Методические указания по выполнению практической работы по дисциплине Деловое общение


Методические указания по выполнению практической работы по дисциплине «Деловое общение»
Тема: «Конфликт и приёмы выхода из неё»
Цель работы:
- научиться определять различные виды конфликтов;
- закрепить основные стили поведения в конфликтных ситуациях;
- приобрести первичные навыки разрешения конфликтов.
Общие теоретические сведения.
Конфликт- это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает всё, что бы была принята её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликтогены- это слова, действия (или бездействие) могущие привести к конфликту.
Все конфликты принято подразделять на два вида:
1 Конструктивные – те, которые способствуют принятию обоснованных решений и лучшему развитию взаимоотношений.
2 Деструктивные - те, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную ситуацию, прекратить противостояние.
Классификация конфликтов:
1 Внутриличностные - здесь участниками конфликта являются не люди а различные психологические факторы внутреннего мира личности ( потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.). Возникает в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями.
2 Межличностные - конфликты, в которые вовлекаются индивиды, воспринимающие себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения. Это самый распространённый тип конфликта.
3 Конфликт между личностью и группой - проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда.
4 Межгрупповые – конфликт внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.
Основные виды конфликтов:
1 Стремление к превосходству;
2 Проявление агрессивности;
3 Проявление эгоизма.
Разрешение конфликтов: когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для его разрешения ему необходимо выбрать определённую стратегию и стиль поведения.
Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях:
1 Конкуренция;
2 Уклонение;
3 Приспособление;
4 Сотрудничество;
5 Компромисс.
Человек, находящийся в конфликтной ситуации, должен выбрать оптимально подходящий для её разрешения стиль поведения. Его выбор зависит от учёта, анализа всех сторон, условий происходящего конфликта.
Задание к практической работе №1 «Конфликт и приёмы выхода из него».
1. Выберете пример конфликтной ситуации (приложение 2) или представьте собственный пример (предварительно согласовав с преподавателем).
Изложите его, дополнив подробным описанием всех перипетий конфликтно ситуации, позиций взглядов действующих лиц, ходом событий.
2. В соответствие с лекционным материалом определите тип, вид данного конфликта, выделите объект (конфликтоген) данной ситуации.
3. Выберите стратегию поведения, наиболее приемлемую для разрешения данной ситуации, обоснуйте свой выбор.
4. Напишите возможный вариант разрешения данной конфликтной ситуации при условии применения выбранной вами стратегии поведения.