Статья Особенности подготовки детей к творческим конкурсам и олимпиадам
Особенности подготовки младших школьников к творческим конкурсам и олимпиадам
Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не только на усвоение определенной суммы знаний учащимися, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были в дальнейшем реализованы.
Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются конкурсы и олимпиады разных уровней, ставшие обязательным атрибутом школьной жизни. Для растущего человека важно сравнить себя с другими, чтобы повысить самооценку и лучше понимать себя, окружающих.
Первое правило, считаю я,- участие в конкурсах должно быть добровольным и привлекательным для ребят. Конкурсы надо организовывать так, чтобы они становились событием в школьной жизни и чтобы участвовать в них было престижно.
Второе правило: Детям обязательно нужно видеть результаты своего труда, необходимо, чтобы эти результаты были приняты и сверстниками, и взрослыми. Проведение конкурсов и олимпиад является удачной формой подведения итогов, отслеживания результатов и формирования такого важного качества как результативность.
Конечно, все вы знаете, что основными целями и задачами конкурсов, олимпиад являются:
- пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к той или иной деятельности;
- создание необходимых условий для выявления одаренных детей;
-организация работы факультативных занятий, кружков
- активизация (мотивация, привлечение) к деятельности учащихся в научном обществе учащихся (в средних и старших классах)
Способный ребенок, участвуя в конкурсах, олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед. Поэтому огромное внимание я обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям, знакомя с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных конкурсных заданий.
Опыт работы подсказывает, что к конкурсам и олимпиадам нужно готовить системно и интенсивно.
Системная работа в нашей школе проводится через кружки, факультативные занятия, обучение в заочных школах, через индивидуальные задания с учащимися и т.п.
Интенсивная подготовка проводится непосредственно перед конкурсами, олимпиадами.
При интенсивной подготовке к конкурсам, олимпиадам важную роль для нас играет правильная расстановка сил и учет возможностей каждого ученика.
В работе со способными детьми можно выделить несколько этапов:
1. Прежде всего, необходимо разглядеть учеников- «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
2. Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных, способных детей.
3. Развитие в учащихся психологии лидера. Дети должны не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, имеющие нестандартные пути решения и не имеющие аналогов.
Работу по выявлению одаренных детей начинаю с простых и доступных форм: наблюдение, изучение психологических особенностей ребенка, его речи, памяти, логического мышления. С первых уроков видны активные, испытывающие радость от добывания знаний дети. Их любознательность, оригинальное мышление, нестандартные пути решения задач, эмоциональная, выразительная связная речь, а также усидчивость, кропотливость или, наоборот, подвижность и быстрота выполнения действий помогают строить работу так, чтобы на каждом уроке эти дети имели возможность реализовать природные задатки и проявлять себя в творческом деле. Поэтому часто применяю проблемные и поисковые методы, предлагаю задания творческого характера, головоломки, которые позволяют обучающимся сделать новые победы на пути открытий и развить свои познавательные потребности.
Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения, на мой взгляд, отличается от системы обучения других детей: дополнительные занятия в рамках предметного кружка, факультативного занятия, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы.
В какой бы форме и какими бы методами не проводились данные виды работ, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к предмету. Известный французский физик Луи де Бройль писал, что современная наука - "дочь удивления и любопытства, которые всегда являются ее скрытыми движущими силами, обеспечивающими ее непрерывное развитие".
Одаренного ребенка, несомненно, должны поддерживать все: родители, педагоги, друзья. Независимо от того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем. Даже если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним.
При таком подходе учащиеся начальной школы охотно соглашаются выступать на олимпиадах, участвовать в конкурсах. Похвала учителя, родителей, признание одноклассников и вера в себя – залог успеха.
И последнее, с первых дней учебы задача учителя - показать малышам радость познания мира, убедить, что силу уму придают упорный труд и тренировки. Только такая активная позиция ученика начальной школы приучает его ум к постоянному поиску. Только правильное поведение взрослых людей, окружающих ребёнка, поможет ему без хандры и паники, легко и интересно, участвовать и побеждать в олимпиадах и творческих конкурсах.
Использованы материалы интернет-сайтов.
Использованы материалы с интернет-сайтов:
nsportal.ru
ladlav.narod.ru
orenklass.narod.ru
school.mephi.ru
irorb.ru
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Работу по выявлению одаренных детей начинаю с простых и доступных форм: наблюдение, изучение психологических особенностей ребенка, его речи, памяти, логического мышления. С первых уроков видны активные, испытывающие радость от добывания знаний дети. Их любознательность, оригинальное мышление, нестандартные пути решения задач, эмоциональная, выразительная связная речь, а также усидчивость, кропотливость или, наоборот, подвижность и быстрота выполнения действий помогают строить работу так, чтобы на каждом уроке для этих детей была возможность реализации природных задатков и проявления себя в творческом деле.
Кроме того, можно использовать диагностику одаренности, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра
Определив таких ребят, важно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я применяю проблемные и поисковые методы, предлагаю задания творческого характера, головоломки, которые позволяют обучающимся сделать новые победы на пути открытий и развить свои познавательные потребности.
Детям, которые проявляют повышенный интерес, я даю дополнительные задания для домашней работы. Затем эти задания проверяю, и разбираем с учащимися допущенные ошибки или находим другие способы решения.
На уроках стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей предлагаю более сложные задачи.
Также провожу уроки с практической направленностью. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Провожу различные викторины, конкурсы: «КВН», «Умники и умницы», «Своя игра» и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Работу по подготовке к олимпиадам провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребенка, о полноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Проведение любого творческого конкурса требует от педагога немало усилий. Оттого, насколько грамотно и четко будет организовано это мероприятие, зависит его успех. Важно, чтобы проводился внутриклассный отбор, потому что учащиеся, которые уже поучаствуют во «внутреннем» конкурсе, будут свободнее и увереннее себя чувствовать на общешкольном мероприятии, смогут учесть свои ошибки и сделать упор на положительные моменты работы.
Также важен сам процесс подготовки конкурса. Не обязательно заставлять всех учеников класса принимать в нем участие. Но привлечь каждого к организации творческого соревнования - необходимо.
В начале учебного года, когда ребят еще немного расхолаживают воспоминания о каникулах, уместно провести творческий конкурс о прошедшем лете и впечатлениях, полученных на отдыхе. Такое мероприятие станет неким «подведением итогов» свободных от учебы месяцев, переходным периодом от каникул к учебному процессу. И, конечно, позволит детям поделиться новостями, эмоциями, впечатлениями.
Итак, банальное сочинение «Как я провел лето» можно превратить в увлекательное мероприятие - конкурс короткого рассказа или стихотворения. Главное - чтобы тема была сформулирована четко и ясно. Сюжетом литературного произведения может быть интересный эпизод, произошедший с его автором на каникулах, несколько значимых событий, случившихся с ребенком летом, или даже вымышленная история. Когда школьники поймут предлагаемое задание, они смогут реально оценить свои возможности и определиться с участием/ неучастием в конкурсе.
Ребята, которые решили не писать рассказ или стихотворение, привлекаются к организационным работам. Проведение подобного конкурса должно быть соответственно оформлено. Участники не только пишут литературные произведения, но и презентуют свою работу жюри и зрителями. Некоторым школьникам сложно выступать перед аудиторией: они могут смутиться, испугаться, испортить впечатление от своего рассказа или стихотворения, что отразится на оценках жюри. В такой ситуации можно найти «говорящую голову»- чтеца, способного презентовать творение участника зрителям. Пусть ребята сами подумают, кому из одноклассников они могут доверить такое ответственное задание.
После того как участники получили задание и определили чтецов своих будущих произведений, следует приступить к организации финальной части конкурса. Оставшиеся ребята (не являющиеся участниками и чтецами) могут подготовить сценарий финального этапа, приготовить подарки победителям и поощрительные призы участникам, оформить классное пространство, убраться после мероприятия.
Существенный вклад в подготовку к конкурсам, олимпиадам вносят учителя, которые организуют и проводят школьный этап олимпиад, конкурсов, отвечают на вопросы школьников, готовят их к следующим, более сложным этапам. Это требует от учителя и глубокого знания своего предмета, и владения методикой подготовки школьников.
15