Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления»
Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия
Портфолиопо индивидуальной дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации в форме стажировки)
«Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО »
Вариативный модуль
36 ч.
Стажер: учитель истории МОУ Яхромской
средней общеобразовательной
школы №3 Дмитровского района
Московской области Арзамасцев Н.В.
Руководитель стажировки: доцент кафедры
социальных дисциплин, истории и
культурного наследия Семенов В.В.
Москва
2015
Анализ литературы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО».
Данная книга поможет учителю в организации патриотического воспитания учащихся младших классов. Предлагаемые сценарии охватывают самые разные аспекты, составляющие понятие "Родина". Это и историко-патриотические мероприятия, и акции в защиту природы родного края, и литературные вечера, посвященные творчеству русских поэтов, и фольклорные праздники. Пособие адресовано учителям начальных классов, заместителям директоров школ по учебно-воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, библиотекарям, воспитателям группы продленного дня, студентам педагогических вузов.
В пособии представлены исторические, теоретико-методологические и научно-педагогические основы военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся в современной России. Рассмотрены актуальные проблемы военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся и проанализированы пути их решения. Приведены необходимые образцы документов.
В пособии представлены подробные разработки классных часов и внеклассных мероприятий, ориентированных на формирование гражданского самосознания и правовой культуры учащихся 5-11 классов. Оригинальные инсценировки нравственно-правового характера, деловые игры, диспуты и юридические викторины позволят расширить социокультурный опыт школьников, создать основы для формирования собственной гражданской позиции.Издание адресовано классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам, психологам, а также студентам педагогических вузов.
В преддверии Великой даты - 70-летия Победы в Великой Отечественной войне - каждая образовательная организация планирует деятельность, направленную на реализацию требований ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; формирование у обучающихся уважения к подвигу народа, истории Отечества, ветеранам; воспитание патриотизма и активной гражданской позиции, гордости за героические свершения.В пособии представлена система воспитательной работы, включающая организацию и проведение с обучающимися в течение всего памятного года таких тематических мероприятий, как литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные и познавательно-исторические игры, классные часы и уроки мужества, с помощью которых педагоги создадут условия для самоактуализации школьников в патриотически ориентированной деятельности и становления духовно богатой, социально активной личности.Предназначено заместителям директора по ВР, организаторам внеурочной деятельности, учителям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования педагогических учебных заведений.
Педагогическая проба. Сценарий классного часа по нравственно-патриотическому воспитанию в 11 классе «Не обижайте старость».
Цель: воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения
Задачи:
Показать актуальность данной проблемы для современной России и молодого поколения
Развивать устную речь учащихся
Формировать нравственные качества личности: человечность, милосердие, сострадание, благородство, умение прийти на помощь; воспитывать трепетное отношение к семейным традициям
Оборудование: доска, проектор, заготовки ситуаций для анализа, семейные фотографии, плакат «Наши любимые и дорогие»
Форма проведения: круглый стол
Ход мероприятия:
Слайд 1 (заставка осени, спокойная фоновая музыка)
Вступительное слово учителя: здравствуйте, ребята. Я говорю вам «здравствуйте», потому что желаю здоровья вам, вашим родителям, бабушкам и дедушкам, всем родственникам. За окном осенняя непогода, а мы с вами в уютной обстановке будем говорить о главном: доброте, сострадании, сочувствии, уважении к человеческой памяти.
Ведущий: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник отмечается с 1992 года.
Учитель: ребята, вы, наверно, уже догадались, о ком и о чём мы будем сегодня говорить (ученик называет тему мероприятия). Слайд 2
Говорят, что о нравственной зрелости общества, патриотизме его граждан можно судить по тому, как оно относится к детям и старикам. Возможно, так оно и есть: ибо старики – наше прошлое, а дети – будущее, и мы не можем полноценно существовать без этой неразрывной связующей нити.
Слайд 3
Ведущий: День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.
Подготовленный ученик читает стихотворение. (слайд 4-5)
Сегодня славим седину,
Усталые, морщинистые руки.
А ведь, бывало, в старину
Не знали эти руки скуки!
Вся ваша жизнь наполнена трудом,
Теплом души и радостью согрета!
Да поглядите, поглядите вы кругом:
Милее лиц не видела планета!
И пусть гуляет осень на дворе,
И мир перелистнул страницу века,
Как хорошо, что есть в календаре
День пожилого человека!
Учитель: да, годы неумолимы. И как бы нам ни хотелось, но старость неминуема. Понятие «старость» изучал эксперт (называется фамилия и имя ученика). Вот к каким выводам он пришёл.
Слайд 6
Информация социолога: старость – возрастной период в жизни организма, когда изменяются внешний вид, психика, работоспособность, течение многих заболеваний.
Кожа истончается, появляются морщины, волосы седеют, уменьшается острота зрения, быстрее возникает утомление, наблюдается ослабление памяти, нарушается сон.
И именно в этот период жизни наши родители, бабушки, дедушки, родственники нуждаются в особой заботе и внимании.
Слайд 7
Ведущий: известный педагог А.Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Учитель: докажите справедливость этого высказывания. Перед вами небольшой рассказ, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение многих людей и общества в целом к старикам (даётся время для прочтения).
Слайд 8
Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди. И причины их приезда сюда совершенно разные: у одних никогда не было детей, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками. Ясно, что никто сюда от доброй жизни не сбегал…
Самое любимое место стариков во дворе – площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на скамейки и подолгу сидят. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, дедушек…
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно.» Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик: «Мне к шести вечера надо быть уже дома, у одного из друзей Алёши сегодня День рождения.» Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо, старушка услышала: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор». Однако не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный крик: «Давай, пошли! Директор у себя, но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.» Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет…
Женщина вынула из сумочки какой-то свёрток, небрежно завёрнутый в газету, и положила перед директором на стол: «Читайте, здесь всё написано».
Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил: «Елена, а вы кем приходитесь Анне Петровне?»
- Как это кем? Дочерью, конечно.
- Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
- Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:
- Что-то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что всё в порядке.
- Конечно, конечно, всё в порядке, - полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину.
- Только мне одно непонятно: на какое время вы оставляете свою маму у нас?
И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ: «Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела».
-Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.
Обрадованная поддержкой матери, женщина воспрянула духом и добавила: «Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, и всё тут!»
- Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и вставая с места. Теперь вы, Елена, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…
Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую: «Скажите мне честно, по своему ли желанию вы всё-таки пришли сюда?»
- Да откуда такому желанию взяться, сынок? – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа дочь вместе со своим мужем переехала ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху.
Слайд 9
Организуется общение:
- Что вы можете сказать о дочери?
- Правильно ли ведёт она себя по отношению к матери?
- Чего не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?
Учитель: какой пословицей или притчей можно проиллюстрировать эту ситуацию? ( Русская пословица гласит: «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков». Притча Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок»). (Для сведения: во Франции считается позором сдать старика в приют. Дети должны заботиться о родителях)Слайд 10
Учитель: воспитывать уважение к старости надо с раннего детства. Предлагаю обсудить ситуацию «Случай на железнодорожном вокзале»
В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая-то старушка, прося снисхождения к больным ногам своим, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке уложила удостоверение на дно огромной сумки.
В очереди поднялся недовольный ропот: «Сидела бы ты, бабуся, дома!», «Подумаешь, война, когда это было, можно и забыть!», - голоса были молоды, раздражённо-дерзки. «Есть удостоверение – вынь и покажи», - крикнул дюжий парень в джинсах с ног до головы. Вдруг из очереди послышался голос: «Пропустите меня, я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоящие рядом люди увидели звезду Героя Советского Союза. «До какой станции тебе, мать?» - участливо спросил он и через минуту протянул ей билет. Когда старая женщина ушла, этот человек вернулся на своё место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза.
Вопросы для обсуждения:
- Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего старушке взять билет? ( сострадание, чуткость, уважение к пожилым, доброта)
- Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? ( неудобство перед людьми старше себя по возрасту, мужество, самоотверженность)
- Как будут вести себя люди в очереди после случившегося ( они станут более чуткими, отзывчивыми, людям станет стыдно)
- В чём красота поступка молодого человека? ( в благородстве, чуткости, добросердечии)
- Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?
Слайд 11
Ведущий: нынешние старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, малолетние узники, которые своими страданиями купили свободу в тяжелейшей войне, дали возможность нам появиться на свет и жить в этом мире.
Слайды 12-19 (на фоне музыки фото из семейного архива детей)
Подготовленный ученик читает стихотворение Л.Татьяничевой
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
За спиной у них – гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости ломок шаг
И неровен дыханья ритм,
Но у старости силы не те,
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас.
Слайд 20-22
Учитель: вы все ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время вы просто не задумываетесь о старости. Но человеческая жизнь очень быстротечна. Пройдут годы: 10-15-20 лет. Вы будете уже взрослыми людьми, мамами и папами, а родители состарятся. Многие из вас будут жить далеко от родительского дома. Но не забывайте постаревших и поседевших родителей, берегите их, не забывайте отчий дом. «Чтоб совесть не мучила после, приезжайте к родителям в гости…»
Слайд 23
Рефлексия «Музей обидных воспоминаний» (ученикам предлагается вспомнить и на фоне спокойной музыки коротко в 2-3 предложениях описать неприятный поступок по отношению к маме, бабушке или постороннему человеку, за который вам до сих пор стыдно. Может быть, кто- то захочет извиниться, и это будет прекрасно).Учитель: надеюсь, что наша встреча поможет вам стать добрыми, милосердными, отзывчивыми и бескорыстными. Это те качества, которые украшают любого человека, и именно в этом нуждаются самые близкие для вас люди.
Анализ воспитательного мероприятия
по нравственно-патриотическому воспитанию в 11 классе
«Не обижайте старость»
Одной из важнейших задач современной школы является нравственно-патриотическое воспитание учащихся, которое включает в себя несколько компонентов: социальный, духовный, культурно-исторический, военно-патриотический.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличают эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Семейные ценности отходят на второй план. Всё это обусловливает особую значимость работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Задача учителя – сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление и умение самостоятельно пользоваться разными источниками информации.
Тема классного часа для выпускников одиннадцатого класса была выбрана учителем неслучайно. 1 октября в России считается Днём пожилых людей, когда мы должны отдавать дань уважения тем, кто строил дома, в которых мы живём, делал дороги, по которым мы ходим, а главное, сохранял для нас Родину. Ведь нынешнее поколение стариков – это те, которые беспощадно боролись с врагом, приближали победу в тылу и рисковали жизнью ради будущих поколений. Такие герои есть в каждой семье, и нельзя об этом забывать. Но в наше время всё труднее и труднее становится объяснить молодёжи простое нравственное понятие – уважение к старости. «А забота о пожилых людях – одна из приоритетных задач государства», - так сказал В.В. Путин в одном из своих интервью.
Основной формой нравственного воспитания школьников является классный час. Формы проведения их разнообразны. Цель данного классного часа под названием «Не обижайте старость» - это воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.
Задачи мероприятия выполнены:
- показана актуальность данной проблемы для современной России и молодого поколения;
- ученики продолжали развивать устную речь и умение аргументированно высказывать своё мнение;
- на внеклассном мероприятии формировались нравственные качества личности: человечность, милосердие, сострадание, благородство, умение прийти на помощь; воспитывалось трепетное отношение к семейным традициям.
Классный час был организован в форме круглого стола, когда ученики свободно приглашались к общению, высказывали своё мнение, узнавали точку зрения другого.
В подготовке и проведении классного часа были использованы ТСО. Ученики активно помогали в создании презентации, приносили фотографии из семейных архивов. Люди в презентации – это родственники учащихся, те, без которых не было бы их самих. Для формирования нравственных качеств и уважительного отношения к старости ученикам были предложены ситуации для анализа. Молодые люди должны были выразить своё отношение к героям и решить для себя, стоит ли следовать их примеру (в зависимости от ситуации). Также ученикам было предложено задание психологического характера: вспомнить обиды, которые они нанесли пожилым людям (своим или чужим), и сказать о них вслух. Обычно чужие рассказы воспринимаются детьми с интересом. И незаметно для себя они учатся, как можно и как нельзя поступать.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию на классном часе построена в системе и целенаправленно на достижение главных целей занятия. Надеюсь, что подобные мероприятия помогут сформировать многосторонне развитого гражданина и патриота в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях. И если человек спустя годы осознает и поймёт то, что ему говорили в школе, значит работа учителя приносит положительные результаты. А в этом и есть цель образования и воспитания.
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию
« Я –законопослушный гражданин».
Цель:
- обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
-научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
-формировать уважительное отношение друг к другу.
-воспитывать правовую грамотность учащихся.
-воспитывать чувство патриотизма, гражданской гордости.
Ход мероприятия.
1тур Гражданское право
Слайд 3
1 вопрос. Соотнесите даты
1.Всемирный день прав ребёнка 4 декабря
2.Выборы в государственную думу 20декабря
3.День прав человека 12 декабря
4.День конституции РФ 10 декабря
Слайд 4
20 ноября – Всемирный день прав ребенка
4 декабря - Выборы в Государственную думу
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Слайд 5
2 вопрос Парламентская азбука
Вставьте нужные слова:
1.Пусть ты пока еще ребенок,
Но должен знать уже с пеленок,
Что ты уже России сын,
Пусть маленький, но гражданин.
2._Выборы - они нужны
И нам всем очень важны,
Чтобы из многих кандидатов
Выбрать лучших депутатов.
Слайд 6
3 вопросВставить нужные слова: Избиратель, депутат, государственная дума
1.Один из высших органов власти в нашей стране. Это законодательный орган _государственная дума
2.Уважаемый человек, избранный народом в представительный орган власти депутат
3. Тот, кто участвует в выборах, имеет право на участие в них избиратель
Слайды 7- 8
5 вопрос
Где создаются и утверждаются законы ?
1. Для всех граждан России ( Государственная дума )
2. Для жителей Московской области (Законодательное собрание)
Слайд 9
6 вопрос
Какие международные документы защищают права детей
А) Конституция
Б) Декларация прав человека
В) Конвенция о правах ребенка
Слайд 10
7 вопрос
Какие права имею школьники?
( не менее 5 прав)
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья
право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право на защиту
право на отдых
право пользоваться библиотекой
право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения
право вступать в общественные организации
2 тур Уголовное право
Слайд 13
1 вопрос
Нормативный документ определяющий преступность и наказуемость деяний.
А)уголовный кодекс
Б)трудовой кодекс
В) семейный кодекс
Слайд 14
2 вопрос
Определите, где говорится о преступлении и о проступке
1.Нарушение норм административного права проступок
2.Нарушение правовых норм опасных для человека и общества преступление
Слайд15
3вопрос
Назвать виды правонарушений (не менее 5).
-пропуски уроков,
-нецензурная брань,
-курение в образовательной учреждении
-распитие спиртного,
-мелкое хулиганство
Слайды 16-20
4 вопрос
Назвать виды преступлений (не менее 5).
Кража,
грабеж,
убийство,
изнасилование ,
причинение тяжкого вреда здоровью
5 вопрос
Определите, где проступок, где преступление
Проступок 2. 4
Преступление 1, 3
Слайд 21
6 вопрос
Соотнести понятие и определение
А) Открытое хищение чужого имущества 1.Преступная группа
Б) Заключение лица под стражу в случаях 2. Арест
Предусмотренных законом
в) Группа ли, совершившая преступление 3. Грабеж
по предварительному сговору
Слайд 22
2.1 Ситуация
Несовершеннолетний Кирилл был задержан по подозрению в совершении преступления. Всю ночь, без адвоката, его допрашивал следователь. Какие действия следователя противозаконны?
Допрос несовершеннолетнего может производиться в дневное время до 4 часов в присутствии родителей и адвоката.
Слайд 23
2.2 Ситуация
Александру 17 лет. Вместе со своим другом он совершил разбойное нападение и был задержан сотрудниками милиции.
Можно ли считать, что это преступление совершено группой лиц?
Слайд 24
2.3 ситуация
Сидоров, которому было 14 лет, уговорил двух своих одноклассников взломать замок торгового киоска. Сам в преступлении не участвовал. Подлежит ли Сидоров уголовной ответственности? Если да, то как называется вид его участия в преступлении:
А) это пособник преступления;
Б) это подстрекатель преступления
В) это организатор преступления
г) Сидоров не является преступником
Слайд 25
7 вопрос
С какого возраста наступает ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 18 лет
Слайд 26
8 вопрос
Может ли несовершеннолетний попасть в милицию, если он… ( да, нет )
1.Находился в состоянии алкогольного опьянения да
2.Переходил улицу в неположенном месте нет3.Допустил безбилетный проезд нет4.Сообщил, что в здании школы заложена бомба, зная, что это ложь да
5.Не дал списать домашнее задание нет6.Купил краденую вещь да
3 тур
3 тур. Трудовое право
Слайд 27
1 вопрос Основной юридический документ, регулирующий трудовые отношения.
А) Конституция РФ
Б) Кодекс законов о труде
В) Гражданский кодекс
Слайд 28
2 вопрос
С какого возраста у несовершеннолетнего наступает право на трудоустройство?
А)с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет
Слайд 29
3 вопрос
В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних?
А) на вредных и опасных для жизни работах
Б) в ночное время с 22 часов до 6 утра
В) в утренние часы с 8-10 часов
3.1 Ситуация
Ивану 16 лет. Он хочет устроиться на работ в магазин ночным сторожем. Будет ли Иван принят на работу ночным сторожем? Почему?
На работу не примут. Ночная работа несовершеннолетним запрещена.
3.2. Ситуация
15 –летний Иван утроился летом на работу. Родители не разрешают ему самостоятельно распоряжаться свои заработком. Законны ли требования родителей? Почему?
Нет не законны. С 14 лет может самостоятельно распоряжаться заработком.
4 тур. Семейное право
Слайд 33
1 вопрос
Назовите субъекты семейных отношений.
Супруги
Дети
Родственники
Соседи
Слайд 34
2 вопрос
Какие личные права детей закреплены в семейном кодексе РФ?
1.Жить и воспитываться в семье
2.Знать своих родителей
3.Общаться с родителями и близкими родителями
4.Покупать все, что хочется
5.Гулять на улице в любое время
6.Смотреть телевизор
Слайд 35
3 вопрос
В каком возрасте можно вступать в законный брак в России?
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 18 лет
Слайд 36
4 вопрос
Можно ли … (написать да или нет)
1.Дать согласие на изменение своего имени или фамилии ___
2.Обращаться в органы опеки _______
3.Обращаться в суд _______
4.В 8 лет выехать одному за границу ___
5. С 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими____
Заключительное слово учителя:
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
Самоанализ.
Внеурочное мероприятие по патриотическому воспитанию « Я –законопослушный гражданин» было подготовлено и проведено в МОУ Яхромская сош №3 по инициативе Управления образования Дмитровского муниципального района. Подобные мероприятия прошли во всех образовательных учреждениях района. Представленный сценарий внеклассного мероприятия был рассчитан на охват учащихся с 8 по 9 классы. Главная цель – дать и обобщить знания детей об основных правах ребёнка; научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; воспитывать чувство патриотизма, гражданской гордости. Подобные мероприятия в Яхромской сош №3 являются постоянными, посвященные памятным датат отечественной истории. В 8-9 классах мероприятие проводил учитель истории и обществознания Арзамасцев Н.В.
Задачами данного мероприятия являются:
Формирование у подрастающего поколения верности правовому и социальному государству Р.Ф.; юридическо-правовой грамотности; готовности к активному участию в избирательной кампании Р.Ф. ; Расширяет знания о правах и обязанностях подростков, помогает
подготовиться к успешной сдаче ОГЭ.;
Формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержание деятельности:
- соответствие внеурочного мероприятия общим воспитательным задачам;
- уровню развития группы;
- возрастным особенностям учащихся.
Учащиеся проявили познавательный интерес и участвовали в мероприятии от стадии его подготовки до непосредственной реализации.
Цели и задачи предстоящей деятельности перед учащимися были раскрыты полностью, четко и эмоционально.
Научно-практическая конференция. Доклад.
Тема конференции: «Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО».
Дата проведения 28 сентября 2015 г.
Время проведения: 10.00 – 14.00
Место проведения: МОУ «Дмитровская гимназия «Логос».
Категория участников: учителя истории и обществознания образовательных учреждений .Текст доклада.
гражданско-патриотическое воспитание в школе»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников.
Цель: развитие патриотизма и гражданственности учащихся как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени.
Сегодня патриотизм сопоставляется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
К сожалению эти качества личности утрачиваются в современном обществе. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому заложенной в его душе с самого рождения.
Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.
Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют.
Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие качества отца и матери – первых воспитателей своих детей.
Огромную роль в патриотическом и гражданском воспитании учащихся играют уроки истории и обществознания, которые призваны формировать ценностные ориентиры детей, учить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом. Я активно использую краеведение как одну из форм духовно- нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Например, в 8 классе при изучении тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы человечества» даю учащимся групповое задание - провести экологическую разведку окрестностей города и написать свой творческий отчет и предложения по улучшению экологической обстановки родного края. Ученики выпускают плакаты, пишут творческие работы (сочинения, эссе) на темы: «О чем скорбит природа моего края?»
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения преж- них времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечное желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.
Школа ведет активное сотрудничество с родителями – проводятся совместные праздники, родительские лектории, анкетирование и тестирование родителей, привлекаются родители для участия в спортивной жизни школы, к работе по благоустройству школы и школьной территории, создан родительский комитет, который участвует во всех значимых делах как образовательного, так и воспитательного характера.
Большую роль в воспитании у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма принадлежит школе. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной деятельности. В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. В нашей школе ежегодно проходят следующие мероприятия: линейки, посвященные памятным датам истории; проведение спортивно-массовых мероприятий: «Папа, мама и я – спортивная семья!», «Веселые старты»;смотр строя и песни; конкурсы чтецов, сочинений , рисунков. Каждый год в предверии Дня Победы с 3 по 8 мая в нашей школы проходит Вахта Памяти и торжественная линейка, концерт, посвященный Дню Победы.
В рамках поисково-краеведческого направления в школе создана экспозиция посвященная ветеранам – нашим землякам. Собраны материалы о военных годах –яхромчан - «Героев Советского союза» , хранятся памятные вещи. Постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит систематически экскурсии по разделам музея, как для взрослых, так и для детей.
Традиционным стало проведение ежегодно в феврале месячника военно-патриотического воспитания, посвященного Дню защитников Отечества, который призван формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России, повышать уровень физической подготовки подростков, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
Месячник проводится насыщенно, разнообразно. Он включает в себя тематические общешкольные мероприятия, посвященные дням воинской славы. В рамках месячника проводятся мероприятия спортивно-патриотического направления, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные соревнования по мини-футболу, баскетболу, настольному теннису, хоккею ...
Учащиеся школы принимают активное участие в городских соревнованиях: по настольному теннису, в фотовыставке в г. Яхроме: «Я люблю тебя Яхрома», в конкурсах посвящённых «Перемиловской высоте -первый рубеж.» « Дмитровская Лыжня», «Лыжня России».Много лет ученики нашей школы участвуют в лёгкоатлетическом марафоне посвящённом освобождению Яхромы от немецко-фашистских захватчиков.
Классными руководителями проводится работа по данному направлению, в соответствии с возрастом учащихся, и в стенах нашей школы. Для этого используются самые разнообразные формы проведения мероприятий с каждым классом: конкурсная программа, утренник, познавательная игра, литературная игра-беседа, устный журнал, экскурсии к монументу «Перемиловская высота», что способствует развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.
Работа по военно-патриотическому воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы. Ведь задача школы - не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество, любить Родину, стать подлинными ее патриотами.
Надеюсь, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.
Содержание мероприятия.
В докладах и выступлениях участников научно-практической конференции отмечалось, что целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания. Общепринято выделение в сознании трёх компонентов: знание, отношение, деятельность.
Эта трёхкомпонентность используется учителями истории в структуре построения патриотического воспитания.
1 компонент – Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает, как факты, события нашей, своей истории, культуры ( Я – знаю!) . С цель формирования знаний истории и культуры России и малой родины я проводил следующие классные часы: « Яхромчане - Герои Советского союза», «Государственные символы в истории России», «Отчизны верные сыны», « Великие полководцы России», «Моя Малая Родина», «Россия в освоении космоса», «Земляки- ветераны» и др2 компонент ( главный, системообразующий) – положительное отношение к определённым «нашим» фактам истории и культуры (Я- горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») «Юрий Гагарин – первый космонавт мира», « Аверьянов, Худов – Герои Советского союза. Лётчики-земляки».
3 компонент – деятельный. Это готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (позиция – «Я готов, настроен действовать на благо нашей страны» ) ( Уход за памятниками погибших земляков, и защитников Яхромы.(Могила неизвестного солдата). Акции по благоустройству территории и др.) Многие выступающие подчеркивали, что при формировании патриотического сознания важно учитывать то, что наше общество весьма дифференцированно в своих взглядах, позициях, интересах. Взаимодействие, столкновение интересов, убеждений, позиций – современная реальность. Если мы хотим формировать человека способного жить в таком обществе, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с такими позициями.
Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания. Источником воспитания являются боевые и трудовые традиции народов России и других стран. Изучение истории связано не только с работой сознания, но и его эмоциональной сферой.
Учителя истории района главной задачей патриотического воспитания считают любовь к Родине, готовность к её защите, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям, достойным людям.
ПРОГРАММА
воспитательной работы по патриотическому воспитанию школьников
«Моё Отечество»
2014-2018г
Паспорт программы «Моё Отечество».
Полное название учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение
Яхромская средняя общеобразовательная школа №3 Дмитровского района Московской области.
Наименование программы Программа патриотического воспитания
«Мое Отечество»
Основные разработчики Андреева Т.Б.– зам директора по ВР, учитель рисования.
Шилина О.П. –учитель ОБЖ, биологии.
Арзамасцев Н.В. – учитель истории, руководитель школьного музея
Цель программы -Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
-Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи программы Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
Сроки реализации 2014-2018 г.г.
Ожидаемые результаты Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.
Пояснительная записка.
Главное назначение школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности (привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей) Настоящая Программа является программой по патриотическому воспитанию школьников МОУ Яхромская СОШ №3. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 6-7 лет до 17.
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому работа по патриотическому воспитанию граждан является главной задачей нашей школы.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий. В настоящее время в школе такая система в своей основе сложилась. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является работа школьного музея (материал для музея собирают сами учащиеся), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, походов по родному краю.
Нормативно-правовое обеспечение программы Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
- Конвенция о правах ребенка;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»
- Устав образовательного учреждения МОУ Яхромская сош №3;
Контроль над реализацией Программы.
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Преподаватель-организатор ОБЖ
3. Руководитель МО классных руководителей.
4. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
5. Педагог-организатор
Обеспечение Программы:
Материально-техническая база
Актовый зал, спортивный зал, спортивная и баскетбольная площадка, полоса препятствий, библиотека, стенды школьного музея и ОБЖ, кабинет информатики, литературы, истории, тематические стенды.
Финансирование Программы:
Финансирование Программы осуществляется за счет бюджета школы, спонсорская помощь.
Сроки реализации программы: 2014 – 2018 гг. Программа рассчитана на 4 года.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить Программу патриотического воспитания.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.
Разработать систему организации ученического самоуправления.
II этап: практический.
Цель: реализация Программы патриотического воспитания.
Задачи:
Организация работы кружков.
Оформление учебных кабинетов, школьной библиотеки, рекреаций школы .Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.
Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию.
Подготовка и переподготовка педагогических кадров.
Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами.
Проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, обучающихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы.
Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики.
Освещение хода и результатов Программы в СМИ (городского поселения Яхрома и Дмитровского района.)
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.
Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.
Планирование работы на следующий период.
Цели и задачи Программы.
Цель Программы
– воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
- воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
- изучение исторического прошлого родного края;
- формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование культуры межнационального общения;
- формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
- формирование традиций в коллективе;
- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
· ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
· ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ
СВОЕГО НАРОДА;
· ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
· СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
· БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Основные принципы организации воспитания:
Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Педагог прислушивается к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела.
Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе
задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
Схема взаимодействия объектов и субъектов воспитания.
Родители, выпускники, общественность
Администрация Яхромского городского поселения
Совет ветеранов ВОВ,
воины-интернационалисты, участники боевых действий
ДК «Яхрома»
Яхромская больница
Яхромская библиотека
ОБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Работа
школьного музея
Воспитательная работа
МОУ Яхромская сош №3.
Дополни-тельное образованиеяУчебная деятель-ность;
Формы реализации Программы:
тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.Программа включает в себя следующие тематические блоки и направления:
Блок №4
«Я гражданин России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции
Блок №1
«Я, моя семья и школа»
Цель: воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.
Блок №2
«Моя малая Родина – ЯХРОМА».
Цель:
Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему.
Блок №3
«Край Дмитровский».
Цель: Воспитание национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям жителей Дмитровского района.
.
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Духовно- нравственное.
Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое.
Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае
Основные направления патриотического воспитания.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Организация программы
Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.
Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
II категория: учащиеся 5–8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее,
формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
III категория: учащиеся 9–11-х классов.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.
В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Задачи:
определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития
Тематический план работы по патриотическому воспитанию:
Месяц Неделя Блок Тема Мероприятия по всем направлениям патриотического воспитания Ответственные
Сентябрь I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Мой второй дом - Яхромская школа». Экскурсия «Здравствуй, школа».
Игра «Будем дружить»
Экскурсия в школьный музей
Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу)
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
II Неделя «Моя малая Родина – Яхрома». «Прошлое и настоящее родной земли». Беседа о прошлом родного города
Экскурсия в школьный музей - познакомить с экспозицией «Вехи истории родной земли». Изготовление стенда «Моя любимая Яхрома».
Конкурс рисунка «Мы рисуем свой город»
Игра «Знаешь ли ты свой край?».
Акция «Сделаю свой город чище» Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
III неделя «Край Дмитровский». «Дмитровская земля -край родной». Беседа о родном крае (дать знания о дате образования, истории Дмитровского района , Московской области).
Знакомство с символикой г. Яхрома, Дмитровский район, Московской области (герб, флаг).
Изготовление альбома «Мой край родной»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
IV Неделя «Я гражданин России». «Я россиянин». Беседа о государстве - «Российская Федерация».
Рассматривание карты России (что может рассказать карта о нашей стране).
Час поэзии «Стихи о Родине»
Рисование русской березы (символ страны).
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Октябрь
I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Моя семья». Поздравление бабушек и дедушек с праздником (День пожилого человека).
Беседа о взрослых членах семьи, и их родителях - закреплять представления о семье, уточнить знания о старших членах семьи (бабушках, дедушках), чем они занимались, где они жили, воспитывать уважение к старшим
«Любовь к Родине начинается в семье».
Развлечение «Из бабушкиного сундучка».
Творческие рассказы детей на тему «Моя семья».
Изображение семейного древа.
Подбор фотографий для альбома «Я в кругу своих родных».
Изготовление (совместно с родителями) семейных гербов Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Родители.
Рук. музея
II Неделя «Моя малая Родина – г.п. Яхрома». «Яхрома-земля ткачей». Рассказ педагога о тружениках.
Встреча с ветеранами труда «Хлеб всему голова»
Экскурсия в музей трудовой славы.(Яхромская сош№1)
ДК «Трудом славен человек»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек
Рук. музея
III неделя «Край Дмитровский». «Города и районы Московской области». Рассказ о населенных пунктах района, области, об истории земли Дмитровской.
Просмотр презентаций «Славные герои Яхромской земли».
Конкурс рисунков, плакатов, фотографий «Люблю Яхрому». Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
IV Неделя «Я гражданин России». «Как возникла Россия.
Символика страны - герб,
флаг, гимн». Беседа о прошлом России, истории ее возникновения - проявлять интерес к прошлому России, познакомить с историей возникновения.
«Герб, флаг России» час информации
Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”. Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Ноябрь I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Семья и родной дом». Знакомство с семейными традициями и праздниками. Чтение поговорок и пословиц о семье и о родном доме.
Составление рассказов детьми «Традиции и любимые занятия моей семьи» (совместно с родителями).
Семейный проект «Родословное древо».
Сбор материала и оформление "Книги памяти» в классах. Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
II Неделя «Моя малая Родина – город Яхрома». «Одной судьбою с Россией». Рассказ педагога об истории основания и развития городского поселения Яхрома, о знаменитых односельчан, о строительстве школы, ДК…
(как все начиналось и изменилось в наше время)
Рассматривание картин местного художника А.С. Конькова
Час поэзии (знакомство с поэзией местного поэта и композитора - Коневского А.И.) «Я люблю Россию..»Экскурсия в школьный музей.
Посещение местного художника на дому А.С. Конькова.
Просмотр фотопрезентаций «Яхрома – остановись мгновение!»
Презентация проектов «Живут такие люди в Яхроме.»Конкурс сочинений, рассказов «Моё село в будущем» Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
III неделя «Край Дмитровский». «Дмитров-главный город района». Беседа «Город Дмитров – место героев.» (знакомство с городом Яхрома – вызвать интерес к родному городу района, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах).
Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.
Просмотр презентаций и видеофильмов о Дмитрове.
Поездка в историко-краеведческий музей г. Дмитров.(Выставочный центр.) Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
IV Неделя
«Я гражданин России». «Я гражданин своей страны» Круглый стол по теме «Что значит быть гражданином своей страны?»
Фотовыставки «Мы – дети твои, Россия»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Декабрь I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Мои права и обязанност». Беседа о правах и обязанностях ребенка «Что я знаю о своих правах?» – способствовать формированию основ правовых знаний; разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
II Неделя «Моя малая Родина – г. Яхрома». «День освободения . Яхромы от немецко-фашистских захват-чиков» Встреча с участниками ВОВ, очевидцами событий, поздравление ветеранов труда, тружеников тыла, ветеранов ВОВ… с Днем освобождения Яхромы от немецко-фашистских захватчиков.
Митинг.
Возложение цветов, венков к памятным мемориалам и на « Перемиловской высоте».
Экскурсия в школьный музей
Переписка с другими школами, где проходил героический освободительный путь 1-ой освободительной армии генерала Кузнецова. Пополнение школьного музея новыми экспонатами, материалом
Акция «Никто не забыт, ничто не забыто»
Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава” Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
III неделя «Край Яхромский». «Истори-ческое богатства нашего края». Беседа «Героические дни» (знакомство с героической историей нашего края, освобождение Дмитровского района от немецко-фашистких захватчиков).
Викторина «Герои яхромской земли»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
IV неделя «Я гражданин России». «Дни воинской славы России». Встречи с ветеранами.
Книжная выставка «Этих дней не смолкнет слава»
Классные часы «Победные Дни России».
Интеллектуальная игра «Герои России».
Просмотр фильмов «Наши Победы» Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Январь I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Что такое дружба?». Беседа о доброжелательности и терпимости друг к другу - формировать понимание дружбы.
Детская игротека
«Ура, каникулы»,
«Давай дружить»
Разучивание пословиц о дружбе. Обсуждение ситуаций «Встреча с другом».
Тематические классные часы
“Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди вокруг меня”. Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
II Неделя «Моя малая Родина – город Яхрома». «Я люблю эту землю». Беседа о флоре и фауне нашего города - дать представление о растительном и животном мире.
Фотовыставка «Растения и животные родного края».
Экскурсия по родному краю
Составление фотоальбома «Времена года. Родной хуторок».
Акция «Покорми птиц» Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
III неделя «Край Яхромский и Дмитровский». «Освобождение г.Яхрома от немецко-фашистских захватчиков» Встреча с участниками ВОВ, очевидцами событий, поздравление ветеранов труда, тружеников тыла, ветеранов ВОВ.
Сбор материала в школьный музей
Фотовыставка «Наш любимый город»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
IV Неделя «Я гражданин России». «Москва – столица России. Герб Москвы». Рассказ педагога о столице, объяснить символику герба Москвы.
Рассматривание картин с видами Москвы (Кремль, Красная площадь).
Слушание песен о Москве.
Конкурс- презентация «Сердце России» Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Февраль I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Папа, мама, я – спортивная семья!». Творческие рассказы мальчиков о настоящих мужчинах.
«Поделки для пап и дедушек».
Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья!». Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
II Неделя «Моя малая Родина –г.п. Яхрома». «Афганистан – боль моей души» Урок мужества «Афган..»Встреча с воинами-интернационалистами «Афганистан – боль моей души».
Песни Афганистана Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
III неделя «Край Дмитровский». «Защитники Отечества» Круглый стол «Армия – время возмужания» (встреча с выпускниками школы, отслужившими в РА).
Урок мужества «Они сражались за Родину»
Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!», «А, ну-ка, парни!»
Акция «Ветеран живёт рядом» (Поздравление ветеранов ВОв),
Акция «Помощь солдатам»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
IV Неделя «Я гражданин России». «Сильны и могучи богатыри славной Руси». Беседа «Кто такие богатыри?»
Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»
Рассказ приглашенного воина- выпускника школы о службе в Армии.
Спортивное развлечение «Вместе с папой». Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Март
I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Женщина -мать». Беседа о мамах - воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщине-матери, стремление помогать ей.
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
Изготовление подарков для мам, бабушек.
Заучивание песен и стихотворений о маме.
Выставка рисунков «Портрет мамы».
Концерт для мам, бабушек. Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
II Неделя «Моя малая Родина – г.п. Яхрома». «Есть женщины в русских селеньях»
Встреча с вдовами участников ВОВ, женщинами- участниками ВОВ, ветеранами труда.
Мини концерты на дому.
Пополнение школьного музея материалом о замечательных женщинах Яхромы. Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
III неделя «Край Яхромский». «Весна в родном крае» Беседа «Природа рядом со мной»
Экскурсия «Живой мир нашего края»
Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы». Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного края».
Акция «Кормушка»
Весенние народные праздники (игры) Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук.музеяIV Неделя «Я гражданин России». «Страна, в которой мы живем. Природа России». Беседа о природе России - дать знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать.
Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств России.
Народные праздники. Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Апрель I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Традиционная русская семья, её обычаи и традиции» Беседа «Русские народные праздники –Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.»
Знакомство с русской кухней и обычаями стола.
Знакомство с народными играми, развлечениями, гуляниями,
посиделками.
Семейные посиделки «За чашкой чая»
Выставка – ярмарка семейного творчества «Крепка семья – крепка Россия»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
II Неделя «Моя малая Родина – г. Яхрома». «История улиц». Экскурсия по улицам Яхромы.
Творческие рассказы детей об истории своей улицы.
Рисование «Моя улица».
Изготовление макета по правилам дорожного движения. Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
III неделя «Край Дмитровский». «Наши
космонавты» Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине,
о космонавте – земляке Корзун В.
Пословицы и поговорки о космонавтах.
Рассуждения «Если бы ты встретил в космосе инопланетян?».
Конкурс рисунков «Космический мир»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиот.
Рук. музея
IV Неделя «Я гражданин России». "Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить!" Круглый стол «Мы наследники Великой Победы»
Акции «Жить, чтобы помнить!»
Фотовыставка «Ветеран»
Сбор материала и пополнение школьного музея.
Конкурс сочинений, стихов «Я вижу МИР»
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Май
I Неделя «Я, моя
семья и
школа». «Война в истории моей семьи» Рисование «Ваш подвиг будет жить в веках!».
Совместно с родителями сбор материала о героях своей семьи (ветеранов войны, участников трудовогофронта).
Конкурс рассказов о бабушках и дедушках «Героическая молодость» Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
II Неделя «Моя малая Родина – Яхрома». «Этот День Победы». Встреча с ветеранами ВОВ на празднике посвященному Дню Победы, слушание рассказов о войне, вручение «фронтовых» писем в треугольниках.
Экскурсия в школьный музей
– расширение знаний о подвигах односельчан в годы войны.
Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного края.
Прослушивание фронтовых песен.
Экскурсия к мемориалу « Перемиловская высота», возложение цветов – воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.
Акция «Букет ветерану»
Вахта памяти
Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать” Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
III неделя «Край Яхромский». «На пороге взрослой жизни» Конкурс рисунков и поделок «Моя школа в ХХI веке»
Операция «Родной школьный двор»
Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»
«Последний звонок»
Фотовыставка «История моей школы»
Классные часы «Дорога в жизни», «Моя профессия».
Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
IV Неделя «Я гражданин России». «Я – житель планеты Земля» Акция «Береги природу – наш дом»
Круглый стол «Я – житель планеты Земля»
Конкурс плакатов, рисунков по экологии «Наша зеленая планета»
Экскурсии в лес, на природу
«День здоровья» на природе Зам. дир. по ВР
Классные руковод.
Библиотек.
Рук. музея
Предполагаемый результат:
Ознакомление детей с историей родного края, традициями и культурой.
Воспитание у детей любви к своей малой Родине.
Развитие чувства патриотизма.
Наличие у детей экологических знаний.
Сплочение детского коллектива.
Развитие активности детей, их творческих способностей.
Сбор материала для школьного музея.
Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности Программы патриотического воспитания "Мое Отечество" обеспечивается:
- через публичный доклад школы, "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, управлением образования;
- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях;
- проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;
- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Яхромская сош№3;
- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации Программы;
- участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах патриотической направленности.
Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:
Широта охвата объектов воспитания;
Целенаправленность;
Системность;
Содержательность;
Инновации.
Заключение:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.