Технологическая карта урока по теме Механическое движение. Система отсчёта. Путь. Перемещение


Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС.
УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2009.- § 65.
Тема урока: Вводный инструктаж по технике безопасности. Механическое движение.Система отсчёта. Путь. Перемещение.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:учебник: Перышкин А.В. «Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений», М.:  Дрофа. 2013 ; презентация, videouroki «Физика 9класс»,2014,ООО «КОМПЭДИ»,compedu.ru;штатив,шарик,желоб; маятники.
Цель урока: знакомство с техникой безопасности работы в кабиненте физики, знакомство с одним из важнейших разделов физики- механикой и ее задачей; ввести основные понятия: материальная точка, система отсчёта, путь, перемещение.
Задачи:
Дидактические ─ создать условия для усвоения нового учебного материала, используя ИКТ
Познавательные – знать понятия «механическое движение», «материальная точка», «тело отсчета», «система отсчета», «траектория», «путь», «перемещение»
Развивающие – продолжить работу по овладению методами научного познания, развивать интеллектуальные умения учащихся (наблюдать, сравнивать, анализировать, применять знания, делать выводы).
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения и интереса к физике.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД:
– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями ;
познавательными УУД:
– определять способы решения проблем под руководством учителя ;
– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;
– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;
коммуникативными УУД:
– участвовать в коллективном обсуждении проблем;
личностными УУД:
– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Этап урока, время этапа Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
Организационный этап.

Эмоциональный настрой.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Беседа с учащимися
Фронтальная
Даёт инструкции для подготовки к уроку. Обеспечивает учащихся всем необходимым для урока. Проводит вводный инструктаж по технике безопасности. Готовятся к уроку. Слушают учителя.
Постановка цели и задач курса физики и данного урока
Осознание учащимся неполноты имеющихся знаний; вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
Создание проблемной ситуации.
Работа в группах
Ребята, у вас на столах в каждой группе находится оборудование. Подумайте, какую демонстрацию можно показать и что она демонстрирует.
- Какие явления вы наблюдали? (Механическое движение)
- Какой раздел физики изучает механическое движение? (Механика в разделе кинематика)
- Какова основная задача механики?
- Основные понятия кинематики: Система отсчёта. Путь. Перемещение.
Слайд 1. Тема урока. Учащиеся проводят эксперимент с наклонным жёлобом и шариком, штативом и шариком на нити, грузом на пружине, тележкой.
Формулируют цели и задачи урока. Записывают тему урока. Предметные УУД: осознавать важность понятия механического движения;
Регулятивные УУД:
определять цели учебной деятельности;
Познавательные УУД:
видеть проблему, осознавать возникшие трудности;
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
Личностные УУД:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Изучение нового материала Познакомиться с новыми понятиями в кинематике. Беседа. Фронтальная - Ребята, если основная задача механики- знать положение тела в любой момент времени, нам важны такие характеристики как размер, масса. (Нет). Таким образом одно из понятий кинематики – материальная точка.
Слайд 2.

Рассказывает о древнем документе, относящемуся к началу эры, в котором сказано: «Стань у восточной стены крайнего дома лицом на север, и, пройдя 120 шагов, повернись лицом на восток. Затем, пройдя 200 шагов, вырой яму в 10 локтей и надёшь 100 золотых монет»
- Если бы этот документ попал в ваши руки, смогли бы вы найти клад?
Слайд 3.


Слайд 4.


Система отсчёта бывает одномерная, двухмерная и трёхмерная. Приведите примеры каждой из них.
Какой была система координат в проведённом вами опыте?
Обратите внимание, что следующее понятие знакомо вам из уроков математики.
Слайд 5.

Слайд 6.

Слушают, отвечают на вопросы.
Приходят к понятию системы отсчёта.
Записывают в виде схемы. Система отсчёта:а) тело отсчёта; б) система координат; в) прибор для измерения времени.
Приводят примеры одномерной, двухмерной и трёхмерной системы координат.
Записывают определения: путь, перемещение, траектория.
Предметные УД: осознавать важность понятий кинематики для дальнейшего изучения движений тел;
Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы;
Познавательные УУД: участвуют в создании формулировок основных понятий;
Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся;
Этап закрепления. Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов. Беседа. Фронтальная. Предлагает ответить на вопросы с пояснением.
- Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси?
-Мяч упал с высоты 3м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1м. Найти путь и перемещение мяча.
Отвечают на вопросы.
Слушают ответы учащихся. Регулятивные УУД:
уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;
Предметные УД: формулировать определения нового физического понятия, объяснять смысл и результаты опыта;
Коммуникативные УУД: уметь сформулировать ответ;
Этап первичной проверки знаний. Выявить первичное понимание основных характеристик движения для дальнейшей корректировки. Работа по карточкам. Работа в парах (с взаимопроверкой) Предлагает заполнить таблицу с заданиями.
Меняются работами и осуществляют проверку по ключам. Регулятивные УУД:
Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;
Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения знаниями.
Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание. Беседа Поясняет домашнее задание. Записывают домашнее задание. Итоги урока
Рефлексия Беседа Учитель оценивает совместную работу «учитель-ученик» на уроке Учащиеся оценивают «+» и «-» урока
Напротив правильного ответа поставить «+»
Вариант 1
Система координат одномерная двухмерная трёхмерная
а)шахматная фигура б) вертолёт в) самолёт в небе г) лифт Материальная точка Да Нет
Можно ли считать человека материальной точкой, если он:
- идет из дома на работу - выполняет гимнасти-ческие упражнении - совершает путешествие на пароходе - А при измерении роста человека Вариант 2.
Напротив правильного ответа поставить «+»
Система координат одномерная двухмерная трёхмерная
а) люстра в комнате б) подводная лодка в)поезд г)самолёт на взлётной полосе Материальная точка Да Нет
Можно ли считать Луну материальной точкой:
при расчете расстояния от Земли до Луны при измерении ее диаметра при посадке космического корабля на ее поверхность при определении скорости ее движения вокруг Земли