Из опыта преподавания ОПК в начальной школе
Из опыта преподавания «Основ православной культуры»
Шелтукова Т.Б.,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №30»
г. Саранска
Русский мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески писал: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, становится регрессом, цивилизация заканчивается одичанием».
И сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России,- духовное состояние общества, особенно подрастающего поколения. Все здравомыслящие люди ощущают ненормальность современной жизни: традиционные нормы нравственности представляются скучными, немодными, а зло наоборот привлекательным и современным. Ниша воспитанности подрастающего поколения совершенно не заполнена.
Цели общего образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний. Ученые-педагоги среди основных задач общеобразовательной школы выделяют:
- воспитание личности, приобщение её к народу, обществу, государству;
- освоение научных знаний, основ наук;
- начальная профессиональная ориентация, подготовка к выбору профессии или рода занятий в обществе.
Задачи воспитания детей в школе, в том числе приобщения к культуре своей семьи, народа, общества, являются, по сути, ведущими, основными в деятельности общеобразовательной школы в любом государстве, в том числе в России. Это, прежде всего, задача общего гражданского воспитания школьников, формирования российской гражданской и культурной идентичности, воспитания патриотов и граждан России. Это и задача духовно-нравственного воспитания, формирования у школьника по выбору его семьи, родителей (законных представителей) и его самого с определенного возраста устойчивой системы духовно-нравственных ценностей на основе целостных мировоззренческих и этических традиций, представленных в российском обществе.
Новая школа в России — это школа, построенная на устойчивом основании отечественных духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в полной мере способствует духовно- нравственному воспитанию школьников.
Понимая, что введение курса вызовет полемику среди родителей, мы провели родительские собрания, на которых познакомили с задачами курса, объяснили, что это будет светский предмет, который будут вести светские учителя. Не будет никакого навязывания религии, будет знакомство с культурой, главным достоянием которой является человек.
После этих разъяснений, мы провели анкетирование и получили согласие родителей на проведение этого курса. В моем классе практически все родители пожелали, чтобы их дети знакомились именно с ОПК, они сказали, что заинтересованы в том, чтобы их дети изучали культуру той страны, в которой живут.
Заручившись поддержкой родителей, мы принялись за работу. Мы стали собираться вместе и вырабатывать единые требования к преподаванию. За основу взяли правила, разработанные диаконом А.Кураевым. Ознакомившись с ними, мы поняли, что нам предстоит многому учиться, многое усвоить и осознать. Мы стали реализовывать главное требование –«Не критиковать чужую святыню: о своем говорить с любовью, но при этом не ругать чужое».
Нам приходится ломать наши учительские стереотипы. Так, например, главный учительский постулат: «Полученные знания применяй на практике» совершенно не уместен на уроках ОПК, так как мы не имеем права призывать к религиозной практике.
По совету диакона А.Кураева, мы стараемся сделать нашу речь инклюзивной, а интонацию- интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны.
Успех преподавания этого курса, как никакого другого, зависит от личности учителя. Мы понимаем, что педагог должен, прежде всего, сам стремиться к собственному духовному росту, поэтому принимали участие в работе круглых столов, изучали методические материалы, знакомились с опытом учителей через интернет, посещали уроки коллег.
Содержание учебного предмета по православной культуре в рамках модуля и учебника по ОПК в составе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России).
Так на первом занятии по теме «Россия – наша Родина», можно опираться на знания детей об истории России, на личный опыт каждого ученика.
Задания, которые я предлагаю выполнить детям, направлены на то, чтобы они осознали значимость каждого человека для всей страны, и на то, что страна – это каждый из нас.
Весь материал второго урока по теме «Культура и религия» направлен на то, чтобы раскрыть основные понятия «Культура» и «Религия», на то, как переплетаются в жизни каждого человека эти понятия.
На 4 уроке, посвященном православной молитве, я опиралась на знания детей по русскому языку. На уроке дети рассуждали о значении слов, об их этимологии. Работа с синонимами помогла более точно определить значение слова молитва.
Я предлагаю Вам немного окунуться в этот материал
Как вы думаете, может ли человек общаться с Богом, и если может, то, как он это делает?
Вспоминаем, что такое Православие (ортодоксия – правильное учение, правильно славить) и начинаем подводим детей к пониманию слова «молитва».
Слово «славить» происходить от «словить»- «говорить слово».Русский язык очень богат. С его помощью можно выразить все оттенки нашего отношения к предмету.
Слово «говорить». Предлагаем детям подобрать синонимы к слову «говорить». Возможные варианты: выражать, высказывать, излагать, молвить, произносить, выговаривать, сказывать, рассуждать, утверждать, повторять, разглагольствовать, ораторствовать, проповедовать, гласить, вещать, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать, шептать, мямлить, галдеть.После того, как дети перечислят синонимы, отражаем некоторые из них на слайде. Предлагаем детям выбрать слова, которые больше всего подходят для обращения к Богу (порядок выбора – просить, славить, благодарить, молить – выбирать последним (так настроена анимация)).
Наши предки из всех слов, которые применимы для обозначения обращения к Богу, выбрали слово «молить» - «молиться». Как вы думаете, почему?
Разбираем слово «молиться».Корень «мол» несет в себе значение «суета, шум, тревога» и образует слова со значением «смущаться, тревожиться, заботиться, хлопотать» (молва, молвить, моление). Изначальное значение слова «моление» - «посольство». И слово «молчать» происходит от этого же корня. Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения – умаляться, делаться меньшим. Например «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным (умалением себя), как правило, коленопреклоненно.
Постановка перед детьми проблемной ситуации, позволяет порассуждать о правильности их поведения, о взаимодействии с родителями и всем миром.
Чем же отличается молитва от магического заклинания и почему магия так опасна?
Представьте, что вам очень хочется, чтобы мама купила вот эту большую и красивую на вид конфету. Как вы будете просить маму? Ласково и смиренно, как эта маленькая девочка или требовать с криками как вот этот капризный мальчишка?
А если мама вам откажет, даже если вы очень-очень ласково попросите? Например, если у мамы нет денег на конфету или вам нельзя сладкого из-за болезни. Как вы поступите? Послушно согласитесь с мамой или будете злиться и дуться? Почему?
Потому что вы любите свою маму и знаете, что мама любит вас больше всего на свете и никогда ничего не сделает вам во вред. Девочка считает, и правильно считает, что мама лучше знает, что хорошо, а что плохо. И ее просьба со смирением, то есть с готовностью принять не только исполнение желания, но и отказ, указывает на доброе и открытое для любвисердце. А на доброту всегда хочется ответить добротой. Вот также и в молитве человек уповает на милость Божию, открывая своим смирением сердце.
Мальчик же думает, что крик делает его сильнее мамы, и поэтому она должна исполнять его желания. Он пытается достичь своего не любовью, а криком (как заклинанием). Вот также и в магии человек уповает не на любовь, а на произнесенные слова. С помощью заговоров и заклинаний верующие в магию пытаются управлять не только миром, созданным Богом, но и Самим Богом. А человек, который ставит себя выше всех, рано или поздно падает с этой высоты, потому что не имеет прочной опоры.
Весь материал 5 урока знакомит учащихся с Библией и Евангелием, как литературными произведениями. Дети с удовольствием после урока бегут в библиотеку для того, чтобы найти и прочитать библейские истории и легенды. Приносят их в класс, где читают, рассматривают иллюстрации, начинают вести беседы.
«Милосердие и сострадание» - это именно то, чего особенно не хватает нашим современным детям. Соотнесение заповедей и давно известных детям народный пословиц, позволяет в полной мере раскрыть смысл Божественных слов.
Наш путь к ОПК только начинается. Мы сталкиваемся с определенными трудностями, которые решаем методом проб и ошибок. Трудности представляет отбор материала к урокам, отсутствие методической литературы, рабочих тетрадей. Поэтому приходится долго и очень тщательно готовиться к каждому занятию, продумывать все вопросы и задания для детей.
Трудностей очень много, но мы видим и ощущаем то положительное, что несет данный курс. Мы рады тому, что этот урок с нетерпением ждут дети, что их глаза светятся добром и теплотой.
У нас есть надежда, что мы заложим в них определенный жизненный стержень, без которого человек не может состояться как личность. Ведь не зря говорят, что строить будущее без нравственных основ, все равно, что строить дом без фундамента.
Спасибо всем, кто помогает, кто делится мыслями, информацией, наработками.