Технология эффективности организации учебного процесса (педагогика сотрудничества)

Технология эффективности организации учебного процесса
(педагогика сотрудничества)
\ Преподаватель – мастер –обучающийся. \

Для учреждений начального - профессионального образования необходимость внедрения современных технологий в учебный процесс продиктовано тем фактором, что ежегодно поступают учащиеся со стабильно-низким уровнем базовой подготовки и отрицательной мотивацией к обучению.
Если учебное заведение в своей профессиональной позиции самоопределяется на обслуживание заказчиков по их адаптации к условиям социальных перемен, то оно должно строить свою работу на высоком профессионализме работающего персонала, а также на внедрении инновационных технологий.
Отличие новых подходов в профессиональном образовании состоит в том, что пассивная позиция обучающегося, слушающего преподавателя или мастера, должна смениться на совместную деятельность, сотрудничество, сотворчество. Ориентация на процесс уступает место ориентации на результат, индивидуальный результат для каждого. Ориентация на развитие личности и индивидуальности обучающегося означает также и новый подход к выбору средств достижения этой цели; организация процесса обучения требует использования таких интегральных условий, как окружающая среда, личностное общение с преподавателем, отношения в отдельной группе.
Известно, что в группе очень быстро начинают выделяться более активные, более сильные, умеющие выражать себя в данной среде, обучающиеся. Необходимо направить их активность в рабочее русло, заинтересовать предметом, профессией. Надо стремиться к тому, чтобы на уроках создавалась такая атмосфера, чтобы каждый мог проявить, выразить себя, использовать свой потенциал. При этом он не должен стесняться выражать свои мысли.
Процесс развития \ шаг 1\ как составляющая педагогического процесса – это процесс выращивания способностей каждого путем создания условий для деятельности (Приложение 1). Только в творческой, разумной деятельности может родиться личность, способная устроиться в современном обществе.
Новая образовательная парадигма, основывающаяся на приоритете личности, ее запросов и потребностей, ставит во главу угла ученика с его проблемами и заботами. Мы должны постараться понять его, его видение мира и способствовать формированию его, как будущей личности \ шаг 2 \ . Для этого надо увидеть в каждом задатки, ростки интереса или к будущей профессии, или к другому виду деятельности и помочь раскрыть и развить заложенный природой потенциал.
Это может сделать педагог, осознавший себя, как личность. Только в этом случае он может увидеть личность в воспитаннике, понять его, и строить свое взаимодействие с ним, как диалог, как обмен интеллектуальными, социальными ценностями, благодаря чему, оказывать помощь в развитии личности.
Становление личности не возможно в отрыве от коллектива, общества. Только учась выстраивать отношения с однокурсниками, приспосабливаясь к новым условиям, ученик проходит школу партнерства \ шаг 3 \. Здесь каждому ученику, особенно на 1 курсе необходима помощь, мастера, педагога, потому что 14-15 подросток не может адекватно оценивать обстановку. Ему трудно выбрать друга, занять свое место в группе, поэтому наша задача создать на 1 курсе коллектив, способный работать далее вместе.
И последний момент \ шаг 4 \ стремление к успеху в любом деле. Без стремления добиться чего-то хорошего, положительного, нет процесса обучения. Сегодня успешным быть престижно. Ему легче устроиться на работу, влиться в новый коллектив, найти себя.
Значит надо научить уважать себя, для чего во время учебы воспитывать в них уверенность в своих знаниях, возможностях. Ведь главная цель личностно – ориентированного образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, необходимые для становления самобытного индивидуального образа.
Индивидуальный подход к каждому ребенку может быть выстроен по следующей схеме:









Данная схема позволяет представить, каким образом реализуется основной принцип образования и каким образом происходит процесс разработки индивидуальных стратегий обучения, развития и саморазвития каждого учащегося.
Известно, что развитие интеллекта обучающегося, его творческого потенциала происходит при осуществлении системно - деятельностного подхода в обучении.
В основе деятельностного способа обучения – личностное включение уч-ся в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на занятиях. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.
Ниже, для сравнения. Представлен механизм организации учебного процесса в традиционном деятельностном (развивающем) способе обучения.
Механизм организации учебного процесса.

Традиционный способ обучения
Компоненты деятельности
Деятельностный способ обучения

Задается преподавателем
1.Цель –модель желаемого будущего, предполагаемый результат
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие уч-ся цели предстоящей деятельности

Используются внешние мотивы мотивации
2.Мотивы – побудители к деятельности
Опора на внутренние мотивы деятельности

Выбираются преподавателем, часто используются привычные, независимо от поставленной цели.
3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность
Совместный с уч-ся выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем, мастером.
4. Действия –основной элемент деятельности
Вариативность действий, создание ситуации в соответствии с возможностями уч-ся.

Прослеживается внешний результат, только уровень усвоения.
5. Результат – материальный или духовный продукт
Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами.
6. Оценка – критерий достижения цели
Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов.


Процесс обучения, ориентированный на человека, раскрывает способности даже самого слабого и нерадивого, помогает им понять материал, обеспечивает связь материала урока с их интересами.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений. Она является связующей нитью для многих технологий. На данный момент она не имеет нормативно – исполнительного инструментария, но ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу концепции среднего образования Российской Федерации. Педагогику сотрудничества следует рассматривать как источник прогрессивных идей, взглядов на процесс образования в современных экономических условиях.
Смена образовательных парадигм, переход от предметно – дисциплинарных технологий к личностно – ориентированным, ставят перед профессиональным образованием задачу - развития гармоничной личности, личности способной саморазвиваться и самоутверждаться. На данный момент разрабатывается личностно – социально - деятельностный подход к проблемам образования. Он выдвигает принцип единства практического, теоретического и проектно – технологического содержания обучения.
Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий в образовательном процессе:
-теоретические знания должны быть опережающими и проверяться на практических занятиях;
-учебные программы и модули для профессии по теоретическому и практическому обучению должны разрабатываться во взаимосвязи, дополняя друг друга;
-при подготовке и проведении уроков должны использоваться знания и умения по различным отраслям науки.
Сегодня успешным быть престижно. Но успех приходит только к тому, кто его заработал, кто знает, а главное использует в своей деятельности основные принципы успешности: направленность в будущее, ответственность, сотрудничество, опережающее лидерство.
Организационно – деятельностный компонент индивидуально – ориентированного обучения складывается из форм, приемов и методов, помогающих ученику стать и быть самим собой. Методы воспитательного и образовательного процесса являются бинарными. Они обеспечивают в процессе работы двуединство деятельности преподавателя и активностиобучающихся. К разряду основных приемов и методов можно отнести следующие шесть пар способов взаимодействия преподавателя и ученика.

Способы деятельности преподавателя
Способы деятельности ученика

Методы и приемы познания уч-ся
Методы и приемы самопознания

Методы и приемы понимания ученика и его жизнедеятельности.
Методы и приемы самопонимания

Методы и приемы педагогического проектирования.
Методы и приемы самопроектирования.

Методы и приемы помогающего созидания.
Методы и приемы самосозидания

Методы и приемы педагогической рефлексии.
Методы и приемы саморефлексии.

Методы и приемы педагогической коррекции
Методы и приемы самокоррекции

Для активизации познавательного процесса на уроках теоретического обучения, необходима непрерывная связь с практическим курсом, т. е производственным обучением.


ПУТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ.

Теоретическое обучение
Производственное обучение

Отбор и планирование изучения учебного материала специальных предметов с учетом содержания и последовательности производственного обучения, таким образом, чтобы теория опережала практику.

Использование при изучении предмета конкретных примеров из практики производственного обучения; проведение занятий в мастерских.

Применение при изучении предмета эффективных методов активной работы, способствующих формированию у них умений применять теоретические знания на практике, в работе на предприятии.


Отбор мастером учебного материала с учетом знаний учащихся, полученных на уроках теоретического обучения.



Использование знаний, полученных на уроках по специальным предметам, в процессе самостоятельной работы.

Применение в процессе производственного обучения упражнений, заданий, формирующих у учащихся умения применять на практике теоретические знания: расчеты по формулам, использование реквизитов.


Современный процесс образования рассматривается, как составляющая из трех компонентов: образование посредством деятельности \при проведении теоретических занятий мною используются деловые, ролевые игры \; образование как вид деятельности \на занятиях создаются различные производственные ситуации, требующие от учеников самостоятельности и активности при принятии решения \и образование, как социокультурное пространство \обучение окружающей обстановкой, средой созданной на каждом уроке \. Общеизвестно, что на уроке должна быть создана такая атмосф
·ера, чтобы каждый чувствовал себя частичкой целого процесса и понимал, что и от него зависит, каким будет урок: продуктивным или неинтересным. Для того, чтобы образовательный процесс проходил эффективно, считаю, что любой педагог должен соответствовать следующим основным критериям:




















В своей профессиональной деятельности стараюсь придерживаться следующего:
Уделять как можно больше внимания каждому ученику, понять их внутренний мир, чем они живут и что им интересно за пределами училища. Уверена, что при педагогическом взаимодействии с учащимися необходимо руководствоваться 4 –мя принципами: презумпции человеческого достоинства, культуросопричастности, двудоминантности и педагогической поддержки.
-Принцип презумпции человеческого достоинства означает, что ученик личность, охраняемая государством, значит к ней надо относиться как к равной тебе единице общества.
-Принцип культуросопричастности отражает социальный аспект гуманитаризации образования. Педагог создает на уроке атмосферу творчества, общественной мысли. Ученик приобщается к культуре государства, чувствует себя частью чего-то большого и важного.
-Принцип двудоминантности обеспечивает реализацию идеи ценностно-смыслового равенства педагога и ученика, не в смысле объема знаний или жизненного опыта, но в своем прирожденном праве неограниченного познания мира. В этом случае педагог не тот, кто учит, а кто понимает и чувствует, как ребенок учится; не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы, а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, кто растет сам, развивая окружение детей.
Деятельность как целостный процесс связана с общением. Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку. Данный принцип приводит к необходимости формирования у учащихся умений учебной деятельности, что в современном образовании очень важно.
-Принцип педагогической поддержки вытекает из посреднических функций педагога. Поскольку педагог выступает как посредник между ребенком и всей человеческой культурой, значит, он должен помочь определить цель ученику, выявить его возможности, найти пути решения. При этом ответственность за выбор должна лежат на ученике, в преподаватель выступает, как консультант, не навязывая своего мнения.
Применение этих принципов в практической деятельности позволит организовать процесс обучения более эффективно. Для развития интереса к обучению можно также использовать следующие моменты:
-При рассмотрении каждой новой темы, показывать ее практическое применение;
-Реализовывать проблемный подход в обучении;
-Осуществлять дифференцированное обучение, учитывая склонности и способности каждого ученика;
Проблема развития познавательного интереса сложна и многогранна. Для развития и формирования интереса к учению необходимо совершенствование методики обучения, опираясь на основные требования:
-целостность учебного процесса, т.е связь практики и теории;
-развитие творческой активности ;
-формирование помогающих отношений;
-вариативность действий педагога, мастера, ученика.
Применяя данные концессии в своей работе, хочу отметить положительный результат, достигнутый в группах, где я преподаю экономику, обществознание. Согласно проведенному мной небольшому социологическому опросу, обучающиеся группы представили структурный портрет педагога, по их мнению он должен быть таким:
Как личность – профессионал, интеллигент, общителен, доброжелателен, опрятен;
как феномен – обладать грамотной и образной речью, быть уравновешенным, рефлексивен, эмоционален, обладать креативным мышлением
Нравственные ценности – понимать цель жизни, стараться понять современное поколение, их стремление и идеалы, Быть добрым, но не добреньким, проявлять милосердие.
Значит, нам надо стремиться к тому, чтобы соответствовать этим требованиям. Используя представленную выше технологию можно с уверенностью сказать, что результат нашей деятельности –это свободная, творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.
И в заключении хочу отметить, что сотрудничество – объединение целей ученика и педагога, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка. В приложении 2-4 указаны небольшие памятки, которые можно использовать в работе.











































Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
2. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения, - М. 1986.Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.
3. Деятельностно - ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
4. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
5. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
6. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., Просвещение, 2010.
8. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
9. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
10. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
11Подласый И.П. Педагогика, Москва, «Владос» 1999г
12 Сластенин В.А Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва «Школа-Пресс» 2002г.
13 Дьяченко В.К Сотрудничество в обучении. -М., 1999















Приложение 1
Ступени успеха.
ШАГ 1. РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА
\Учить мыслить, учить учиться, учить творить.\
ШАГ 2. ШКОЛА ЛИЧНОСТИ
\Учить реализовывать свой личностный потенциал.\
ШАГ 3. ШКОЛА ПАРТНЕРСТВА
\Учить выстраивать взаимоотношения на уроке, в коллективе, обществе.\
ШАГ 4. СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ
\Учить быть успешным каждого ученика, учить побеждать.\

Приложение 2

ПАМЯТКА 1
Преподавателю, мастеру.
Некоторые правила совершенствования педагогического мастерства, вытекающие из основных принципов «Педагогики сотрудничества».

Учитесь читать по лицам учащихся; старайтесь увидеть, что они ждут от вас.
Чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения.
Поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески.
Помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения.
Как можно чаще давайте учащимся почувствовать радость успеха.
Не опекайте учащихся по мелочам, больше доверяйте им.
Умейте прощать ученикам мелкие проступки, не будьте мелочными.
Старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне.
Ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения.
Ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности.
Ни один проступок, ни одно хорошее дело ученика не должно проходить мимо вашего внимания; ученики всегда должны чувствовать, что преподаватель все знает, все видит.
Во взаимоотношениях с учащимися никогда, даже в самых сложных ситуациях, не унижайте человеческого достоинства учащегося
К серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, по возможности старайтесь обойтись без них.
Всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива.














Приложение 3

ПАМЯТКА 2

Деятельность преподавателя на уроке с личностно – ориентированной направленностью

Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.
Использование проблемных творческих заданий.
Применение заданий, позволяющих учащимся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую);
Создание положительного настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
Обсуждение с учащимися в конце занятия не только того, что «мы» узнали, но и того, что не понравилось, почему, что хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому;
Стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;
Оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ, того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался;
Отметка, выставляемая учащемуся в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, оригинальности, самостоятельности;
При задании на дом надо учесть, что домашнее задание служит для закрепления материала.

Приложение 4

ПАМЯТКА 3
Обучающимся

Знания должны приобретаться главным образом на уроке, так как домашнее задание служит только для закрепления материала;
Не оставляйте ничего не понятым: восстанавливать материал и разбираться самостоятельно гораздо труднее;
Будьте на уроке предельно внимательны, работайте в полную силу. Так Вы быстрее и лучше усвоите учебный материал;
Будьте на занятиях активны и самостоятельны.
Старайтесь не заучивать, а открывать для себя новое, неизведанное;
Не теряйте на уроках ни одной минуты, так как их потеря в классе приведет к тому, что дома Вы потратите гораздо больше времени;
Внимательно слушайте преподавателя, мастера. Учитесь правильно конспектировать материал;
Стремитесь к тому, чтобы каждый урок давал Вам теоретические знания, практические умения и навыки в Вашей будущей профессии.
Читайте больше специальной литературы по предметам.








13PAGE 15


13PAGE 14815



ОБУЧЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА

УСПЕХ

ЦЕЛЬ

МОТИВ

САМОРАЗВИТИЕ

САМОПОЗНАНИЕ

Уверенное владение современными методами и средствами обучения и воспитания

Требовательность, справедливость, доброжелательность

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ - ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Собственный стиль педагогической деятельности

Умение убеждать словом и делом

Умение устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с уч-ся

Педагогический такт

Развитое чувство нового; постоянная творческая активность

Умение работать в педагогическом коллективе

Высокий уровень педагогической техники




















15