Технологическая карта урока математики на тему Решение задач на дроби (5 класс, Бунимович)


Урок 95. Задачи на дроби.
Учитель: Гулина Ирина Валентиновна, БОУ СМР «Марковская ООШ», высшая категория.
Предмет - математика Класс 5
УМК «Сферы» - Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс, Е.А. Бунимович и др.
Тема урока «Решение задач на дроби»
Цель урока – закрепление знаний и навыков решения задач на дроби;
развитие познавательных интересов, навыков работы в парах;
воспитание информационной культуры обучающихся, повышение мотивации обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ.
Задачи урока:
Обучающая – повторить правила нахождения части от числа и числа по его части, учиться работать над задачей.
Развивающая – развивать наглядно-образное мышление, память, внимательность, познавательный интерес.
Воспитательная – воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы; воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе; учить работать в парах.
Тип урока - урок закрепления знаний.
Необходимое оборудование – презентация к уроку, оценочные листы, материал для работы в парах, разноуровневые карточки для работы в парах , справочный материал( план решения задач на части), доска, мел.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Организационный момент Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Создает эмоциональный настрой на урок. Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, вспоминают значение сигнальных карточек Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок
Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
2.
Актуализация знаний. Организует индивидуальное обсуждение вопросов устного счета.
1) Сколько правильных дробей со знаменателем 6? Назовите наименьшую и наибольшую из них. Сколько неправильных дробей со знаменателем 6? Назовите наименьшую из них. Можно ли указать наибольшую из таких дробей?
- Решите задачу и определите её тип:
1) Папа спит 8 часов. А его сын Коля спит 10 ч.
а) Какую часть суток проводит во сне папа и какую — Коля?
б) Какую часть сна Коли составляет ежедневный сон папы?
2) В автобусе 27 пассажиров, из них — женщины. Сколько остальных пассажиров в автобусе?
3) Весной 5 – ти и 6 – ти классники высадили 21 сосну, что составляет всех деревьев. Сколько всего деревьев посадили школьники?
Отвечают на вопрос учителя.
Определяют тип задачи, комментируют решение. Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения речевого высказывания
Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения
3.
Постановка темы и цели урока
Проводит параллель с ранее изученным материалом, и просит учащихся сформулировать тему, цель и задачи урока.
Уточняет понимание поставленных целей.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Формулируют тему цель, задачи урока. Записывают в тетради тему урока. Регулятивные: целеполагание
Личностные: самоопределение
Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме
4.
Математический диктант Организует самостоятельную работу, взаимопроверку в парах.
1) от 30
2) – это 18
3) За неделю лиса утащила 15 кур, что составило всех кур. Сколько всего кур в курятнике?
4) Оля прочила книги. Сколько страниц прочитала Оля, если в книге всего 120 страниц?
5) Из 30 высаженных семян взошло 23. Какая часть высаженных семян взошла?
ОТВЕТЫ:
1) 12; 2) 27; 3) 40 кур; 4) 90 стр.; 5) . Выполняют задания диктанта, Проверяют и оценивают работу одноклассника.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 ошибка;
«3» – 2 – 3 ошибки;
«2» – более 3 ошибок.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем
5.
Физкультминутка Учитель или физорг проводят физкультминутку.
Выполняют упражнения. 6.
Систематизация и закрепление знаний Организует работу над задачами, уровня выше среднего.
1)Маша прочитала 90 страниц. Это составило 5/7 всей книги. Сколько страниц осталось прочитать?
2) Магазин за 3 дня продал 360 кг картофеля. В первый день была продано 1/3 часть всего картофеля. Во второй день 1/4 часть от общего количества. А в третий-весь оставшийся картофель. Сколько картофеля собрали в третий день?
3) Задачник: № 275.
Ответ: 1) 4 + 1 = 5 – это половина всех книг,
2) 52 = 10 (книг)
Организует работу в парах по решению задач З: № 272, 273, 274. Определяют тип задачи на дроби, предлагают план решения.
Работают в парах. Высказывают свое предположение в паре по решению задач, выполняют решение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Регулятивные: умение адекватно анализировать правильность выполнения действий, вносить коррективы, оценка
Личностные: формирование готовности к самообразованию
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение
7.
Подведение итогов, рефлексия - Задает вопросы:
Чем занимались сегодня на уроке?
А какие цели ставил на урок?
Достиг ли наш урок цели?
Над чем еще нам нужно поработать?
-Проводит рефлексию, используя утверждения на экране.
Рефлексия
«Я, решая задачи на дроби……»
- Могу объяснить решение другу.
- Распознаю типы задач на дроби, справляюсь с решением.
- Не совсем уверен в решении.
- Еще надо поработать.
-Отвечают на вопросы учителя.
- Проговаривают цели урока
- Отмечают что не получилось и почему?
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений
8.
Домашнее задание Сообщает и поясняет домашнее задание:
Составить задачи на дроби трех типов. Правильно и красочно их оформить.
Записывают домашнее задание.