Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).


Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать».
Дж.Родари Жизнь в наши дни не стоит на месте. Наступило то время, когда важно формировать у людей умение жить в изменяющемся мире. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС– воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Хорошее здоровое воображение- залог качественного усвоения информации, успешного обучения, позитивного мышления. Развивать креативность моих учащихся позволяет мне Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В своей практике я использую в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г.С. Альтшуллер).
Г.С. Альтшуллер- основоположник ТРИЗ технологии (теории решения изобретательских задач) . В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач.
Моя цель- воспитание «ученика-решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.
Приемы ТРИЗ-технологии позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения. Приёмы ТРИЗ позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный.
В своей работе я использую следующие приёмы ТРИЗ:
•модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, русский язык).
•«Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
•приём «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах: (так к уроку окружающего мира дети собирали «копилки»: календарей; диких животных леса; предметов, содержащих воду и т.д.)
oна русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;oна математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
oокружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
oлитературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
•«Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).
•«Системный оператор» для систематизации объектов (окружающий мир).
Предполагает Систематизацию объектов с помощью таблицы, которая и носит такое же название «системный оператор». Минимальная модель – девять экранов. На данном экране рассматривается объект в системе.
В 1 классе при изучении темы «Домашние животные» систематизацию знаний провожу с помощью этого приёма.
6 3 9
4 1 7
5 2 8
Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
Окно № 2 – части объекта (подсистема).
Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.(ПОДСИСТЕМА)
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
•приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
oна литературном чтении – героев литературных произведений;
oна окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
oна математике – геометрических фигур, математических величин;
oна русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
•«Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литература).
•«Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).
Использование в работе  технологии ТРИЗ позволяет мне создать на уроках нестандартную ситуацию, вовлечь учащихся в творческий поиск, помочь им самораскрыться, принять участие как в устной, так и в письменной речевой деятельности, делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.