Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. Определяем время»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП
«Часы. Определяем время»
Цель занятия: Познакомить детей с работой часов.
Задачи:
Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека.
Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на 2 меньших числа.
Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Словарная работа:
Активизация - часовой, часовщик;
Пассивный словарь - циферблат.
Материалы
Для воспитателя: большой будильник, макет обычных часов, песочные часы, магнитная доска, треугольники разных видов и цветов, магнитные цифры, цветной песок, мерительная ложка, макет песочных часов, мяч. Для детей: макет часов с движущимися стрелками, листы для самостоятельной работы, цветные карандаши.
Ход занятия:
I.Звенит звонок будильника, дети собираются вокруг него.
- Ребята, как вы думаете, что это за звук и откуда он?
Дети находят часы.
Верно - это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.
- От какого слова происходит название этих часов?
Давайте поиграем, и узнаем как называются другие часы:
- Висят на стене – (настенные)
- Стоят на полу – (напольные)
- Стоят на столе – (настольные)
- На руке – (наручные)
- Лежат в кармане – (карманные)
- Стоят на камине – (каминные)
II. А теперь давайте познакомимся с часами поближе
(дети присаживаются за столики)
Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.
Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.
Дети выполняют задание.
— Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)
— Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)
— Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.
— Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.)
— Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)
— Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.
При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.
Физминутка.
Игра «музыка часов»
Воспитатель просит детей подняться на ножки и разделяет их на 3 команды.
1я команда – секунда (говорит: - «тик-так»)
2я команда - минутка (трут ладошки)
3я команда – часы (говорят:- «бом-бом»)
После нескольких репетиций по отдельности, дети говорят все вместе, получая «музыку часов»)III.
- А теперь давайте посмотрим вокруг, где еще в группе у нас находятся часы?
- Правильно, календарь времен года и месяцев похож на циферблат часов. Действительно при помощи календаря тоже можно отделять время.
Правильно ли стоит стрелочка на наших календарных часах?
(дети исправляют календарные часы)
- Год состоит из времен года: зима, весна, лето, осень
- Из чего еще состоит год? - месяцы
- Сколько месяцев в году? – 12
- Сколько месяцев, и какие во временах года? (в каждом по 3 и название месяцев)
- Какое сейчас, время года, месяц, число?
- Из чего состоит месяц? – неделя
Игра неделька.
Воспитатель кидает мячи ребенку и говорит день недели, ребенку нужно ответить какой день недели идет следом.
Физминутка.
Дети проводят самлостоятельно. «У жирафа…»
IV. Воспитатель показывает детям матрешку.
- Давайте представим, наши часы в виде матрешки. Самая маленькая матрешка – это секунда. Она совсем маленькая – тик-так. Как вы думаете, что можно успеть за 1у секунду?
Дети пробуют сделать действие за секунду.
- Матрешка по больше, но тоже маленькая это минутка. Можно проверить, что можно успеть за 1у минутку.
Самостоятельная работа: На магнитной доске расположены 8 треугольников, в тетрадках у каждого ребенка нарисовано 8 треугольником. Детям необходимо за 1у минуту закрасить все 8 треугольников цветными карандашами. Как только минута проходит дети перестают раскрашивать.
- Сколько треугольников получилось закрасить у каждого из вас?
Пронумеруйте каждый треугольник по порядку.
В 1ом окошке ниже напишите сколько треугольников закрасили вы.
Во 2ом окошке напишите сколько треугольников вы не успели закрасить?
Дети по очереди называют свои ответы, воспитатель на доске составляет число 8 из двух меньших чисел.
V.- А теперь, снова посмотрите вокруг. Где еще в группе вы видите часы?
(дети находят песочные часы)
- Давайте их внимательно рассмотрим. Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. На этих часах написано 3 минутки.
Мы с вами тоже можем сделать сои песочные часы и отсчитать на них время.
Дети проходят на ковер, застеленный клеенкой, садятся вокруг. На ковре в центре, лежат детали песочных часов, ложечка и цветной песок.
- Давайте представим, что каждый из нас держит в руке маленькую секундочку и именно ее мы добавим в наши песочные часы.
Дети добавляют в часовую колбу цветной песок и передают ложечку другому.
- А теперь давайте проверим сколько времени в наших песочных часа.
Часы ставят на видное место в группе и рядом ставят секундомер. Дети могут самостоятельно отмерять время своих песочных часов.
VI.Итоговая часть
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают). Как можно отмерять время кроме часов? Сколько же времени отмеряли наши часы? Вам понравилось всем вместе делать часы? Что было интересно? Что было трудновато?
Спасибо за работу.