Научная статья Методические проблемы в изучении драматических произведений А. П. Чехова
Коми Республикасавелöдан да том йöз министерство
Министерство образования и молодёжной политики Республики Коми
«Печорасапромышленнöй да экономическöй техникум»
уджсикасöвелöданканму учреждение
(УВКУ «ППЭТ»)
государственное профессиональное образовательное учреждение
«Печорский промышленно-экономический техникум»
(ГПОУ «ППЭТ»)
СЕРИЯ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Научная статья
«Методические проблемы в изучении драматических произведений А.П.Чехова»
Автор: Бобрецова Алла Валерьевна
преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «ППЭТ».
г. Печора, 2016г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П.ЧЕХОВА
29 января 2010 года исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. Чем больше времени разделяет нас, тем весомее оказывается его присутствие в мировой литературе.
Сегодня, когда на первый план выступает задача возрождения системы истинных духовных ценностей, представляется важным всю работу по изучению творчества А.П.Чехова сконцентрировать вокруг проблем вечных, актуальных для людей во все века: проблем человеческого достоинства, нравственной мотивации поведения, этических норм взаимодействия с окружающими. Такой подход к изучению творчества А.П.Чехова позволяет формировать самосознание современной молодежи, создает предпосылки для заинтересованной и плодотворной работы с обучающимися.
Традиционные методические приемы в изучении творчества А.П.Чехова уже не столь актуальны, поэтому преподаватель чаще задумывается о том, как говорить сегодня с нынешними детьми о Чехове. Этот вопрос волнует меня в течение моей педагогической деятельности. Считаю, что особое внимание следует обратить на проблемы в изучении драматических произведений А.П.Чехова: анализ произведений, читательское восприятие и др.
Цель моего исследования – обосновать методическую модель изучения драматических произведений А.П.Чехова с учетом жанровой специфики, способствующей литературному развитию учащихся, связанному с воспроизведением и умением анализировать и интерпретировать драматические произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности освоения изучаемого произведения;
- проанализировать практику изучения произведений А.П.Чехова с учетом жанровой специфики;
- исследовать эффективность выбранной методики изучения драматических произведений.
Объектом исследования является драма А.П.Чехова «Вишневый сад». Предмет исследования - процесс изучения драмы «Вишневый сад».
Методы исследования: анализ контроля знаний и умений учащихся, наблюдение, анкетирование, анализ письменных работ.
Прогноз: приобщение учащихся к культуре человечества, развитие нравственных и эстетических качеств личности в процессе изучения драматургии А.П.Чехова будут успешными, если:
- определены важнейшие направления подготовки вдумчивого читателя при изучении драматургии А.П.Чехова;
- разработана методическая модель изучения драматургии А.П.Чехова;
- учтены особенности восприятия произведения и возрастные особенности и возможности обучающихся.
Следует отметить сложности при изучении любых драматических произведений: драма показывает героя в действии; описания, кроме тех, которые содержаться в ремарках и словах персонажей – отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора. Важнейшая особенность драмы – концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. Все эти характерные черты, как правило, не воспринимаются учащимися. Важно показать всю цепь усилий, которые должны предпринять обучающиеся, двигаясь от самого себя к тексту и от текста к самому себе; от себя к автору и обратно.
В методике проведения уроков по драматическим произведениям следует выделить выразительное и комментированное чтение, затем – подготовленное чтение по ролям, беседу о сценической истории пьесы, анализ событий и характеров.
Специфику преподавания драматического произведения рассмотрим на материале пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». В данном произведении проявляется лиризм автора, то есть сугубо индивидуальное, взволнованное восприятие жизни, его глубокие раздумья о настоящем и будущем России. Это произведение довольно сложное, несмотря на четкий социальный рисунок. Сложность заключается в многогранности и противоречивости отдельных образов и своеобразным отношением А.П.Чехова к этим действующим лицам. В процессе работы над текстом преподавателю важно научить вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий.
При изучении пьесы «Вишневый сад» у обучающихся возникают определенные трудности анализа пьесы, что является прекрасным стимулом для углубленной работы над этим произведением.
Анализ произведения – наиболее ответственный момент в работе преподавателя с обучающимися. В задачу преподавателя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В анализе пьесы «Вишневый сад» учащимся следует овладеть такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции (активное присутствие автора – отличительная черта чеховской драматургии), выразительное и комментированное чтение и другое.
Рассмотрим алгоритм работы с пьесой «Вишневый сад».
Начинаем работу над текстом с комментированного чтения афиши и первого действия.
Далее учащиеся обдумывают вопросы:
Чем необычны персонажи комедии?
Вокруг какого события разворачивается первое действие пьесы?
Почему оно так важно для автора?
Эмоциональное восприятие драмы углубляем в ходе выполнения задания: найти в первом действии стилистические элементы, характерные для чеховского изображения (лиризм, символика, монологи – воспоминания, лексические повторы, паузы, авторские ремарки).
Обращаем внимание на смысл названия пьесы. Главный действующий персонаж – вишневый сад. Отношение героев к саду – «…вот авторская мера нравственного достоинства того или иного героя» (5; С. 28).
Комментируя характеры действующих лиц, взаимоотношения между ними, реплики персонажей, раскрываем особое значение речи героев.
Заканчивая анализ первого действия, делаем вывод, он важен для понимания идейного смысла пьесы.
В работе над вторым – четвертым действиями стремимся сочетать более подробный анализ узловых сцен с развернутыми обобщениями по содержанию каждого действия.
Предлагаем материал для домашнего задания и работы на занятиях.
Домашняя работа вызвала большой интерес учащихся. Вопросы и задания формулируются следующим образом:
Мое понимание пьесы «Вишневый сад» и судьбы героев.
Какое значение придает автор названию пьесы?
Важное место на уроке занимает творческая работа. Анализ сочинений показал, что учащиеся с вниманием отнеслись к содержанию пьесы. Они жалеют и осуждают чеховских героев. Труднее для них определить авторскую позицию.
Приведу несколько примеров из работ обучающихся:
«Герои какие-то неприспособленные, слабые. Дела у них запутанные».
«Жалко Раневскую, она чувствовала красоту сада, но не умела ее защитить».
«Я, безусловно, сочувствую Любови Андреевне Раневской, но нельзя не заметить ее инфантильного, порою нелепого поведения».
«Раневская и Гаев живут прошлым, для них вишневый сад – счастливое прошлое, а будущего у них нет. Новый хозяин сада – Лопахин вырубит вишневый сад… Грустно. А ведь Чехов утверждал, что это комедия, но как-то смеяться совсем не хочется».
Анкетирование, проведенное при изучении пьесы «Вишневый сад» показало эффективность рекомендуемой системы работы, целесообразность усложнения заданий по анализу драматического произведения.
Большинство учащихся отметили, что прежние представления о пьесах А.П.Чехова были неверными. Появилось желание подробнее узнать о творчестве драматурга. Некоторые обучающиеся отметили, что знакомство с этой пьесой повлияло на их мировоззрение.
Подобное небольшое исследование может провести каждый преподаватель, чтобы определить направление работы по изучаемому произведению.
Таким образом, мы должны привести обучающихся к осознанию того, что именно классические произведения отражают главные человеческие ценности и актуальны во все времена. А драматургия А.П.Чехова, как и все его творчество – это ярчайший образец честности, добросовестности, благородства помыслов и дел.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии Чехова. – М.: Искусство, 1972
Богданова О.Ю. Леонов С.А. Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Academia, 1999.
Бялый Г.А. Драматургия А.П.Чехова. История русской драматургии – Л.: Наука, 1987.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М.: Просвещение, 1988
Карасик Л.А. Красота спасет мир. Размышляя над «Вишневым садом» А.П.Чехова. // Литература в школе. 2004. № 4. – С. 28- 29.
Паперный З.С. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова – М.: Искусство, 1982