Современные образовательные технологии преподавания музыки в школе ( из опыта работы)
Блинкова Лариса Борисовна
учитель музыки и МХК МБОУ СОШ № 51
им. А.М.Аблукова г.Ульяновск СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Активное внедрение технологий преподавания музыки в образовательных учреждениях вводится по учебно-методическим комплектам.
Я в школе работаю по программе, авторами которых являются Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. В данной программе урок музыки опирается на выявление жизненных связей музыки, это не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок жизни, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.
Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать. Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.
В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие технологии:
1.Технология развития ассоциативно – образного мышления
Данная технология базируется на связи музыки с разными видами искусства – кино, изобразительном искусством, литературой, театром. На уроке музыки взаимодействие искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств. Развитие процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений(музыка утра и вечера, музыка зимы и осени и т.д.)
Используя методику анализа музыкального произведения, я включаю в этот процесс выявление жанров(песня, танец, марш); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); слежу за тем, как развиваются и движутся интонации (интонации – темы – музыкальные образы). Для каждого ребенка любое музыкальное произведение может ассоциироваться с личными воспоминаниями, или с какими - то событиями, при этом вызываются определенные эмоции, например: «1й концерт для фортепиано с оркестром» П.И.Чайковского, «Ноктюрн» Ф.Шопена,«Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского, пьесы из детского альбома П.Чайковского и др.
2. Игровая технология
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.Известен факт, что школьники во время игры мало устают, а мозг и интеллект их активно работает.
Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по - своему изобразить действие.
В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.
Занимаясь играя, дети чувствуют себя более раскрепощено на праздничных мероприятиях, ведь не секрет, что они обычно боятся выступать, боятся сцены, боятся показать свои знания и умения. Считаю необходимостью включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением. Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро - ритмического чувства.
Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению,чем создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.
На уроках использую такие песенные музыкально – ритмические движения, как: "Антошка", В.Шаинского, "Научи нас веселиться", "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буги – Вуги", "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.п, « Зеленые ботинки», частушки, игра « На чем играем?», «Тень,тень , потетень», фольклорная музыкальная игра « Идет коза по лесу», игру на музыкальных инструментах и многое другое.
3. Здоровье сберегающая технология
Главная задача уроков музыки – это создать условия для сохранения здоровья учащихся, снятие нервно-психических перегрузок и восстановление положительного эмоционально – энергетического тонуса учащихся. Этому должен способствовать процесс внедрения здоровьесберегающей технологии в образовательный процесс.
На уроках возможны использование таких видов таких как: ритмотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия и фольклорная терапия.Искусство врачевания и музыка тесно связаны между собой. При воздействии музыкой на определенные мозговые зоны и активизируется работа мозга в целом.
Нужного эффекта повышения активности или расслабления можно добиться, подбирая музыкальные произведения, например: релаксация – Глюк «Мелодия», В.А.Моцарт «Лунная соната», «Осенняя песенка» П. И. Чайковского и др.
Часто просмотр репродукций произведений изобразительного искусства сопровождается звучанием музыкального произведения. Из наблюдений за детьми видно, что это оказывает положительное влияние на их психоэмоциональное состояние.
Являясь ритмическим раздражителем, музыка оказывает стимулирующее воздействие на физиологические изменения в организме, которые ритмично происходят в вегетативной сфере и в двигательной. Успокоительные воздействия оказывают ритмы вальса. Успокаивают мягкие ритмы, а быстрые, пульсирующие - возбуждают, например:«Вальс цветов» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского,«Танец с саблями» А. Хачатуряна. Музыкальные интонации обладают не меньшей силой воздействия, чем ритм. Диссонирующие - возбуждают, а консонирующие - успокаивают. Музыкально – ритмические упражнения помогут снять умственные перегрузки и утомления на уроках хорового пения, при этом они выполняют функцию релаксации, позволяя переключиться на другой вид деятельности.
Отдельно хочу выделить необходимость включения в процесс обучения русский песенный фольклор, так как музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, всё это способствует развитию художественного ассоциативного ряда фантазии и мышления. Под музыку песни развиваются музыкально - творческие способности детей. Исполняя народные песни, появляется желание свободно двигаться и общаться. Творческие способности детей активно проявляются в инсценировании русских народных песен. Исполнение сопровождается звучанием народных инструментов,мимикой и жестами. В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метроритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком. Исполняя произведения не только по заданному учителем образцу, ученики вкладывают свое отношение путем создания новых образцов и действий.
Практически на каждом уроке использую накопленный мной за многие годы работы педагогом народно-хоровых дисциплин в среднем профессиональном звене,богатейший песенный репертуар России и Ульяновской области.
Встречаясь со всем классом на уроке музыки один раз в неделю, невозможно узнать индивидуальные черты характера, способности, интересы каждого ребенка, но при разучивании песенного народного материала раскрывается талант ребят, непринужденность, естественность во всех видах музыкальной деятельности.
4. Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. Необходимо тщательно отбирать вокально – хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства; хоровое, ансамблевое, сольное.
Репертуар должен соответствовать возрасту ребенка, песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.
5. Информационные технологии-это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке, клавишный синтезатор, медиапроектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) и др.
Итак, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:
личностному развитию учащихся;
повышению интереса школьников к учебным занятиям;
росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению самооценки учащихся;
воспитанию активности и самостоятельности; формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;
А главное: создаются предпосылки к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни.