Мастер-класс «Вычисление площади поверхности геометрических тел»


Семеусова О.И.
Преподаватель математики
АГОУ СПО « Саяногорский политехнический техникум»
Мастер- класс « Вычисление площади поверхности геометрических тел»
Цель занятия: отработать знания основных понятий, определений, формул по теме «Площади поверхности геометрических тел » и умения применять эти знания в практической деятельности
Тип занятия: Урок-практикум
Оборудование: карточки-задания «Найди свою «половинку», таблица с формулами « Площади поверхностей геометрических тел» , заварники различной формы, линейки, карандаши, калькулятор, листы с таблицами для работы, историческая справка о чайной церемонии.
Ход занятия
Уважаемые коллеги, мне бы хотелось представить вашему вниманию мастер-класс по теме «Площади поверхности геометрических тех», для профессии «Повар-кондитер». Не секрет, что порой очень сложно заинтересовать ребят, которые пришли учиться в НПО изучением общеобразовательных предметов. Часто мы слышим от учащихся такие фразы: « Зачем нам изучать темы по математике, которые никогда мне не пригодятся в жизни?» А разве мы можем точно просчитать на будущее, что именно нам не пригодится?
И мне хочется как-то изменить мнение своих учащихся по отношению к математике, и показать, что математика нас окружает повсюду даже на кухне. Ведь основное место в профессии повара-кондитера занимает кухня. И лишних тем в математике, которые мы изучали в школе и продолжаем изучать в техникуме, просто нет. Я стараюсь показывать связь основных тем математики с практической деятельностью. Сегодня я покажу, как можно связать изучение темы «Площади поверхности геометрических тел» с чайной церемонией.
Итак, начнем урок. Я надеюсь, вы все в хорошем настроении? Знаете, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам при сдаче экзамена.
Вы никогда не задумывались, почему многие заварники имеют форму близкую к сферической?( слушаем высказывания присутсвующих). Из курса физики известно, что время охлаждения пропорционально площади поверхности тела.
Гипотеза урока: чем меньше поверхность чайника, тем дольше остывает чай.
Вот сегодня на нашем практическом занятии мы и попробуем это доказать. Проверим, в каком чайнике заваренный чай останется тёплым дольше?
1этап. Актуализация опорных знаний:
Прежде чем переходить к основному этапу нашей работы, проверим знание основных формул.
Задание: Найдите свою «половинку», указав стрелкой.
(Раздаются карточки с заданием, необходимо стрелочками соединить формулы).
Затем проверяем, правильно ли справились с заданием. (на экране показываем готовые формулы)
Посмотрите еще раз внимательно и поставьте галочку около той формулы, где у вас была ошибка. Обязательно запомните её, постарайтесь мысленно сфотографировать все эти формулы, ведь на экзамене перед вами их уже не будет.
2этап. Практическая часть
Группа делится на 4 подгруппы. На рабочем столе у каждой подгруппы есть заварник. Необходимо выполнить практическую работу по следующему плану:
Определить приблизительную форму заварника;
Подобрать необходимые формулы для вычисления площади поверхности данной модели и сделать необходимые замеры;
Вычислить площадь поверхности заварника;
Налить в заварник кипятка и через 15 минут* замерить температуру воды.
Все данные занести в таблицу.
№ модели Форма Объем V Sп.п. t0 через 15мин
Для сравнения полученных результатов каждая подгруппа записывает полученные данные в общую таблицу на доске и делается соответствующий вывод.
(чайник сферической формы дольше сохраняет тепло, т.к. его поверхность оказалась наименьшей)
*Пока вода в чайнике остывает в это время можно прослушать заранее приготовленные сообщения об истории чайной церемонии. У каждой подгруппы есть интересный материал.3этап. Заключительная часть
Рефлексия
Итак, мы выяснили, почему большинство заварников имеют форму близкую к сферической, узнали некоторые сведения о чайной церемонии Чтобы оценить сегодняшнюю работу нам необходимо украсить торт, т.е. прикрепить к нему цветочки ( на доске изображен торт). Желающие могут прокомментировать свой выбор.
Мастер-класс мне понравился — красный цвет.
Все хорошо, но я могу лучше – зеленый цвет.
Работа не получилась, было скучно – синий цвет.