Исследовательская работа на тему: Эффективные методы и приемы запоминания английских слов

Мунициипальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа№4»
Чистопольского муниципального района





Исследовательская работа на тему:
« Эффективные методы и приемы запоминания английских слов»




Работу выполнили :ученицы 6б класса
МБОУ «СОШ №4»
Колесникова Алёна и Исмагилова Жанна
Научный руководитель :учитель
английского языка
Заббарова Гузель Ильдусовна







Чистополь, 2016


Содержание:

Введение . 3
Изучение теоретической части вопроса . 4
Способы и приёмы запоминания английских слов. 6
Ход исследования . Практическая часть. 7
Заключение.. 11
Источники информации .. 12
























Введение
Сегодня почти невозможно обойтись без английского языка. Слова на английском языке мы встречаем в магазинах, на вокзалах и других общественных местах. Кроме того, для путешественника просто необходимо знать международный язык общения. Очень важно изучать английский язык и пополнять лексический запас распространённых слов и выражений.
Но, изучая английский язык, мы сталкиваемся с проблемой эффективного запоминания слов. Как же научиться быстро и эффективно запоминать новые слова на английском? Какие существуют профессиональные методы запоминания новых английских слов? Об этом и пойдет речь в нашем исследовании.
Цель работы: Выявить и использовать эффективные способы и приёмы запоминания английских слов, необходимых для успешного владения английским языком.
Актуальность исследования: заключается в том, что словарный запас английских слов нужно пополнять каждый день и в связи с этим нам стало интересно узнать какие эффективные методы для этого существуют.
Задачи:
Узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память».
Определить какие способы и приёмы запоминания слов используют мои одноклассники при изучении английского языка;
Разработать брошюру с подробным описанием существующих способов и приёмов запоминания английских слов.
Предмет исследования: эффективные способы запоминания английских слов.
Объект исследования: английская лексика.
Использовались следующие методы исследования:
Сбор информации по теме исследования;
Описательный и аналитический метод;
Метод статистической обработки результатов;
Обобщающий метод.
Изучение теоретической части вопроса
Все мыслительные процессы начинаются в нашей голове. Вот с нее мы и начнем. Что такое память, как она возникает?
В статье Натальи Розановой «Как улучшить память?», мы нашли определение памяти, «Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию».
Как известно, человеческий мозг делится на левое и правое полушария, каждое из которых состоит из 4 долей: лобная; височная; теменная; затылочная.
В каждой из них происходит своя запись информации, причем и сведения для записи выбираются разные.
Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Считается, что у людей с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито, прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы, скульптуры и т. д.
Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.
Полушария не работают отдельно друг от друга, между ними существует связь . От того, насколько хорошо развита эта связь зависит разносторонность человека, поскольку они принимают участие в любом действии.
Правое полушарие производит новое, неизвестное, оригинальное, а левое упорядочивает находки и решения, выстраивает их и контролирует.
Память можно разделить на 3 главных вида :1) сенсорная (или иконическая) память; 2) кратковременная (или рабочая) память; 3) долговременная память;
Ультракороткая (иконическая) память удерживает информацию в течение очень короткого времени – нескольких миллисекунд. Если эта информация не была передана в другое хранилище, она стирается. В противном случае она попадает в кратковременную память. Здесь она хранится 15–30 секунд и также безвозвратно теряется в случае ненадобности. В обратном случае информация передается в долговременную память, где она обрабатывается и сохраняется довольно продолжительное время.
Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.
Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:
1. непреднамеренное (или непроизвольное)
2. преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель запомнить некую информацию и использует для этого специальные приемы запоминания. Дело в том, что на запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип вашей личности, (визуал вы, аудиал, или кинестетик).
Визуал- человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Соответственно, нужно будет делать поправки и на эти ваши особенности например, кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видео записи (даже намеренно закрыв глаза), а визуалу изучать фото- и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.


II.Способы и приёмы запоминания английских слов:
Рассмотрим несколько приемов и методов запоминания английских слов.
1. Метод ассоциаций ( фонетических- звуковых).
Например, в переводе с английского слово «goose» означает «гусь», «tiger» «тигр», «secret» «секрет», «visit» «визит» (навещать, наносить визит).Ассоциация: Голодный хан гриб съел. С помощью этой ассоциации легко запоминается слово hungry – голодный. Silly – глупый Ассоциация: Он был сильный, но глупый.
2. Использование рифмовок, стихов и пословиц. Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы
Сказал волчице серый волк: "I want to go for a walk". “Нельзя гулять”, – кричит волчица, – Ты должен день и ночь трудиться!” С тех пор и воет серый волк:  "I want to go for a walk."
3. Стикеры. На стикерах вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате : «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Поймав взглядом развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и вы достаточно быстро сможете пополнить свой словарный запас.
4. Попугай. Этот способ годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами.
5. Карта памяти. Более прогрессивный метод карты памяти (Mind Maps) или, по-другому, блок-схемы, которые помогают учить слова тематически. Берем большой лист бумаги (например, формата А3), пишем в центре тему, по которой будем собирать слова.
Например, тема «Путешествие»- Travelling. Теперь от этого слова рисуем лучики подтемы – транспорт- transport, отель- hotel, экскурсии- excursions. Следующий слой еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены позже.
6. Тематические карточки или Flashcards – это наиболее популярный метод заучивания слов. На одной стороне пишите слово, на другой – перевод. Блоки карточек разных цветов можно группировать по темам, частям речи, синонимическим рядам и т.п. Карточки берите с собой куда угодно и перебирайте при каждом удобном случае стороной с английским словом вверх, пытаясь вспомнить, что каждое из них означает. Карточки с особенно трудными для запоминания словами можно складывать в отдельную стопку и перебирать чаще обычного. Важно не напечатать слово, а написать его от руки, поскольку при написании их от руки используется память воспроизведения.
7. Аудиолингвистический метод. Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском. Прослушивание аудиозаписей хорошо тем, что таким образом язык можно учить практически в любое время, например, по дороге на работу, на утренней пробежке и т.д.
III. Ход исследования . Практическая часть.
Мы с удовольствием изучаем английский язык, нам нравится, как он звучит, и мы любим слушать стихи и петь песни на английском языке. Но нам иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова. А учитель всегда говорит нам, что без знания лексики, нельзя заговорить на английском языке. Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти разные варианты запоминания новой лексики. Одна из задач нашего исследования выявить способы и приемы запоминания новых слов учащимися 6-х классов нашей школы. Для этого мы составили анкету и провели анкетирование
Анкета.
Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?
Труден ли английский язык для изучения?
Что вызывает особую трудность?
Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова?
Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.
Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?
В анкете приняли участие 63 ученика. Проанализировав ответы своих друзей, мы выяснили, что 20 участников анкеты с удовольствием учат английский язык: 28-ми обучающимся он дается легко, а остальным 15-ым не совсем.
Основными причинами, почему им нравится английский язык дети называли:
Он будет нужен при поступлении в высшие учебные заведения;
Просто интересно;
Нравится слушать английские песни;
Хочу разговаривать на английском языке и понимать, что говорят англичане.
10 учащихся не любят учить английский язык, так как им трудно запоминать слова и писать словарные диктанты. Особую трудность у них вызывает грамматика, перевод и необходимость запоминания новых слов.
У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню. Второй – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. Третий – запоминаю прямо на уроке – после многократного повторения за учителем, и при последующем выполнении упражнений.

В основном наши одноклассники за словарный диктант получают следующие оценки: 6 человек – «5» (24%); 9 человек – «4» (36%); 6 человек – «3» (24%); 4 человека – «2» (16%).

После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, мы предложили шестиклассникам выбрать самый подходящий для них вариант способа заучивания слов, который в дальнейшем они будут использовать при работе над словами. И вот результаты проведённого опроса: Стикеры – 27 чел. (24%); Карта памяти - 15 чел. (20%); Подсознание- 10 чел. (16%); Ассоциации – 7 чел. (4%); Заучивание – 6 чел. (8%); Синонимы, антонимы – 4 чел. (4%); Попугай – 3 чел. (12%); Аудирование - 1 чел. (4%); Визуализация – 2 чел. (8%)


По мнению моих одноклассников, следующие методы являются самыми эффективными: Метод «Стикеров», «Карта памяти» и «Подсознание».
После того, как учащиеся выбрали свой метод разучивания английских слов, прошёл месяц, и результаты у большинства улучшились. В основном за словарные диктанты они получают следующие оценки: 9 человек-«5» (48%), 6 человек-«4»(28%), 2 человека-«3»(24%) и никто не получил «2».


Чтобы выяснить к какому типу личности они относятся: визуалам; аудиалам или кинестетикам, мы провели тесты. (См. приложение)
10 человек – визуалы, 5 человек – аудиалы, 2 человека – кинестетики.

В основном, в моём классе преобладают визуалы, вот почему для них такие методы как метод «Стикеров» и «Карта памяти» оказались более приемлемыми и эффективными.












Заключение:
Изучая многочисленную литературу и работая над этой темой, мы поняли, насколько актуальна и интересна данная тема. В наши дни значимость обучения английскому языку возрастает, и мы знаем, что многие из нас испытывают трудности при запоминании иноязычной лексики. В своей работе мы изучили необычные способы более успешного запоминания иностранных слов и дали рекомендации по работе с новыми словами. Интересно было подводить итоги анкетирования. Учащиеся не стараются запомнить иноязычные слова, прибегая к различным, более лёгким способам, а просто их заучивают. После прочтения нашей работы в классе большая часть одноклассников заинтересовалась несколькими методами. Но, использовав их на практике, они выбрали подходящие для себя способы. Это такие способы, как метод «Стикеров», «Карта памяти» и « тематические карты / Flashcards». Выбор способов и приемов зависит от типа личности: 1) Визуал; 2) Аудиал или 3) Кинестет. В основном, в нашем классе преобладают визуалы.
В результате проделанной работы мы поняли, что методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, помните, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогут нашим одноклассникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.
Создана памятка с подробным описанием существующих способов и приёмов запоминания английских слов, с рекомендациями по работе над английскими словами для их разучивания, запоминания и успешного использования их в устной речи, что украсит и обогатит наш словарный запас.
Материал данного проекта можно использовать для разучивания английских слов, как на уроке, так и во внеурочное время.



Источники информации
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1995
Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2003.
С. А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].  Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008.
Дёмин Р. Н. Танец как форма философствования и мнемотехники. //Философия  Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г. М., 2006.
Наталья Розанова «Как улучшить память?» Изд-во АСТ, 2005г.
Энциклопедия для детей. Т.18. Ч. 2, 3. Человек. – М.: Аванта+, 2004.
Дюкина О.В. Дневник классного руководителя средней школы. - М.: Вако, 2009.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




Диаграмма 1Диаграмма 1Диаграмма 3 
·