УМЕ Обучение и общение в сестринском деле

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»












Учебно-методический комплекс
«Общение и обучение в сестринском деле»

Междисциплинарный курс «Теория и практика сестринского дела»
Профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)

Преподаватель: Селиванова С.В.












Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 5
Протокол № ____ от
„____” ___________ 20 г.
Председатель ЦМК
__________________ Куксова Н.Е.


Общие сведения по теме
Тема. Общение и обучение в сестринском деле
1. На изучение данной темы рабочей программой отводится 6 часов.
Вид учебной деятельности
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
9

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
6

в том числе


лекции
-

семинарские занятия
-

практические занятия
6

Самостоятельная работа студента (всего)
3


2. Цели изучения данной темы
2.1. Учебные цели.
После изучения данной темы студент должен уметь:
оценить способность пациента к общению;
общаться с различными психологическими типами пациентов;
поддержать связь с пациентом, не способным к вербальному общению;
общаться с родственниками пациентов;
общаться с коллегами;
организовать обучение (окружающая обстановка, время обучения, индивидуальный подход);
оценить эффективность обучения.
После изучения данной темы студент должен знать:
определение понятия «биоэтика»;
морально – этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения;
функции, уровни, типы и каналы общения;
элементы эффективного общения;
факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению;
сферы обучения;
цели и способы обучения;
факторы, способствующие эффективному обучению.
2.2. Воспитательные цели
Изучение данной темы способствует воспитанию:
гуманного отношения к пациентам;
чувства сопереживания, формированию идей милосердия;
этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.
2.3. В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода
ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.9 Участвовать в санитарно – просветительской работе среди населения.




2.5. Карта формирования и оценки освоения компетенций


Вид компетенции
Формирование компетенций
Оценка освоения
компетенций


Практическое
занятие
Практическое
занятие

Профессиональные компетенции
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.4
ПК 4.9
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.4
ПК 4.9

Общие компетенции
ОК 2



ОК 3



ОК 4



ОК 6




3. Интеграция темы
Схема междисциплинарных связей

№/п
Название дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального
модуля
Название раздела (темы)

1
ПМ «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Гериатрия»
Тема: «Деонтологические аспекты в работе медсестры с гериатрическими пациентами»

2
ПМ «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Сестринская помощь в неврологии, психиатрии и наркологии»
Тема: «Сестринская помощь при травмах спинного мозга».

3
Дисциплина: Психология
Тема: «Психология общения».



4. Выход учебной темы:
для изучения профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».
для практической деятельности.
5. Темы и формы учебно-исследовательской работы студентов:
5.1. Рекомендуемые темы рефератов
«Уровни общения»,
«Элементы эффективного общения»,
«Каналы общения»,
«Как сделать вербальное общение эффективным»,
«Мимика человеческого лица»,
«Жесты человека и их значение»,
«Зоны комфорта»,
«Сферы обучения»,
«Факторы эффективного обучения».
5.2. Рекомендуемые мультимедийные презентации
«Общение и обучение в сестринском деле»
«Способы разрешения конфликтов»
6. Рекомендуемая литература


6.1. Основные источники:
Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В.«Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии». – Ростов н/Д: Феникс, 2012
Манипуляции в сестринском деле/ Под общей ред. А.Г. Чижа. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум/ Т.П. Обуховец. – Изд.15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2014

6.2. Дополнительные источники:
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2008
Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос.
· Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004


6.3. Интернет-источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Методическая разработка практического занятия
для преподавателя

Тема: «Общение и обучение в сестринском деле»
Учебные цели
После изучения данной темы студент должен уметь:
оценить способность пациента к общению;
общаться с различными психологическими типами пациентов;
поддержать связь с пациентом, не способным к вербальному общению;
общаться с родственниками пациентов;
общаться с коллегами;
организовать обучение (окружающая обстановка, время обучения, индивидуальный подход);
оценить эффективность обучения.
После изучения данной темы студент должен знать:
определение понятия «биоэтика»;
морально – этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения;
функции, уровни, типы и каналы общения;
элементы эффективного общения;
факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению;
сферы обучения;
цели и способы обучения;
факторы, способствующие эффективному обучению.
2.2. Воспитательные цели
Изучение данной темы способствует воспитанию:
гуманного отношения к пациентам;
чувства сопереживания, формированию идей милосердия;
этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.
2.3. В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода
ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.9 Участвовать в санитарно – просветительской работе среди населения.
Общее время занятия – 6 часов

Место проведения занятия: кабинет «Технология оказания медицинских услуг»
Оснащение занятия: ноутбук, презентации «Общение и обучение в сестринском деле», «Способы разрешения конфликтов», рабочая тетрадь, листы для написания схем, раздаточный материал, ситуационные задачи, варианты заданий в тестовой форме, раздаточный материал для работы в малых группах, дидактический материал.

Перечень обязательных манипуляций,
которые студент должен освоить на данном практическом занятии


Наименование манипуляции.
Уровень усвоения.



Знания
Умения

1
2
3
4


Общение с различными психологическими типами пациентов.

+


Соблюдение этики и деонтологии.
+



Обучение пациентов и их родственников.

+


План проведения занятия
№/п
Название
этапа
Описание этапа
Цель этапа
Время
(мин.)

1
2
3
4
5

1.
Организационный этап
Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.
Сформировать мотив для необходимости дальнейшего изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность студентов.
5

2
Контроль и коррекция исходного уровня знаний
Проверка домашнего задания.
Блиц – опрос (приложение 1).
Схемы по теме (приложение 2)

Проверить исходный уровень знаний студентов.
20

3.
Педагогический показ и углубление знаний по теме
Проведение социально - психологического тренинга «Список качеств, важных для общения и разговор начистоту» (приложение 3)
Проведение социально - психологического тренинга «Цепочка речи» (приложение 4).
Исключить ошибки студентов в самостоятельной работе, развивать наблюдательность, углубить знания студентов, активизировать познавательную деятельность, развить коммуникативные компетенции.
90

4.
Самостоятельная работа студентов
Ролевая игра «Конфликт» (приложение 5)
Игры – коммуникации (приложение 6)
Ролевая игра «Эмоциональные стаканы» (приложение 7)
Обсуждение и анализ ролевых игр.
Сформировать и закрепить умения.
120

5.
Контроль конечного уровня знаний.
Выполнение заданий в тестовой форме (приложение 8). Работа над ошибками.
Выявить степень достижения цели занятия, закрепить приобретённые знания.
20

6.
Подведение итогов и задание на дом.
Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого студента, обсуждаются ошибки и трудности в работе, даёт задание на дом и пояснения к его выполнению. Тема: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу».
За занятие выставляется средняя оценка по всем контролирующим материалам. Учитывается активность студента на занятии.
Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности. Сконцентрировать внимание студентов на необходимость изучения следующей темы.

10

Резерв времени преподавателя
5


Оценка освоения профессиональных компетенций
Компетенции
Основные показатели
сформированности компетенций
Методы контроля
и оценки
Задания

ПК 4.1
Осознанно выбирает определенный уровень и тип общения.
Умеет использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения.
Определяет и анализирует факторы, способствующие или препятствующие эффективному устному или письменному общению.
Умеет выбрать уровень и тип общения.
Владеет техникой вербального и невербального общения.
Умеет использовать пять элементов эффективного общения.
текущий контроль в форме блиц – опроса;
контроль написания схем;
оценка результатов ролевых игр «Конфликт», «Эмоциональные стаканы», игр - коммуникаций;
контроль социально - психологических тренингов «Список качеств, важных для общения, разговор начистоту», «Цепочка речи»;
выполнение заданий в тестовой форме..
Вопросы для блиц – опроса.
Схемы по теме.
Ролевые игры «Конфликт», «Эмоциональные стаканы».
Игры - коммуникации.
Социально - психологические тренинги «Цепочка речи», «Список качеств, важных для общения, разговор начистоту».

ПК 4.2
Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения.
Демонстрирует готовность и способность к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьёй, партнёрами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности.
контроль написания схем;
оценка результатов ролевых игр «Конфликт», «Эмоциональные стаканы»;
контроль социально - психологического тренинга «Список качеств, важных для общения, разговор начистоту».

Схемы по теме.
Ролевые игры «Конфликт», «Эмоциональные стаканы».
Социально - психологический тренинг «Список качеств, важных для общения, разговор начистоту».

ПК 4.4
Доступно консультирует пациентов и их родственников (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по вопросам ухода и самоухода согласно современному состоянию науки.
Обоснованно выбирает виды, методы и приёмы консультирования.
выполнение заданий в тестовой форме;
текущий контроль в форме блиц – опроса;
контроль написания схем;
оценка результатов ролевых игр «Эмоциональные стаканы».
Варианты заданий в тестовой форме.
Вопросы для блиц – опроса.
Схемы по теме.
Ролевые игры «Эмоциональные стаканы».


ПК 4.9
Обоснованно выбирает оптимальные источники для проведения санитарно-просветительской работы среди населения.
Обоснованно выбирает виды, методы и приёмы для проведения санитарно-просветительской работы.
выполнение заданий в тестовой форме;
текущий контроль в форме блиц – опроса;
контроль написания схем.
Варианты заданий в тестовой форме.
Вопросы для блиц – опроса.
Схемы по теме.





Формирование общих компетенций

Результаты (освоенные
общие компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
рационально организует и обоснованно выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач;
умеет анализировать свою деятельность, объективно оценивая эффективность и качество выполнения профессиональных задач;
выполняет домашние задания в установленные сроки, не имеет академической задолженности.
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента в процессе практического занятия.


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
демонстрирует способности быстро и точно оценивать ситуацию, принимать правильные решения в стандартных профессиональных ситуациях.
Наблюдение за студентом и оценка его деятельности на практическом занятии.


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
быстро и точно находит и использует необходимую информацию, выделяет главное;
использует различные источники информации, в том числе электронные;
критически рассуждает, анализируя публикации в средствах массовой информации.
Наблюдение за студентом на практическом занятии и оценка участия в ролевой игре.


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
эффективное взаимодействие и общение студента с преподавателем и другими студентами;
владеет способами совместной деятельности в команде, умениями искать и находить компромиссы.
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента на практическом занятии.





Приложение 1
Вопросы к блиц - опросу
По теме: «Общение и обучение в сестринском деле»
Студентам зачитываются утверждения, с которыми можно согласиться или не согласиться. Студенты отвечают «да» или «нет».

Перцептивное общение – это процесс восприятия другого человека.
Поза относится к вербальному средству общения.
Речь относится к невербальным средствам общения.
Прощупывание печени – это тактильное средство общения.
Мимика относится к визуальным средствам общения.
Развитие памяти, мышления – это образовательная функция обучения.
Фантомы являются учебно – наглядными пособиями.
Эмоциональная лабильность является основным условием сестринской деятельности.
Тишина – это неблагоприятный фактор обучения.
Достаточное освещение является отвлекающим фактором обучения.



Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»



Эталоны ответов к блиц - опросу
по теме: «Общение и обучение в сестринском деле»
Да
Нет
Нет
Да
Да
Нет
Да
Нет
Нет
Нет

Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»

Приложение 2

Схемы по теме «Общение и обучение в сестринском деле»
Студентам предлагается составить схемы по основным вопросам темы, которые изучались ими самостоятельно, с помощью рабочей тетради.

Виды общения
Факторы, способствующие и препятствующие общению.
Сферы обучения.
Формы обучения.
Методы обучения.
Функции обучаемого.
Мотивы бывают.


Ответы на схемы:

Виды общения:
вербальное,
невербальное.
Факторы, способствующие и препятствующие общению:
техника общения,
требования к речи,
самоконтроль при невербальном общении.
Сферы обучения:
познавательная (учить анализировать и синтезировать)
эмоциональная (пациент может быть злобным, испуганным, апатичным, растерянным, но меняет эмоции после получения информации)
психомоторная (учится новым движениям)
Формы обучения:
индивидуальное
групповое (формальное, неформальное)
Методы обучения:
демонстрация
беседа
иллюстрация
Функции обучаемого:
пассивное восприятие информации
активный самостоятельный поиск информации
Мотивы бывают:
внешними (награда, наказание, выгода)
внутренними (стремление к самосовершенствованию, потребность в активности, в учении)
Приложение 3

Социально – психологический тренинг «Список качеств, важных для общения, разговор начистоту».

Оснащение: листы бумаги, ручки для каждого участника.
1 этап
Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относятся к качествам крайне необходимым и важным для эффективного общения людей, в том числе медицинских работников. Кроме положительных, есть еще и отрицательные качества, препятствующие общению. На первом этапе студентам необходимо самостоятельно и индивидуально составить список качеств важных для общения и мешающих ему. При составлении списка нужно представить себе общительных и замкнутых людей. Какими они могут быть? Чем они отличаются от других людей?
2 этап
На этом этапе проводится дискуссия, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения и мешающих ему. При этом любой из студентов может высказать свое мнение, разумеется аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие как и когда эти качества помогали или мешали преодолеть то или иное препятствие в общении. Названия качеств включаются в общий список большинством голосов.
3 этап
На третьем этапе студенты записывают в свой листок только что составленный список качеств. Он имеет следующий вид (пример).
Положительные качества
Самооценка
Отрицательные качества
Самооценка

Умение слушать

Скрытность


Тактичность

Навязчивость


Умение убеждать

Не умение слушать


Интуиция

Занудство


Наблюдательность

Стремление поучать


Душевность

Болтливость


Энергичность

Озлобленность


Открытость

Ворчливость







и т.д.

и т.д.



Затем в графе «Самооценка» каждый из студентов должен поставить себе оценку по 10 - бальной шкале. Это видение самого себя – коммуникативный портрет. Затем этот листочек пока откладывается в сторону.
На этих этапах нужно обсуждать различные точки зрения на модель общительного или замкнутого человека. Естественно, что мнения могут быть совершенно разные. Во время общегруппового обсуждения не следует навязывать свою точку зрения, необходимо лишь следить за ходом дискуссии.
Эти этапы задания интересны тем, что дают возможность студентам увидеть как одно и то же явление может восприниматься по – разному. Каждый студент отстаивает свои позиции, при этом обязательно соблюдая правила культуры дискуссии.
Цели дальнейших этапов:
Помочь студентам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении,
Обеспечить каждому студенту возможность получения групповой оценки его личности,
Интенсифицировать внимание на собеседнике,
Дать возможность посмотреть на себя со стороны глазами товарищей, скорректировать привычное отношение к самому себе.
4 этап
Упражнение позволяет сравнить собственное представление о себе с тем, как вы выглядите в глазах других. Для этого студентам необходимо взять еще по одному чистому листу. Он должен быть подписан (фамилия, имя). На него следует переписать все те же положительные и отрицательные качества, не проставляя оценки. Этот лист они передают по кругу, и его будут заполнять их товарищи.
Каждый студент оценивает ваши положительные и отрицательные качества по 10 – бальной системе.
Студенты намного честнее ставят баллы, если соблюдается конфиденциальность. Для этого удобнее пустить по кругу сразу все листки студентов. Можно также дать такую инструкцию.
Оценивайте каждое качество, и положительное, и отрицательное. Если до вас качество уже получило какой то балл – посмотрите согласны ли вы с оценкой. Если согласны – ничего не пишите в этой графе. Если не согласны, поставьте через запятую свой балл.
Лучше тренинг проводить под негромкую музыку.
Студенты не должны торопиться выносить приговор, сначала нужно всмотреться в товарища, вспомнить, каков он в действительности в межличностных отношениях, чтобы быть ответственными за свою оценку.
5 этап
Когда листок с оценками, полученными от других студентов, обойдет весь круг студентов и вернется к хозяину – нужно сравнить баллы поставленные другими студентами с собственными.
Завершение.
Преподаватель предлагает желающим озвучить полученные ими баллы. Можно на этом этапе дать участникам возможность обсудить полученные ими оценки своих характеристик общения.

Приложение 4

Социально – психологический тренинг «Цепочка речи».

С помощью этого тренинга можно лучше познакомиться со студентами, запомнить их имена; а также оценить коммуникационный уровень, уровень общего развития, тренированности памяти, как группы в целом так и каждого студента в отдельности; выявить лидеров и аутсайдеров.
Цели:
Тренировка умения слышать и слушать – этих важных качеств хорошего собеседника,
Тренировка в умении сконцентрироваться на партнере (пациенте),
Развитие памяти и аудиальных возможностей восприятия.
Оснащение: не требуется.
Ход тренинга.
Тренинг лучше проводить, когда группа сидит полукругом, тогда все студенты видят друг друга, что поможет сконцентрироваться на партнере. Концентрация и слушание – один из ключевых моментов в этом упражнении. Игра проходит с «накоплением», т.е. информация будет накапливаться от игрока к игроку. Каждый последующий участник использует сказанное и передает эстафету следующему, прибавляя к полученному ранее материалу свою информацию.
В данном случае это будет выглядеть следующим образом. Первый участник произносит любое предложение на заданную преподавателем тему. Второй буквально дословно повторяет услышанное, добавляя к нему свою реакцию. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое.
Предположим:
1-й студент: Как по твоему, сегодня не холодно?
2-й студент: Ты спрашиваешь, не холодно ли сегодня. Я думаю, что сегодня теплее, чем вчера.
3-й студент: Игорь спросил не холодно ли сегодня. Оказалось, что сегодня теплее, чем вчера. Значит мы можем не надевать куртки.
4-й студент: Наша беседа началась с вопроса о том, не холодно ли сегодня. Егор ответил, что, по его мнению, сегодня теплее, чем вчера. Это обрадовало Машу, потому что она считает, что мы можем не надевать куртки. Я считаю, кроме того, что и зонтик нам не понадобится, потому что не будет дождя
В этом примере видно, что лишь второй студент должен дословно повторить фразу первого, чтобы закрепить тему в сознании студентов. Дальнейшее же накопление идет максимально близко к тексту, с обширным цитированием, но, тем не менее, каждый последующий участник свободен вводить новые фигуры речи, использовать вводные слова, чтобы придать разговору уровень информативной беседы.
Цепочка разговора прерывается из – за исчерпанности темы и может начаться новая цепочка текста по другой теме. Чем длиннее будет эта «цепочка», тем информативнее подготовлена группа студентов по изучаемой теме.

Приложение 5
Ролевая игра «Конфликт»

Целью моделирования конкретной жизненной ситуации, является определение студентами собственного отношения к ней, приобретение ими опыта путём игры, дальнейшее развитие воображения и навыков критического мышления, способствование высказыванию суждений и мыслей, воспитание способности находить и рассматривать альтернативные возможности.
Для использования ролевой игры в учебном процессе, требуется тщательная подготовка. Начальные игры должны быть простыми, с дальнейшим усложнением.
Такие игры надо проводить в обстановке доверия, чтобы студенты не чувствовали себя неловко. Студенты должны понимать, что реагировать можно и нужно по-разному.
После завершения игры участники тщательно анализируют приобретенный опыт, собственные мысли и чувства.
Описание игры: В ходе ролевой игры участники «разыгрывают по ролям» конкретную ситуацию. Студенты самостоятельно подбирают себе роли и решают, как необходимо поступить в той или иной ситуации. Оставшиеся без ролей студенты являются экспертами и дают свою оценку решению обыгранных ситуаций. Обсуждение проводится после инсценировки ситуации.
Студенты делятся на пары.
Задание первой пары. Один из студентов берет на себя роль медсестры, другой - «трудного» пациента. Им дается время для обсуждения того, что они будут делать. Необходимо выдержать следующее условие: пациент очень «трудный», но медсестра не теряет терпения и все время отвечает вежливо. Напряжение нарастает, но медсестра должна разрешить конфликт.
Задача для следующей пары – выполнять задание предыдущей ситуации, но теперь конфликт становится открытым, то есть медсестра начинает реагировать на поведение пациента.
Третья пара разыгрывает ситуацию конфликта №1 между 2 медсестрами.
Четвертая пара – ситуацию конфликта №2 между 2 медсестрами.
Следующие пары могут разыграть конфликты между медсестрой врачом, старшей медсестрой, и родственниками пациента.

Пример: Вы работаете участковой медсестрой, пришли на дом к пациентке пожилого возраста для того, чтобы выполнить назначения врача. на улице идет сильный дождь. Вы промокли, устали и, войдя в квартиру пациентки, не смогли скрыть своей усталости.
Вы – пожилая, больная женщина, очень плохо себя чувствуете и с нетерпением ждете прихода медсестры, так как надеетесь, что Ваше состояние, после инъекций, выполненных ею, несколько улучшится. Но медсестра сильно опоздала.
Необходимо напомнить студентам о том, что ролевая игра не должна сводиться к сценам криков. Основной смысл ролевой игры – импровизация. Участники создают свои собственные ситуации, диалоги. Это может быть подготовлено индивидуально или в группах, сразу перед сценой или в течение нескольких дней.
Основное, что должно быть известно изначально, это: персонажи, место, время, начальная ситуация, схема диалога.
После завершения ролевой игры студенты должны выйти из роли и обсудить, как бы они сами вели себя в этой ситуации, что было сделано правильно и какие были совершены ошибки.

Приложение 6

Игры – коммуникации.


Цели:
Игровые упражнения направлены на развитие чувствительности и тонкости в общении,
Формирование умений считывания информации, которую несет выражение лица, интонация голоса, поза и т.д.
Развитие навыком невербального общения.
Методика проведения.
Бригада делится на 2 группы. Каждая группа получает задание выразительно проиграть сценку (пантомиму) длительностью 8-10 минут, не используя сопровождающие слова. Тема может быть предложена как преподавателем, так и студентами. Например: поступление пациента в приемное отделение, экстренная или конфликтная ситуация.
На подготовку задания отводится 20-30 минут. Затем обе группы последовательно демонстрируют подготовленные задания. После того, как свою работу показала первая группа, члены второй анализируют смысл ситуации, динамику ее развития, ведущие мотивы участников, способы выражения своих состояний, к которым прибегали «актеры». Необходимо также дать интерпретацию того, что было показано.
Затем группы меняются местами.
При обсуждении основной акцент делается на анализе применяемых способов и средств, используемых участниками каждой группы, успехах и ошибках.



Приложение 7


Ролевая игра «Эмоциональные стаканы».

Целью моделирования конкретной жизненной ситуации, является определение студентами собственного отношения к ней, приобретение ими опыта путём игры, дальнейшее развитие воображения и навыков критического мышления, способствование высказыванию суждений и мыслей, воспитание способности находить и рассматривать альтернативные возможности.
Для использования ролевой игры в учебном процессе, требуется тщательная подготовка. Начальные игры должны быть простыми, с дальнейшим усложнением.
Такие игры надо проводить в обстановке доверия, чтобы студенты не чувствовали себя неловко. Студенты должны понимать, что реагировать можно и нужно по-разному.
После завершения игры участники тщательно анализируют приобретенный опыт, собственные мысли и чувства.
Описание игры: В ходе ролевой игры участники «разыгрывают по ролям» конкретную ситуацию. Студенты самостоятельно подбирают себе роли и решают, как необходимо поступить в той или иной ситуации. Оставшиеся без ролей студенты являются экспертами и дают свою оценку решению обыгранных ситуаций. Обсуждение проводится после инсценировки ситуации
Это методика разрешения конфликтных ситуаций. Студенты делятся на небольшие группы по 2-3 человека и разыгрывают конфликты и способы их разрешения.

Рассмотрим 3 ситуации.
1ситуация.
У пациента стакан полон, а у медсестры он пустой. То есть медсестра не знает, что на самом деле беспокоит пациента. В этой ситуации лучше всего помогает метод активного слушания. То есть: повтор услышанного + называние чувства, затем свое предположение. Пример: пациент «Я не хочу здесь больше находиться!!», медсестра «Вы не хотите здесь больше находиться, вы возмущены. У вас болит голова?»
Пример 1: молодая женщина 20 лет, 1 беременность, 35 недель, лежит в стационаре на сохранении. Последние 10 дней ее мучают запоры. Но она стесняется сообщить об этом своему лечащему врачу, так как он – мужчина. Однако, к вечеру боли в животе усиливаются и она решает уйти домой, чтобы там, в спокойной обстановке, попытаться сходить в туалет. Она устраивает истерику медсестре и сообщает, что не может больше находиться в этом стационаре, в связи с тем, что ее соседка по палате сильно храпит.
Задача медсестры – выяснить истинную причину.
Пример 2: женщина 54 лет жалуется медсестре на свою соседку по палате. Основная жалоба – постоянно включенный телевизор, который мешает отдыхать и ужасно раздражает. Она просит перевести ее в другую палату. Истинная причина заключается в том, что соседка категорически отказывается включать канал с телесериалами, который так нравится женщине.
Задача медсестры – выяснить истинную причину.
Пример 3: мужчина 80 лет боится умереть во время завтрашней плановой операции. Он устраивает скандал процедурной медсестре по поводу в/м инъекции, которую она сегодня делала.
Задача медсестры – выяснить истинную причину.


2 ситуация.
У медсестры стакан полон, а у пациента он пустой. То есть медсестра владеет информацией, которую пациент либо не знает, либо не желает знать. В этом случая помогает «я – сообщение»: я работаю в стационаре уже много лет и знаю, что., поверьте моему опыту, я недавно читала про такой случайи т.п.
Пример 1: мужчина 42 лет, с диагнозом острый пиелонефрит отказывается от введения антибиотиков. Мотивирует свой отказ, что он без них прекрасно обойдется.
Задача медсестры – убедить пациента согласиться на инъекции.
Пример 2: женщина 25 лет, диагноз: пищевое отравление. Отказывается от промывания желудка. Причина – процедура неприятна, а она и так уже выпила таблетку активированного угля.
Задача медсестры – убедить пациентку дать согласие на промывание желудка.


3 ситуация.
У медсестры и у пациента стаканы полные, но о разном. То есть обе стороны пытаются решить какие – то свои проблемы и не хотят слышать другого. В этой ситуации необходим посредник, который найдет компромисс. Это может быть врач, другая медсестра, родственник, священник, адвокат и др.
Пример 1: верующая женщина ждет соборования перед операцией кесарева сечения и отказывается идти на операцию прямо сейчас. Медсестра понимает, что ждать нельзя, иначе могут быть осложнения. Уступать никто не собирается.
Задача – разрешить ситуацию.
Пример 2: молодая и неопытная медсестра сделала 2 попытки пропунктировать вену 70 летней пациентке. Обе попытки неудачные. Но пациентке необходимо поставить раствор 5% глюкозы капельно. Больная боится, что медсестра не попадет и в 3 раз, она устала и измучена, и не позволяет медсестре больше колоть ей вены.
Задача – разрешить ситуацию.


Приложение 8

Тестовый контроль по теме:
«Обучение и общение в сестринском деле»
Вариант 1

Допишите правильный ответ.
_____________ уровень общения – мысленное общение человека с самим собой.
Властный голос старшей медсестры – невербальное ____________ средство общения.
Определение границ сердца у пациентов фельдшером – невербальное __________ средство общения.

Выберите правильные ответы.
Размер личной зоны равен:
А) 1.2-3.6м
Б) 0.46-1.2м
В) 15-46см
Г) 3.6 м и больше

Вербальное средство общения
А) плач
Б) смех
В) язык
Г) поза

Сфера обучения
А) познавательная
Б) образовательная
В) воспитательная
Г) развивающая

Каналы общения – это:
А) устная речь
Б) подтверждение
В) неречевое сообщение
Г) письменное сообщение

Перцептивное общение – это процесс
А) обучения пациента
Б) восприятия другого человека
В) обмена информацией
Г) взаимодействия партнеров.

Установите правильное соответствие.
Сферы обучения
Характеристика сфер обучения

1 познавательная
А. Человек овладевает умениями юлагодаря умственной и мышечной деятельности: выполняет необходимые действия, готов выполнить действия психологически, физически, эмоционально

2 эмоциональная
Б. Человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, оценкой каких – то факторов

3 психомоторная
В. Человек узнает и понимает новые факторы, анализирует информацию


Заполните немые графы.
Эффективное общение состоит из 5 элементов, а именно:
А) отправитель
Б) сообщение
В)
Г)
Д)

Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»

Тестовый контроль по теме:
«Обучение и общение в сестринском деле»

Вариант 2

Допишите правильный ответ.

_____________ уровень общения – общение 2 и более людей между собой.
Шумное дыхание пациента, слышимое медсестрой на расстоянии, - невербальное __________ средство общения.
Общий интерес в работе, деятельности – это ___________ вид общения.

Выберите правильные ответы.
Размер социальной зоны равен:
А) 0.46-1.2м
Б) 1.2-3.6м
В) более 3.6м
Г) менее 15см

Уровень общения
А) внутриличностный
Б) формальный
В) неформальный
Г) перцептивный

Средство общения
А) вербальное
Б) внутриличностное
В) невербальное
Г) дружеское

Невербальное средство общения
А) язык
Б) речь
В) мышление
Г) поза

Функции обучения
А) образовательная
Б) познавательная
В) чувственная
Г) психомоторная

Установите правильное соответствие
Виды вопросов при общении
Характеристика вопросов

1 закрытые
А. Это вопросы, на которые в ответ можно услышать «Да» или «Нет».

2 открытые
Б. Это вопросы, на которые в ответ можно получить подробный ответ.


Заполните немые графы.
Для достижения эффективного обучения необходимо учитывать 3 фактора:
А) желание и готовность к обучению
Б)
В)


Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»

Тестовый контроль по теме:
«Обучение и общение в сестринском деле»

Вариант 3

Допишите правильный ответ.
___________ уровень общения – обмен информацией одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.
Невербальные ________ средства общения: поза пациента, выражение лица, взгляд.
Гнойное отделяемое из раны послеоперационного пациента – невербальные __________ средства общения.

Выберите правильные ответы.
Размер интимной зоны равен:
А) 15-45 см
Б) 0.46-1.2м
В) 1.2-3.6м
Г) до 15 см

Неречевой канал сообщения включает в себя:
А) мимика
Б) жесты
В) символы
Г) позы

Развитие памяти, мышления – это функция обучения
А) психомоторная
Б) воспитательная
В) образовательная
Г) развивающая

Пальпация живота – средство общения
А) визуальное
Б) тактильное
В) ольфакторное
Г) акустическое

Познавательный интерес -
А) мотив
Б) причина
В) метод
Г) фактор

Установите правильное соответствие
Термин (понятие)
Определение

1 невербальное общение
А. Процесс передачи словесной информации от одной личности другой

2 вербальное общение
Б. Общение с использованием мимики, жестов, осанки, позы


Заполните немые графы.
Компоненты общения:
А) коммуникативный
Б)
В)


Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»

Эталон ответов к тестовым заданиям по теме:
«Обучение и общение в сестринском деле»

Вариант 1
Внутриличностный
Акустическое
Тактильное
Б
В
А
А, В, Г
Б
1-В, 2-Б, 3-А
В- канал, Г- получатель, Д- подтверждение

Вариант 2
Межличностный
Акустическое
Деловой
Б
А
А, В
Г
А
1-А, 2-Б
Б- способность к обучению, В- окружающая обстановка

Вариант 3
Общественный
Визуальные
Ольфакторное
А
А, Б, Г
Г
Б
А
1-Б, 2-А
Б- перцептивный, В- интерактивный


Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»








13PAGE 15


13PAGE 143515




15