Эффективные приёмы , способствующие правильному выразительному чтению
Эффективные приёмы, способствующие выработке правильногои выразительного чтения
Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо, а на уроках литературного чтения оно просто необходимо.
Приёмы, которыми это достигается, зависят от жанра изучаемого произведения.
1. Художественно читает учитель, дети подражают.
2. Объяснительное чтение. ( Чтение части - разъяснение.) Очерки, научно-познавательные статьи.
3. Литературное чтение, творческое чтение - особый метод, когда ученик вникает в сущность художественного произведения, когда ребёнок видит, что хотел показать автор.
4. Воспитательное чтение (выборочное). Чтение - диалог, подтверждение. Цель: нравственное воспитание.
5. Чтение - рассматривание, структура книги, предисловие, послесловие.
Приёмы, которые позволяют научить читать выразительно, а значит, осмысленно:
- правильно произнести орфографически, орфоэпически трудные слова.
- проникновение в тайну слова (лексическое значение, синонимический ряд).
- зарядка для языка:
Ра- Ра- Ра
Ла- ла- ла
За- за - за и т. д.
- чистоговорки (чёткое, ритмичное произношение с разными заданиями: весело, грустно, с обидой, рассердившись, таинственно и т. д.- дети становятся соавторами писателя. Например, Джани Родари « Планета новогодних ёлок».
Катя Мосейчук написала свою главу и назвала её « Планета цветов». Эта планета намного меньше и поэтому календарь короче. На этой планете год длится 3 месяца. В каждом месяце 10 дней, а в неделе всего 2 дня вторник и четверг. На планете Цветов солнце светит в 2 раза ярче, чем на других планетах, день длиннее. Например, с 5 часов утра и до часу ночи.
СверхиюльВ этом месяце в неделе 2 дня: вторник и четверг. Все дни рабочие. Существа, живущие на этой планете, работают без перерыва.
Памятные даты
1 сверхиюля годовщина рождения профессора. Его изобретение: пыль на тумбочке.
Гороскоп
Рождённые в этом месяце будут чувствовать себя превосходно. Но время от времени будут бояться окружающего мира.
Почётное звание Кавалер Ордена лысой девушки и её сникерса.
Поговорки месяца
Не суй свой нос, а то откусят. Никогда не делай так, чтобы было плохо окружающим.
- незнакомые слова учу познавать в контексте, до чтения над словом не работаю.
- работа над художественным словом проводится через сердце ребёнка, через его видение.
- выразительное чтение - сразу после открытия идеи произведения: прочитать так, чтобы показать позицию автора. Читает тот, кто сможет подобрать правильную интонацию. Дети лучше взрослых понимают японские трёхстишия - хокку Иссы, Басе... Буддизм учит не печалиться, моим ученикам это близко. В Японии отмечают праздник цветения сакуры, праздник любования полной луной, багряной листвой осенних клёнов. В этих стихах нет рифмы, ритма, нет метафоры, олицетворения. Каждое хокку заканчивается многоточием... Есть о чём подумать, о чём поговорить... Философский смысл этих трёхстиший понятен детям, они глубоко чувствуют и даже сами пробуют сочинять.
Хокку
-прочитать
-остановиться...
- вдуматься...
Влад Никитченко
Ты принёс свет, голубь,
Можешь спать спокойно.
Ты не чужой.
Катя МосейчукПушистые воробьишки!
Откуда вы прилетели?
С юга, наверное?
Якубов Миша
Спи, малыш,
Не беспокойся,
Сбудется твоё желание.
Коснырев Илья
Вот идёт большой медведь.
Но он так мал
По сравнению с миром.
Смеян Ваня
Проснулся утром,
Умылся сам
И умыл свою планету.
За окном льёт дождь,
Часы отстукивают время,
Наверное, оно бесконечно ?Концевая Оля Какой цветок красивый!
Кто его заметит?
Только человек добролюбивый.
Для того чтобы заинтересовать детей чтением, научить работать с текстом, выразительно его читать применяю следующие приёмы:
1. Фотографирование
2. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения.
3. Игра «синонимы».
4. Групповое чтение.
5. Чтение «спринт».
6. Чтение « разведка».
7. Чтение со счётом слов.
8. Чтение со счётом слов тройками.
9. Чтение со счётом строк. Ю.Чтение со счётом парами строк.
Чтение «спринт»
Этот вид чтения заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя текст. При этом в процессе чтения им надо сжимать плотно зубы и губы.
Чтение «разведка»
При поиске ответов использовать вертикальное движение глаз по странице, просматривая каждую строчку за 1 удар метронома (песочные часы). Взгляд учащиеся должны спускать сверху вниз страницы по строчкам, как по ступенькам, а это легче делать, выделяя читаемые строчки указательными пальцами рук. Пальцы должны двигаться по полям за краями строчек. Учащимся нужно объяснить, что разведчикам часто нет возможности читать весь текст и тогда ответы на вопросы они ищут, просматривая строчки.
Чтение со счётом слов
Дети должны на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно уяснять и его содержание, а после окончания подсчёта слов назвать это число и ответить на сформулированные вами перед чтением вопросы к тексту.
Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой- счётом слов.
Перед непосредственным выполнением упражнения нужно очень подробно объяснить учащимся, что и как они должны делать.
1) Сосчитать число входящих в текст слов.
2) Ответить на вопросы, которые вы до начала упражнения им скажите. Вопросов в 1 классе должно быть не более 3- х, во втором- не более 4- х, в 3- не более 5- ти.
3) Плотно сжимать зубы и губы во время выполнения упражнения.
Для контроля сжатия зубов и губ дети должны прижимать к губам указательный палец левой руки в течение всего чтения со счётом слов.
Первым вопросом учащимся по окончании ими чтения со счётом слов должен быть вопрос о числе слов, содержащихся в тексте. Ответ на этот вопрос можно считать отличным, если ошибка в числе слов не превышает 2%, хорошим при отличии на 2- 5 %, удовлетворительным, если числа расходятся на 5- 10 %.
В 1 классе считать не более 200 слов в тексте, во 2- 300, в 3- 350. После чтения одним из 3- х способов про себя, идёт чтение вслух этого же текста выразительно.
Виды работ над текстом:
1. Чтение всего текста ( по заданию учителя ).
2. Чтение, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, после чтения пересказывание.
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
7. Чтение цепочкой по предложению.
8. Чтение цепочкой по абзацу.
9. Чтение вполголоса.
10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11. Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
15. Чтение «выше нормы» (в основном, это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10-15 слов).
16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
17. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
18. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
19. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
20. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
22. Чтение, подборка звукового оформления « фильма».
23. Беседа с сопровождением выборочного текста.
24. Нахождение в тексте 3, 5, 7...выводов.
25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после прочитанного учителем или учеником текста.
26. Чтение рассказа о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
27. Установление путём чтения причинно- следственных связей.
28. Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)
29. Чтение по ролям.
30. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
31. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
32. Нахождения предложения (отрывка), который мог бы прочитать вот этот человек:
33. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, с вопросительным, запятой, многоточием...
36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на прошлом конкурсе).
37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо быстро, медленно.
40. Чтения стихотворения, расстановка пауз.
41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
Обучая читать стихи мерно останавливаться, чувствовать объём строки (предложения) мы воспитываем в детях чувство ритма.
Выразительное чтение стихотворения учителем — одно из основных условий полноценного восприятия детьми поэтического текста.
«...Прочесть, как следует произведение лирическое - вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно и душой и сердцем почувствовать всякое слово его - и тогда уже выступать на публичное его чтение», -писал Н. В. Гоголь, который сам был прекрасным чтецом.
Работу над голосом я начинаю в период обучения грамоте (совместно с постановкой правильного дыхания). Глубокий вдох на точках, к добору воздуха на коротких паузах. На основе правильного дыхания упражняю детей в хоровом чтении разной громкости, скорости и высоты звучания. Дикционная нечёткость, неясное или неправильное произношение звуков или заглатывание их затеняет, либо извращает смысл: вскрыть- скрыть, хлопать - слопать. Работа над скороговорками помогает выработать чёткую речь:
- про себя
- беззвучно с чёткой артикуляцией
- потом медленно шёпотом
- тихо
- громче
- громко и быстро
43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
44. Вычленения слова из рассказа к предложенной схеме.
45. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило.
46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
47. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а) существительное + прилагательное;
б) сущ. + глагол;
в) местоимение + глагол (можно наоборот).
49. Чтение, пометка непонятных слов.
50. Чтение слабо читающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (Например: Мор- ков- ка)
51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным, которые записаны на доске.
53. Чтение слов, к которым даны сноски.
54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
56. Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором)
Интересные приёмы чтения, помогающие активизировать познавательную деятельность учащихся:
1 «Диалог». Два ученика читают поочерёдно по одному предложению.
2.«Дуэт». Все дети читают вслух, друг друга не слушают. Получается разноголосица. Воспитывается внимание, сосредоточенность, понимание текста.
3. «Хор». Читают все вместе, прислушиваясь, друг к другу.
4.«Мнимое слово». Учитель читает текст, дети следят за чтением. Учитель Намеренно в каком-то слове допускает ошибку, дети, заметив её, тут же хором исправляют.
5.«Громкий буксир». Учитель читает текст, дети следят за чтением. Учитель меняет темп, громкость, и это же делают дети. Учитель может остановиться, а дети продолжают читать вслух, через 3-4 предложения учитель снова включается
6.«Эхо». Учитель или сильный ученик ведёт в чтении: читает по одному слову, дети сразу же повторяют. Например: Возле (возле) школы (школы) растёт (растёт) берёза (берёза).
7.«Поза». Даётся команда: «Расслабиться!» Дети отрывают от текста глаза, уводят их в сторону, снимается напряжение с мышц глаз. Отдых 20-30 сек. Затем подаётся команда: «Поза!» Все дети настраиваются на чтение и читают.
8. «Засечка-бросок». При слове «бросок» все начинают читать на время, при слове «засечка» приостанавливаются, запомнив последнее слово, отводят глаза. Отдых 20-30 сек.
9.Чтение «молча с копилкой вопросов». Дети читают текст молча. Кто прочитал, поднимает сигнал и готовит копилку вопросов. Вопросы можно задавать друг другу, вариант варианту, ряд ряду, мальчики девочкам и т. д.
10.« Игровые команды»- систематическое чтение на время (3-5 мин). Каждой команде читать разными способами: вслух, гудением, шёпотом, про себя.
11.Чтение с использованием линейки для чтения с препятствиями. Линейка накладывается на текст. При наложении линейки поперёк текста перекрываются некоторые буквы, словосочетания, слова. Дети должны мысленно восполнить перекрытые участки строки, восстанавливая смысл.
12.Пять минут активного чтения. Дети надевают « наушники», т. е. ладошками прикрывают ушки и читают 5 мин любую художественную книгу, которую они принесли с собой на урок. Затем дети рассказывают, о чём они прочитали. Это нравится детям и способствует улучшению техники чтения. Эта пятиминутка устраивается всегда в начале урока. Для повышения активности дети получают на уроке несколько оценок, за все виды работ, которые записывают на листах бумаги. За активное чтение они ставят самооценку. Например: активное чтение- 4, домашнее задание - 5, ответы на вопросы-4, чтение парами- 4, домашнее чтение -5. В конце урока в журнал выставляется общая оценка.
13.Домашнее чтение. Каждый день дома дети читают какую-то книгу, рассказывают о прочитанном домашним или читают для них вслух. Родители в дневнике выставляют оценку со своей подписью. На уроке учитель проверяет домашнее чтение.
14.Работа парами. Сидящие за одной партой работают в паре. Один читает, а другой выставляет оценку или задаёт вопросы. И наоборот.
15.Семейное чтение. Учитель предварительно говорит: Сядем рядком, поговорим ладком, почитаем дружно, потому что нужно. После называют двоих (соседей по парте ) и они начинают вместе читать.
16.В начале урока на доске пишется вопрос, на который дети должны дать ответ в конце урока. Вопрос должен отражать основную мысль текста.
17.« Сюрприз». Развивает интерес к чтению. На каждый урок назначается 2 ученика готовить сюрприз, т. е. что-то интересное и необычное. При подготовке дети должны использовать газеты, книги, журналы. Это могут быть стихи, загадки, пословицы, интересные сообщения.
Используя выше перечисленные приёмы на уроке, можно провести урок интересно, с максимальной пользой, прививая любовь к чтению, повышая технику, развивая познавательный интерес и речь учащихся.