Урок повторение по темам: Спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры
План учебного занятия
Преподаватель: Маметаева Зияш Екентаевна
Предмет Химия
Группа 1ОЭО-113
Тема занятия Повторение по темам: спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры.
Дата 04 апреля 2014 года.
Тип занятия: урок повторения и обобщения
Цель занятия:
Образовательные: закрепить и обобщить знания студентов о сложных эфирах и углеводах; о их нахождении в природе и свойствах, об особенностях их физико-химических свойств и о роли в природе и в жизни человека.
Развивающие: продолжить работу по развитию аналитического мышления, умению аргументировать и высказывать свое мнение, умение согласованно работать в коллективе.
Воспитательные: вызвать чувство уважения к химии и понимания ее значения в жизни.
Методические приемы: рассказ, беседа, использование демонстрационных опытов, видео
Форма работы на уроке: групповая.
Оборудование урока: демонстрационные материалы, периодическая система, презентация
Литература:
Химия 11 класс Н.Н.Нурахметов
В.П.Долгов « Химия. Справочник абитуриента».
О.С.Габриелян « Химия 10 класс».
Журналы «Химия в школе»
Ход занятия
Организационный момент
(Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории).
Мы живем в удивительное время. На наших глазах сбываются то, о чем люди веками только мечтали, складывали легенды, рассказывали сказки. Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Имя ее - Химия. Ее по праву можно назвать великой волшебницей и чудесницей, которая легко превращает графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла. Она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана. Недаром великий русский ученый М.В.Ломоносов сказал: «Широко распростирает химия, руки свой, в дела человеческие» Мы познакомились с различными классами органических веществ и неорганических веществ, которые необходимы в жизни человека. Скоро вы закончите курса химии, и сегодня на уроке проверим какой багаж знаний вы получили.
Любой человек, невзирая на возраст, любит играть, рисковать и выигрывать. Вот и мы с вами сегодня получим определенный заряд адреналина. Урок проведем в виде игры-соревнования.
Разминка-повторение (каждой команде задаются отдельно вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл)
1 команда
1. Вещества с различным строением, но одинаковой формулой? (Изомеры)
2. Название углеводородов ряда этилена? (Алкены)
3. Основная составная часть природного газа? (Метан)
4. Галогенирование – это ? (взаимодействие с галогенами)
5. Автор теории химического строения органических веществ? (А.М. Бутлеров)
6. Что такое этил? (Радикал).
7. Без неё, как в песне поется «и ни туды, и ни сюды» (вода)
8. Смесь углеводородов , «пища» для автомобилей. (бензин)
9. Металл, который поможет измерить температуру, если вы заболели. (ртуть)
10. Ограненный алмаз. (бриллиант)
Команда 2.
1. Форма этилена? (С2Н4)
2. Древнее название алканов? (Парафины)
3. Реакция гидратация – это.? (взаимодействие с водой)
4. Число атомов углерода в молекуле гексана? (Шесть)
5. Что такое бутил? (Радикал)
6. Этот элемент содержится в спичках. (сера)
7. Исходное сырье для получения алюминия. (боксит)
8. Газ, поддерживающий горение. (кислород)
9. Емкость для хранения и транспортировки газов. (баллон)
10. Продукт коррозии железа. (ржавчина)
Команда 3.
1.Как называются углеводороды ряда ацетилена? (Алкины)
2. Число атомов углерода в молекуле декана? (Десять)
3. Формула ацетилена? (С2Н2)
4. К какому классу относится циклобутан? (Циклопарафины)
5. Формула известняка?
6. Газ, образующийся в процессе фотосинтеза и обеспечивающий процессы дыхания, горения, гниения. (кислород)
7. Общая формула спиртов?
8. Кислота с резким запахом, используемая для консервирования?
9. Реакция гидрирование – это ( присоединение водорода)
10. Альдегиды – это
3. Прочтите зашифрованную надпись: Au, Ni, NH3, Na, I2, Eu, S, In, Li, Al (знание-сила)
4. Вопросы командам «Химия вокруг нас»
1)
Слово Учителя:Папа раз спросил у ИрыЧто ты знаешь про эфирыДля чего они нужныПочему же так важныИра даже не гадалаИ отцу она сказала:Слушай папочка сейчасИнтересный мой рассказ:Только химикам известноЧто не обойтись здесь без затрат.Спирт с кислотой совместноДают чудесный аромат.Тут ананас, а тут банан,Тут аромат чудесной сливы.Как же удается намРаспознать, что здесь эфиры.Секрет весь в формулах друзья,Какой спирт, какая кислотаЕсли здесь метилбурат,Аромату яблок каждый рад.Наш интерес ужасно выросЕсть кислород внутри эфиров.Эфиров много так в природеИм применение всегда найдете.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Итак: вопрос О чем сегодня говориться в данных стихах?
- А что еще вы узнали из стихотворения?
А теперь вам дается проблемная задача, которую вы решаете в группах.
На рисунке показаны три фрукта (яблоко, ананас, абрикос), которые обладают своим ароматом за счет сложного эфира. Вы на основе данных веществ, проводите соответствующие реакции и получаете сложные эфиры, которые являются носителем того или иного аромата фруктов. А также вам необходимо составить текст, используя соответствующие ключевые слова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Яблоко:С4Н9СООС2Н5
CO2, Н2О
С6Н12О6, С2Н5ОН
C4H9COOH.
Ананас: С3Н7СООС3Н7,
С3Н7ОН, С3Н6
С3Н7СОН, Н2О
С3Н7СООН, Аg2О
Абрикос: С3Н7СООС2Н5
С4Н9ОН, С2Н5ОН
С3Н7СООН, С3Н7СОН,
Аg2О
Ключевые слова для 1 группы: фотосинтез, спиртовое брожение, реакция этерификация.
Ключевые слова для 2 группы: масляный альдегид, реакция серебрянного зеркала, реакция этерификации, гидратация.
Ключевые слова для 3 группы: окисление, этерификация, реакция серебряного зеркала.
Это интересно: Человек способен научиться распознавать до 4000 различных запахов, пчела – сотни.
2) Знаете ли вы?
1) В начале XX века доктора уже знали, что сахар – это « белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов. Как называется один из заменителей сахара?( сорбит).
2) Как называется заболевание суставов, обусловленное нарушением обмена мочевой кислоты в организме, причиной которого является молочная кислота?( подагра).
3) Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови, какого углевода? (глюкозы).
4) Как называется соль, которую применяют в медицинской практике при аллергических, кожных заболеваниях, лёгочных и носовых кровотечениях, при усиленном выделении кальция из организма? (глюконат кальция).
5) Глюкоза применяется в производстве зеркал и ёлочных украшений. Какая реакция химическая реакция лежит в основе этого производства? (реакция серебряного зеркала)
6) Продуктом брожения глюкозы является вещество, которое применяется как раздражающее средство для обтираний, компрессов. Какое это вещество?( этанол).
Опыт
На кусочек белого хлеба капнут раствором йода.
Что произошло? Чем это связано?
Почему китайцы не едят хлеба с маслом?
Еда и здоровье взаимосвязаны настолько, что от ежедневного рациона может зависеть продолжительность жизни человека. Китайцы не едят хлеба с маслом. Пища, в которой присутствуют несовместимые белки, жиры и углеводы, плохо усваивается.
По мнению китайцев, такая пища (белок хлеба и жир) опасна для здоровья.
Почему японцы живут долго?
Одной из причин долголетия является широкое употребление японцами в пищу морепродуктов.
Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.
Задание. Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты - триптофана C10H1202N2.
Даны формулы следующих веществ:
СН3ОН СН3-СН2-СООН НСОН СН3-СН2-СН2-СОН
СН3-СН2-СООС2Н5 С5Н11ОН СН3-СН2-СН2-СООС3Н7
К какому классу органических соединений относятся и назовите их?
Почему индейцы племени куна не болеют?
Для индейцев племени куна, живущих на островах Сан-Блас, недалеко от побережья Панамы, выпивающих в день по 3-5 чашек богатого эпикатехином какао, совершенно не характерно высокое артериальное давление и другие проявления сердечно-сосудистых заболеваний. Именно эпикатехин - флавоноид, содержащийся в какао, обеспечивает улучшение состояния сердечно-сосудистой системы при регулярном употреблении определенных видов какао-продуктов.
Задание. Установите молекулярную формулу эпикатехина, если массовые доли элементов в нем составляют: С - 62,07 %; Н - 4,83 %; 0-33,10 %; М = 294г\моль..
12) Почему вьетнамцы едят землю?
Специально «копченые» куски земли в качестве «лакомства» продаются на многих базарах в провинции Виньфук и других районах Северного Вьетнама. В образцах земли химическим анализом обнаружено много железа и марганца.
13) После проведения реакции бутилового спирта с уксусной кислотой ощущается запах хризантемы. Напишите уравнение данной химической реакций.
14). И стоит только сделать вдох,
Чтоб на свет явиться смог.
Он в газированной воде,
Он в хлебе, в соде, он – везде! (углекислый газ)
15). Напишите уравнение химической реакций, при помощи которых из угля можно получить этиловый эфир уксусной кислоты?
5. Домашнее задание «Для чего химия нужна» сценка.
6. Влияние органических веществ на организм человека.
Опыт 1. На два предметных стекла помещаем по две капли жира, затем жир вытираем салфеткой: с одного стекла смоченной водой, а с другого смоченный спиртом. Что наблюдаем?
Отмечают, что в первом случае стекло так и осталось жирным, а во втором стало чистым. Делают вывод: спирты хорошо растворяют жиры.
При обобщений результатов этих опытов важно вспомнить строение клетки, которая включает жировую основу и воду (88,8%). Благодаря хорошей растворимости в воде алкоголь проникает во все клетки организма, при этом разрушает их жировую основу, что ведет к гибели клеток всех органов. Таким образом, спирт – это яд.
Алкоголь- наркотический яд, т. е.он не только разрушает организм, но и вызывает у человека физическую и психологическую зависимость. Это мы часто слышим, но так ли это?
Опыт 2.
В пробирку наливаем 5 мл 70% раствора этанола и опускаем в него кусочек свежей куриной печени. Наблюдаем 3-4 мин. и отмечаем, какие изменения произошли с печенью?
В организме человека спирт окисляется. Окисление спирта направлено на то, чтобы снизить его токсичность и вывести его из организма, т.е. защитная реакция организма. Главную роль играет печень. В ней под действием ферментов этиловый спирт превращается в ацетальдегид – также токсичное вещество. Дальше ацетальдегид в результате окисления превращается в уксусную кислоту, которая затем распадается во всех клетках организма с образованием воды и углекислого газа. Но надо отметить тот факт, что в организме окисление спирта до воды и углекислого газа происходит, когда его суточное потребление не превышает 20г, если доза выпитого спиртного больше то в организме накапливаются промежуточные вещества, альдегид и уксусная кислота, которые для организма являются наибольшим ядом, чем сам этанол.
Записать уравнения химических реакций происходящих в организме.
Что произошло с печенью? Чем вызваны наблюдаемые вами изменения в печени?
Видео «Влияние алкоголя на организм человека»
Алкоголизм - один из страшных врагов общества на протяжении всей его истории появления. В результате употребления алкоголя:
- на 10-15 лет уменьшается продолжительность жизни
- в 35 раз чаще происходят несчастные случаи
- распадается более 50 % семей
- происходит более 50% ДТП
- 83% пожаров
- 75 % детской преступности
- 60% тяжких преступлений.
Стихи Сергея Островского «Что выбираешь ты?»
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
7. Решение задач
1) Какое количество пропионовой кислоты нужно взять, чтобы получить 70г этилового эфира пропионовой кислоты?
2) Какой объем этилена (н.у) нужен для получения 30г этилового эфира муравьиной кислоты?
8. Подведение итогов.
К какому выводу мы приходим из сегодняшнего занятия?
Какая группа набирает больше баллов?
9. Домашнее задание. Написать эссе «О влиянии химических веществ на окружающую природу»
10. Выставление оценок.
11. Рефлексивно – оценочный этап.
Теперь я бы хотела узнать ваше отношение к сегодняшнему занятию. У вас на столах находятся жетоны красного, жёлтого и синего цвета. Выберите и поднимите жетон того цвета, который бы означал ваше отношение к уроку
Ш Красный – я узнал много интересной и полезной информации; Ш Жёлтый –было интересно, но трудно;Ш Синий – данный урок меня не заинтересовал;
УOђЗаголовок 2УOђЗаголовок 315