19.Запишите слова, в которых встречается буква р.
2.2. Виды работ со словарными словами для второго класса
Во втором классе работа над словарными словами усложняется.
1. Найти в словах парные согласные. Выписать их из словарика.
(Город, вдруг, мороз, рассказ, тетрадь, язык, народ)
2. Расположить слова в алфавитном порядке.
(Человек, сначала, ранец, Россия, погода, дорога, артист, однажды, девочка)
3. Выписать только те слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
(Берёза, весело, учитель, сегодня, тетрадь, иногда, театр, ученик, девочка)
4. От указанного слова образовать родственные слова.
Воробей, воробьиный, воробушек.
13PAGE 15
13PAGE 14815
ГОРФХКОРОВАЖДМАСОБАКАЦЬ