Методические материалы: Приёмы обучения выразительному чтению

Приемы обучения выразительному чтению
прием показа
Показ основывается на образцовом чтении учителя. Говоря об исполнении учителем того или иного произведения, Е.В. Язовицкий отмечал, что учитель должен твердо помнить, что он является прежде всего чтецом, рассказчиком, а не актером. Главная задача заключается в том, чтобы поделиться с обучающимися теми мыслями и впечатлениями, которые возникли у него в процессе работы над текстом.
Прием показа осуществляется в различных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие:
образцовое чтение учителем;
повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;
прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста; показательное, выразительное чтение обучающимися
прием творческого чтения
Виды учебной деятельности учащихся:
Чтение художественных произведений в классе и во внеурочное время;
Выразительное чтение с соблюдением его особенностей и основных
харатеристик;
Заучивание текста наизусть;
Активное слушание художественного чтения;
Составление плана, с помощью которого можно будет стимулировать живое, образное воспроизведение эпизодов;
Художественное рассказывание и пересказ текста;
Составление сценария, а также иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
Составление читательских отзывов о прочитанной книге, кинокартине, спектакле и т.п.;
Рассмотрение иллюстраций, комментирование и оценка их;
Написание сочинения, эссе на основе полученных впечатлений
прием литературно-художественного чтения
Целью данного приема является формирование эстетического вкуса обучающихся, активизация интереса к литературе как искусству слова. Стоит отметить, что художественное рассказывание – это свободная передача произведения, при исполнении которого образцом является искусство народных художников. Если обучающиеся смогут овладеть данным приемом, то им будет проще читать прозу. То есть обучающимся будет легче дословно передавать прозаическое произведение.

На первоначальном этапе обучения чтению, прием показа является наиболее эффективным для работы над выразительным чтением. Цель данного приема состоит не только в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства.
прием партитурных пометок
Прием показа целесообразно сочетать с приемом партитурных пометок в тех случаях, когда они могут оказаться полезными в создании нужного тона. Для обозначения различных явлений в устной выразительной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте и т.д. Такую разметку текста условно называют партитурой.
Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры.
Возможен такой порядок работы:
обучающиеся читают, следуя составленной учителем партитуре;
обучающиеся совместно с учителем составляют партитуру;
обучающиеся самостоятельно выполняют партитурную разметку текста для выразительного чтения.
Стоит отметить, что партитурные знаки лучше вводить постепенно. Выбор знаков напрямую зависит от типа произведения и наиболее частых ошибок, допускаемых обучающимися при чтении, и конечно, стоит учитывать тот факт, что подготовленность к такому виду работы у обучающихся находиться на разных уровнях.
Партитурные знаки можно классифицировать на надстрочные, строчные и подстрочные, по месту расположения в тексте. Л.А. Горбушина предлагает следующие наиболее часто употребляемые партитурные знаки:
Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ( / ) над буквой.
Фразовое ударение, то есть ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, а психологическое обозначается (П) перед словом или предложением.
Паузы: короткая – вертикальным пунктиром ( ¦ ), средняя – одной вертикальной чертой ( | ), длительная – двумя вертикальными чертами ( || ).
4. Слитное произнесение обозначается ( дугой ) над словами
Повышение голоса обозначается стрелкой вверх, над ударной гласной слова
( ), понижение голоса – стрелкой вниз (); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.
Темп и ритм отмечаются отдельно, на полях, словами: медленно, быстро,
ускоряя или замедляя и т.п.

прием объяснительного чтения
Следующий методический прием – это прием «объяснительного чтения», основателем которого является К.Д. Ушинский. Сущность данного приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение».
Объяснительное чтение способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают словарный запас и развивают словесно-логическую речь и мышление
прием воспитательного чтения
Прием воспитательного чтения Ц.П. Балталона. Сторонники данного приема справедливо полагали, что даже плохо читающий ребёнок в состоянии слушать и сопереживать «живому» чтению учителя. Урок, построенный с использованием воспитательного чтения, начинается с чтения произведения учителем, затем обучающимся предоставляется возможность составить план рассказа. Следующим этапом работы по данному приему является проведение урока-беседы. На этом уроке обучающиеся делятся впечатлениями о прочитанном тексте, они зачитывают основные эпизоды, а учитель дает комментарии, также производится оценка жизненных явлений, отображенных в тексте, обсуждается эмоциональное воздействие произведения на младших школьников.

Picture 1615