Разработка урока по химии на тему: Одноатомные спирты
Открытый урок по химии в 11 классе
Тема: Спирты.
Цель: добиться усвоения понятия “спирты”; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.
Задачи:
Образовательные:
*добиться усвоения учащимися данной темы;
*закрепить понятие о спиртах :одноатомные, предельные;
*закрепить понятие функциональной группы- гидроксильной;
*закрепить понятия номенклатура и изомерия предельных. одноатомных спиртов ;
*познакомить учащихся с химическими свойствами спиртов.
Развивающие
*организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о свойствах одноатомных спиртов;
*создать условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности;
*развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, переносить имеющиеся знания на новое вещество.
Воспитательные:
*воспитывать аккуратность;
*воспитывать внимательность при выполнении лабораторной работы;
*воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
*пропаганда здорового образа жизни.
Технология критического мышления
Тип урока : изложение новой темы.
Методы: словесные, наглядные, ИКТ.
Оборудование: пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанол, бутанол, глицерин, фенолфталеин, H2SO4, CuSO4, перманганат калия, белок (яйца), фарфоровая чашка, вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы, спиртовка, металлический натрий, интерактивная доска, карточки и листы ответов.
Ход урока
1.Организационный момент.
а). Приветствие.
б) Готовность к уроку ( наличие учебных принадлежностей, рапорт дежурного) .
в) Постановка цели и задач урока.
2. Повторение изученного материала по данной теме в 9 классе
Здравствуйте ребята, приготовились к восприятию нового материала.
С новым классом органических соединений мы поверхностно познакомились на уроках химии в 9 классе. Кроме того Вы встречались с этим классом соединений на уроках биологии при изучении темы “гликолиз”.
- Давайте определим тему нашего урока .
СТАДИЯ ВЫЗОВ
(учитель предлагает учащимся самостоятельную работу на 3 минуты)
Задание 1. Выбери незнакомца (подчеркнуть)
C7H14
C4H10
C2H2
CH2=C=CH2
C2H5-OH
OHCH2-CH2OH
CH3Cl
CH3-CH=CH2
CH3-OH
Задание 2. Напишите структурную формулу этана и пропана в которых один атом водорода замените на -ОН группу.
Ответ: СН3 –СН2 – ОН
СН3 – СН2 –СН2- ОН
( По окончанию самостоятельной работы учитель задаёт учащимся следующую загадку)
Получают из глюкозы. Вреден он, когда сверх дозы.Антифризы из негоПолучают для авто,Многим жизнь укоротилРадикал + гидроксил (СПИРТ)
«Покопаемся в памяти»
(учащиеся на предложенных листах бумаги записывают то, что они уже знают о спиртах)
Что вы знаете о спиртах?
Или вам кажется, что вы это знаете?
Или вы думаете, что вы это знаете?
Вопросы к учащимся:
1. Как назвать класс получившихся веществ? ( Спирты).
2. Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (По –ОН)
3. Какое определение спиртов вы можете предложить?
(Учащиеся дают полное определение спиртам).
Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксильных групп (ОН).
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
3. Изучение нового материала.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
(объяснение нового материала начинаю с сообщения учащегося )
1.История открытия спиртов.
Этиловый спирт, вернее, хмельной растительный напиток, его содержащий, был известен человечеству с глубокой древности.
Считается, что не менее чем за 8000 лет до нашей эры люди были знакомы с действием перебродивших фруктов, а позже с помощью брожения получали хмельные напитки, содержащие этанол, из фруктов и мёда. Археологические находки свидетельствуют, что в Западной Азии виноделие существовало ещё в 54005000 годах до н. э., а на территории современного Китая, провинция Хэнань, найдены свидетельства производства “вина”, вернее ферментированных смесей из риса, мёда, винограда и, возможно, других фруктов, в эпоху раннего неолита: от 6500 до 7000 гг. до н. э.
Впервые спирт из вина получили в VIVII веках арабские химики, а первую бутылку крепкого алкоголя (прообраза современной водки) изготовил персидский алхимик Ар-Рази в 860 году. В Европе этиловый спирт был получен из продуктов брожения в XIXII веке, в Италии.
В Россию спирт впервые попал в 1386 году, когда генуэзское посольство привезло его с собой под названием “аква вита” и презентовала царскому двору.
В 1660 году английский химик и богослов Роберт Бойль впервые получил обезвоженный этиловый спирт, а также открыл его некоторые физические и химические свойства, в частности обнаружив способность этанола выступать в качестве высокотемпературного горючего для горелок. Абсолютированный спирт был получен в 1796 году русским химиком Т. Е. Ловицем.
В 1842 году немецкий химик Я. Г. Шиль открыл, что спирты образуют гомологический ряд, отличаясь на некоторую постоянную величину. Правда, он ошибся, описав её как C2H2. Спустя два года, другой химик Шарль Жерар установил верное гомологическое соотношение CH2 и предсказал формулу и свойства неизвестного в те годы пропилового спирта.
В 1850 году английский химик Александр Вильямсон, исследуя реакцию алкоголятов с иодистым этилом, установил, что этиловый спирт является производным от воды с одним замещенным водородом, экспериментально подтвердив формулу C2H5OH. Впервые синтез этанола действием серной кислоты на этилен осуществил в 1854 году французский химик Марселен Бертло.
Первое исследование метилового спирта было сделано в 1834 году французскими химиками Жаном-Батистом Дюма и Эженом Пелиго; они назвали его “метиловым или древесным спиртом”, так как он был обнаружен в продуктах сухой перегонки древесины. Синтез метанола из метилхлорида осуществил французский химик Марселен Бертло в 1857 году. Им же, впервые был открыт в 1855 году изопропиловый спирт, действием на пропилен серной кислотой.
Впервые третичный спирт (2-метил-пропан-2-ол) синтезировал в 1863 году известный русский ученый А. М. Бутлеров, положив начало целой серии экспериментов в этом направлении.
Двухатомный спирт этиленгликоль впервые был синтезирован французским химиком А.Вюрцем в 1856 году. Трехатомный спирт глицерин был обнаружен в природных жирах ещё в 1783 году шведским химиком Карлом Шееле, однако его состав был открыт только в 1836 году, а синтез осуществлен из ацетона в 1873 году Шарлем Фриделем.
2. C x H y (OH) n – общая формула спиртов
Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп, связанных с углеводородным радикалом.
3. Номенклатура.
Алканолы образуют гомологический ряд общей формулы
Cn H2n+1 OH (n=1,2,3,:N). Названия алканолов по систематичес-кой номенклатуре строятся из названий соответствующих алканов путём добавления суффикса « ОЛ»
(Учитель предлагает учащимся выбрать цифру, согласно этой цифре ученик , на доске, должен написать строение спирта и дать название.)
CH3-OH – метанол (метиловый спирт)
C2H5-OH – этанол ( этиловый спирт)
СН3-СН2-СН2-ОН - пропанол (пропиловый спирт)
СН3-СН2-СН2-СН2-ОН – бутанол (бутиловый спирт)
Для спиртов характерны 3 вида изомерии:
изомерия углеродного скелета
функциональной группы
межклассовая
Задания для учащихся: Составьте возможные изомеры бутанола и пентанола, дайте им названия
Углеродного скелета
Функциональной группы
Классификация спиртов:
Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи:
CH3-CH2-CH2-ОН - Первичные
(пропанол- 1)
CH3-СH2-СН-СН3 СН3-СН2-СН-СН2-СН3
I I
ОН ОН
Вторичные Третичные
(бутанол - 2) (пентанол-3)
а) По числу гидроксильных групп: (Слайд №3) .
одноатомные (одна группа - ОН),
многоатомные (две и более групп - ОН)
б) По типу углеводородного радикала. (Слайд № 4) .
Предельные.
Непредельные.
Ароматические.
в) По типу атома углерода связанного с гидроксогруппой
(-ОН). (Слайд №5).
Первичные.
Вторичные.
Третичные.
Для дальнейшего изучения спиртов учащиеся делятся на проектные группы (согласно выбранным номерам: четные и нечетные), раздаются инструктивные карты. Результатом работы будет опорный конспект. На работу отводится 10-15 минут.
Опорный конспект
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Группа №1. Инструктивная карта
Спирты: физические свойства.
1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноатомных и многоатомных спиртов. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы.
2. Проверьте растворимость этанола в воде. Сделайте вывод о растворимости предельных одноатомных спиртов в воде.
3. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства спиртов.
4. Возьмите этанол, налейте в спиртовку и подожгите его. Сделайте вывод о продуктах реакции. Составьте уравнение реакции, проставьте коэффициенты.
Ответ учащихся.
Физические свойства. Низшие и средние спирты (С1-C11) - летучие, бесцветные жидкости с резким, характерным алкогольным запахом, жгучим вкусом. Растворимы в воде до актонола.
Высшие спирты (C12 - и выше) - твердые вещества с приятным запахом. Нерастворимы в воде.
Спирты: получение.
1. Изучите дополнительную литературу стр.160 -161 учебника.
2. Привести примеры получения спиртов.
А) в лаборатории,
Б) в промышленности.
Группа №2. Инструктивная карта
Спирты: применение спиртов.
Изучите стр.166- 167 учебника
Обобщите информацию о применении предельных одноатомных спиртов.
Характеристика этанола и метанола – воздействие на организм.
Оформите опорный конспект по вашей теме.
Спирты: химические свойства
Изучите учебник стр. 163-165 учебника.
Обобщите информацию о химических свойствах одноатомных спиртов.
Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.
Ответ учащихся оформляются на выданных листах бумаги, на защиту каждого опорного конспекта отводится 5 минут, оценивание ведется на листах самооценки, за работу над опорным конспектом каждой группе отводится по 10 баллов для оценивания.
Учитель: Спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность. Все зависит от дозы.
Влияние алкоголя на организма.
О том, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на нервную систему и мозг, было известно давно. Один из крупнейших мыслителей древности Аристотель, много веков тому назад писал, что “пьянство – добровольное безумие”.
Эксперименты показали, что при употреблении только 100 г алкоголя снижается способность к устному счету на 15%, почти в 6 раз увеличивается количество ошибок при выполнении умственной работы, нарушается нормальная деятельность нервной системы. При употреблении спиртных напитков человек становится более раздражительным, теряет присущее ему ранее чувство ответственности.
При глубоком исследовании можно выявить нескоординированность движений, некоторую потерю памяти. И это не случайно. Наибольшей концентрации алкоголь, введенный в организм, достигает в клетках головного и спинного мозга, содержащих значительное количество липидов. Алкоголь растворяется в них и часть растворяет сам. За это время только одного тяжелого алкогольного опьянения погибает около 20 млн. нервных клеток. Пьяницы и алкоголики постепенно деградируют за счет гибели нервных клеток, становятся забывчивыми, пренебрегают своими обязанностями.
Даже однократный прием небольших доз алкоголя вызывает временное ослабление психики, затрудняет восприятие и снижает работоспособность, ориентировку в пространстве. Ослабление тормозных процессов в коре головного мозга сразу же сказывается на поведении выпившего – он делается развязнее, болтливее, начинает придираться к окружающим, слабо контролируют свои действия и поступки. По мере усиления опьянения происходит дальнейшее нарушение деятельности коры головного мозга. Под воздействии алкоголя может в последующем происходить угнетение деятельности нервной системы , в результате чего человек впадает в сон, напоминающей оцепенение. Злоупотребление алкогольными напитками сначала в виде эпизодического , а затем систематического пьянства постепенно приводит к алкоголизму, который как заболевание нервной системы характеризуется астеническим синдромом (утомляемость, раздражительность, колебания настроения, расстройства сна).
4.Закрепление нового материала.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
«Да - нет»
Спирт – это питательное вещество, которое обеспечивает организм энергией. В средние века за счет потребления алкоголя организм получал около 25% энергии.
Спирт – это лекарственное средство, имеющее дезинфицирующее и антибактериальное действие.
Спирт – это яд, нарушающий естественные биологические процессы, разрушающий внутренние органы и психику и при чрезмерном употреблении влекущий смерть.
2. Тест по теме «Спирты».
1. Бутанол-2 относится к:
1) первичным спиртам, 2) вторичным спиртам; 3) третичным спиртам; 4) ароматическим спиртам.
2.Изомерами не являются:
1)этанол и пропанол-2 3)бутанол-1 и бутанол-2
2)бутанол-1 и формалин 4)пропанол-1 и пропанол-2
3. Предельные одноатомные спирты можно получить гидратацией:
1) алкенов 2) алкинов 3) алканов 4) алкадиенов
4. Сырьем для получения метанола в промышленности служат
1) CO и H2 2) HCHO и H2 3) CH3Cl и NaOH 4) C2H5OH и H2O
5. Какой реагент используют для получения спирта из хлорбутана?
1) раствор Н2SО4 2) водный р-р КОН 3) спиртовой р-р КОН 4) вода
6.Для предельных одноатомных спиртов характерна реакция:
1)гидратации 2)дегидратации 3)гидрирования 4)дегидрогалогенирования
7. С каким из перечисленных веществ не взаимодействует этанол:
1) Na 2) KOH 3) HBr 4) O2
Ответы: 1-2, 2-2, 3-1, 4-1, 5-2, 6-2,7-2.
3.
4.Решаем задачи.
На столах учащихся находится склянка спирта из аптеки. Пользуясь данными с этикетки необходимо узнать сколько граммов спирта находится внитри ёмкости.
5.Вопросы к учащимся для закрепления знаний по данной теме.
В одном сосуде без подписи находится вода, а в другом – спирт. Можно ли воспользоваться индикатором, чтобы их распознать? (Нет)
Кому принадлежит честь получения чистого спирта? (Алхимики)
Может ли спирт быть твердым веществом? (Да, чем выше количество атомов углерода - с 12)
Молекулярная масса метанола 32, а углекислого газа 44. Сделайте вывод об агрегатном состоянии спирта. (Жидкости, газы)
«Это интересно» - СПИРТЫ В ПРИРОДЕ
Спирты имеют самое широкое распространение в природе, особенно в виде сложных эфиров, однако и в свободном состоянии их можно встретить достаточно часто.
Метиловый спирт в небольшом количестве содержится в некоторых растениях, например: борщевике (Heracleum).
Этиловый спирт естественный продукт спиртового брожения органических продуктов, содержащих углеводы, часто образующийся в прокисших ягодах и фруктах без всякого участия человека. Кроме того, этанол является естественным метаболитом и содержится в тканях и крови животных и человека.
В эфирных маслах зеленых частей многих растений содержится “спирт листьев”, придающий им характерный запах.
Фенилэтиловый спирт душистый компонент розового эфирного масла
Очень широко представлены в растительном мире терпеновые спирты, многие из которых являются душистыми веществами.
Например:
Борнеол в древесине борнеокамфорного дерева.
Ментол содержится в эфирном масле мяты и герани.
Гераниол содержится во многих эфирных цветочных маслах.
Линалоол содержится во многих цветочных эфирных маслах.
Цитронеллол содержится во многих эфирных маслах.
Фарнезол содержится во многих эфирных цветочных маслах.
Терпинеол содержится во многих эфирных маслах.
Бисаболол входит в состав эфирного масла ромашки, тополя.
Санталол входит в состав древесины сандалового дерева.
Фенхол содержится в смоле хвойных деревьев и плодах фенхеля.
Нерол содержится в эфирных маслах многих цветов.
В природе находятся разнообразные многоатомные или сахарные спирты, например:
Сорбит содержится в ягодах вишни и рябины.
Маннит содержится в морских водорослях, грибах
Задание:
Некоторые предельные одноатомные спирты встречаются в эфирных маслах ромашки и герани, например, гексиловый, октиловый, нониловый спирты. Додециловый спирт (12 атомов углерода в молекуле) содержится в бананах. Составьте молекулярные и эмпирические формулы этих веществ.
Ответ:
Гексиловыйспирт или гексанол -1 C6H13OH
CH3-CH2-CH2-CH2-CH2-CH2-OH или CH3-(CH2)4-CH2OH
Октиловый спирт или октанол -1 C8H17OH
CH3-CH2-CH2-CH2-CH2-CH2CH2CH2-OH или СH3-(CH2)6-CH2OH
Нониловый спирт или нонанол – 1 C9H19OH
CH3CH2CH2CH2CH2CH2CH2CH2CH2-OH или CH3-(CH2)7-CH2OH
Додециловый спирт или додеканол -1 C12H25OH
CH3(CH2)10CH2OH
5. «Этап рефлексии учебной деятельности»
1.На уроке я работал..2.Своей работой на уроке я..3.Урок для меня показался..4.За урок я.5.Мое настроение..6.Материал урока мне был..
6.Итоги урока
- о выполнении целей и задач урока;
- оценивание учащихся.
7.Задание на дом.
Параграф 8.2, упражнения 8,9
Доклад: «Влияние алкогольных напитков на здоровье человека».
Средняя школа имени Ж.Кереева
Открытый урок по химии
11 класс
Тема: «Спирты»
Провела: учитель химии и биологии
Шетихина О.С.
2014-2015 учебный год
13PAGE 15
13PAGE 14115
Рисунок 1Заголовок 315