Родительское собрание «Педагогика понимания»

Родительское собрание «Педагогика понимания»

Все «гости» - дети – сидят за круглым столом, изображая взрослых. Родители сидят за партами, которые расставлены буквой П. Центр класса освобожден, т.к. здесь будет происходить основное действие.

Ведущий. Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитание детей – дело очень трудное, потому на встречу с вами пришли сегодня ученые, директор школы, учителя. Сегодня они дадут вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставлю директору школы (имя, отчество, фамилия ребенка, исполняющего эту роль).

Директор. Уважаемые родители! Ваши дети учатся в 4 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (Обводит родителей взглядом). Никогда! (грозно) повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка: «Тебя вызывали к доске?»,
«Какие оценки ты получил?». Лучше спросите: (меняет интонацию) «Что сегодня интересного было в классе?».

Тест для родителей.

Ведущий. Слово имеет доктор медицины

Доктор медицины. Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.

Ведущий. Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения.
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я совсем уже больной.



Вопросы журналистов:
Посещает ли Ваш ребенок спортивную школу?
Разговариваете ли Вы со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье?
Считаете ли Вы урок физкультуры равноценным по значимости с другими предметами?

Анализ заболеваемости в классе за этот учебный год.
В этом учебном году простудными заболеваниями болело детей, что составляет % от общего количества детей.

Рекомендации.
Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
Личным примером демонстрируйте ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!







Ведущий. Еще один совет дает заслуженная учительница

Учительница. Если ребенок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Но вы наказываете его и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребенка или оправдывал или прощал. А как (обращается к родителям) в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей?

Ведущий. Как бы вы, уважаемые родители, поступили, например, в следующей ситуации?

Ученик читает отрывок из рассказа Л. Толстого.
«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик сотрясся от страха и сказал:
- Я».

Ведущий. Как вы считает, что ответил ребенку отец?

Родители предлагают свои варианты ответов.

Ведущий. Отец сказал: «спасибо, что правду сказал». Но порой бывает и так, как описано в стихотворении «Ваза».

Ученик. Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» -
Всё семейство скажет.
Ну а если бы к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа» -
Скажут про меня.




Ведущий. Продолжит наш разговор доктор педагогических наук

Доктор педагогических наук. «Бить или не бить?» - вот в чем вопрос. Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпускают. А в Европе не принято даже ставить в угол. А как обстоят дела в наших семьях?

Ведущий. Может быть, как в стихотворении «Взрослым».

Ученик.
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Де-мо-би-ли-за-ция!

Спор о наказаниях продолжат звери, которые собрались на лесной поляне на родительское собрание.

Автор.
Как – то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех Сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов.

Енот.
Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Лиса.
Ой, не говори, Енот,
Он и дома – сущий черт!
Ёж.
Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк.
Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Ежиха.
А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь.
Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Автор.
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос
Сова.
Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Автор.
Зашумела тут толпа.
Лиса.
Что за глупости, Сова?!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь.
Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор.
Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек

Заяц.
Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «на ушах»,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Автор.
Протрещала тут Сорока
Сорока.
Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.
Автор.
Зашумела вновь толпа.
Кто был «против»,
Кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова
Сова.
Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.

Енот.
Как не бить?
Автор.
Сказал Енот.
Крот.
Да, да, да!
Автор.
Тут вторил Крот.
Белка.
Ну, а мне
Автор.
Всплакнула Белка.
Белка.
Делать что с моей пострелкой?
Подведет себе глаза
И порхает по поляне,
И танцует до утра.
Автор.
Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Перекрыть их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.

Вот такая история произошла на лесной поляне.

Вопросы журналистов.
Можно ли воспитывать ребенка без наказания?
Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Какие меры воздействия на ребенка считаете наказанием?
Стоит ли поощрять ребенка за хорошую учебу? Как?



Мнение детей о поощрениях в их доме.
Меня хвалят, если
Мне дарят подарки, если
Мне дарят деньги, если
Мне разрешают ., если
«Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей».


Рекомендации.
Как поощрять ребенка в семье.
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление и т.д.
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится и обсудить это с ним.
Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
Помните! Ваше мнение, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!


Ведущий. Наш следующий вопрос – о труде. Выступает педагог – новатор

Педагог – новатор. У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок – растет и его дело. Если вы хотите, чтобы ваш малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами: «пожалуйста»,
«если тебя не затруднит».


Ведущий. Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их об этом просить, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.

Дети инсценируют стихотворение «Маму не запугать».
Два ученика сидят на ковре в центре класса среди разбросанных игрушек.
Автор.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
Появляется девочка-мама с тяжелыми сумками, снимает бот, видит страшный беспорядок в квартире.
Мама.
Был на квартиру налет?
Дети.
Нет!
Мама.
К нам приходил бегемот?
Дети.
Нет!
Мама.
Может быть дом не наш?
Дети.
Наш!
Мама.
Может этаж не наш?
Дети.
Наш.
Это приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко!
Мама.
Значит это не обвал?
Дети.
Нет!
Мама.
Слон у нас не танцевал?
Дети.
Нет!
Мама.
Значит, просто показалось,
Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберем
И порядок наведем.
Девочка-мама подходит к своим детям, берет их за руки.
Дети. Да-а-а!

Вопросы журналистов.
Любит ли ваш ребенок трудиться?
Что любит делать по дому ваш ребенок?
Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
Поощряете ли вы ребенка за оказанную помощь по дому?
Анализ анкет учащихся.
Рекомендации.
Как можно раньше приобщайте детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению
Учитывать возможности и желания детей.
Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых.
При организации труда детей учитывать три уровня помощи. Первый уровень – ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать её вместе с ним.
Второй уровень – есть необходимость в контроле или напоминании.
Третий – ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.


Ведущий. Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института

Ректор. Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен «сломаться» хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Отвечу: воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!

Ученик.
Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж «до упора».
Лежа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами я – слепой!

Вопросы журналистов.
Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
Какие телепередачи любит смотреть ваш ребенок?
Анкетирование.
А что дает ребенку телевизор?
Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы.
Возможность нахождения ответов на вопросы, ответы на которые не может получить от взрослых из-за их занятости.
Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Развитие познания, повышение культурного уровня.
Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Рекомендации.
Правила борьбы с телеманией.
Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослых и детей на последующую неделю.
Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после их просмотра.
Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
На что необходимо обращать внимание при работе с компьютером.
В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
До и после работы на компьютере протирайте экран чистой салфеткой.
Почаще проветривайте комнату.
Без ущерба для здоровья младшие школьники могут работать за компьютером не более 20 мин.
После каждого занятия делайте с ребенком упражнения для глаз.

Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром. Я нисколько не сомневаюсь в том, что вы любите своих детей. Но умеете ли проявлять любовь так, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребенку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть»
15