Статья на тему: Какие эффективные приемы и формы работы с учебником необходимо использовать во время обучения на уроках химии
«Какие эффективные приемы и формы работы с учебником необходимо использовать во время обучения на уроке.»
Евсенковой С. И.
Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?
Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель понимает двойственность своего положения. Мы пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.
С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя. Многие учителя не признают эту работу необходимой, так как считают, что в 7-ом, а тем более в 8-11 классах ученик уже подготовлен к работе с учебником учителями начальной школы, литературы и истории. Отрицательный результат налицо: ребята не учатся работать с книгой.
Как изменить существующее положение?
Во–первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание “Читайте параграф”, не заключающее в себе задачу, является одной из причин равнодушного отношения школьников к учебнику. На своих уроках я детям стараюсь давать задания, побуждающие их к самостоятельному поиску источников. Например, при изучении темы в 9 классе «Металлы и их сплавы» ребята ищут материал в дополнительной литературе, а при изучении темы «Углерод», интерес вызывает применение алмазов, их применение и нахождение в природе. Они готовят доклады и сообщения, пользуясь дополнительной литературой.
Во-вторых, одного желания работать с учебником недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: “Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга” Сформулированные Н.К. Крупской правила при работе с книгой не утратили своего значения и в наши дни.
В-третьих, для формирования умений самостоятельной работы с учебником, необходимо знать, как их формировать. В настоящее время нет целенаправленных методик формирования умений, и чаще всего учителя проходят эту школу путем проб и ошибок. На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы работы с учебным текстом, которые условно можно разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические и творческие. В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Такая работа может быть организована на всех типах уроков с подбором наиболее удачных тем и на всех этапах урока. В формировании умений самостоятельно работать с учебником важную роль играют и различные формы занятий, таких как конференция, семинар, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения и применение некоторых новейших педагогических технологий. Так, на своих уроках я использую технологии коллективного способа обучения и технология индивидуализированного обучения, которые в наибольшей мере способствуют формированию умений работы с учебником.
Итак, работа с учебником – процесс малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, “зачем, чему и как учиться?”, являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.
Меня радует то обстоятельство, что у детей появился больший интерес к изучению химии и желание работать с учебником. Учащиеся показывают неплохие результаты в различных конкурсах, участвуют олимпиадах. Выпускники продолжают свое обучение в медицинских и технологических вузах.
15