План урока по химии Предельные одноатомные спирты
ПЛАН ЗАНЯТИЯ__
Учебная дисциплина: Химия
Группа: В-187
Дата: 27.10.15г.
Тема: «Предельные одноатомные спирты»
Количество часов - 2 часа
Тип занятия: урок изучения нового материала с применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Цели занятия:
1.Деятельностная: сформировать умение записывать уравнения реакций и называть формулы предельных одноатомных спиртов.
2.Предметно-дидактическая: познакомить обучающихся с новым классом органических соединений, установить зависимость физических и химических свойств от их строения.
Задачи: продолжить развитие у обучающихся желания к самостоятельному добыванию знаний на занятии, с помощью побудительного диалога; самостоятельности логического мышления; воспитание коммуникативной культуры.
Планируемые образовательные результаты занятия:
ОК 01. Организовывать собственную деятельность, работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Личностные: формирование умения понимать значимость естественнонаучных знаний в практической жизни.
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развивать умение работать с лабораторным оборудованием, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.
Предметные: умение составлять уравнения реакций и называть формулы спиртов по алгоритму, изучение физических и химических свойств сложных эфиров.
Междисциплинарные связи:
Обеспечиваемые: учебная дисциплина «Ветеринарная фармакология», раздел «Фармакодинамика».
Материально- техническое оснащение занятия: телевизор, DVD, видеодиски с опытами.
Оборудование: реактивы, индикаторы, штатив с пробирками.
Раздаточный материал: текст «Спирты», конверты с элементами, ватман, маркеры.
Ход занятия
№ Наименование этапа занятия Деятельность педагога Деятельность студента Время
(мин)
1 Организационный момент Проверка посещаемости и уровня готовности студентов к занятию Подготовка рабочего места, рабочей тетради, учебной литературы 2
2 Мотивация и актуализация ранние изученного материала Выявление представлений о спиртах, использование приема «Конверт-задание», моделирование ситуации успеха Работа с конвертами, составление формул химического вещества, применение ранее полученных знаний. 2
2.1 Формулирование целей и задач занятия Озвучивает тему, цели учебного занятия, формируемые предметных результатов Знакомятся с целями и задачами учебного занятия. Оформляют работу в тетради 1
2.2 Погружение в тему
Организует работу в группах по обсуждению результатов работы,
корректирует полученные результаты, формулирует запрос обучающихся на учебное занятие Работа в группах, обсуждение результатов совместной работы. Формулировка интересов 6
2.3 Инструктаж по ТБ Просит вспомнить правила безопасности при выполнении лабораторных опытов Повторяют основные правила работы с химическими веществами
2
3 Изучение нового материала Объясняет порядок работы с текстом «Спирты», правила заполнения бортового журнала. Получение информации в ходе активной деятельности и осмысление её, соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Знакомятся с тексом и содержанием «Бортового журнала», порядком его заполнения задают уточняющие вопросы, делают необходимые записи
Чтение текста, заполнение журнала, его обсуждение о номенклатуре, изомерии, химических свойствах, получении, применении. 30
3.1 Самостоятельная работа в группах Демонстрация лабораторных опытов, Организация обсуждения результатов опыты. Выявление отличительных признаков спиртов от других органических и неорганических веществ Самостоятельное выполнение лабораторного опыта, представление результатов. 3.2 Подведение итогов. Анализ работы с текстом Организует и проводит обсуждение с позиции поставленных целей и полученных результатов занятия, корректирует усвоение содержания учебного материала Работа с текстом, поиск и высказывания
самых важных момент и прокомментировать их.
34
4 Закрепление изученного материала Предлагает обучающимся использовать сигнальные карточки при выполнении упражнения. Выявление индивидуальных сложностей студентов по усвоению содержания, корректировка знаний Анализируют высказывания, аргументируют свой ответ
4
Организация осмысления полученных знаний, коррекция знаний через выполнения упражнений Работа в группах, распределяют карточки-суждения по способам и сферам применения спиртов, размещают ответы на доске 3
5 Домашнее задание
Сообщает задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по данной теме «Влияние спиртов на организм человека» Записывают домашнее задание, ориентированное на развитие познавательной активности и формирование профессионального интереса 1
Преподаватель Н.В.Соловьева
Ход урока
Оргмомент:-3 мин.
Вызов(26 мин)
Прием обучения: «Конверт-загадка» - сообщение студентам о роли конвертов на их столе.
-Из представленных элементов составьте вещество и назовите его. Обращение ко всей аудитории с вопросом: «В чем различие и сходство этих веществ?»-(3мин.)
Сообщение студентам, что до сих пор вы изучали органические вещества, состоящие только из углерода и водорода. Но известно множество органических веществ, в которых, кроме углерода и водорода, содержатся атомы других химических элементов. Например: элементы кислород, азот, серу и фосфор называют органогенами (рождающими органические вещества).
Сегодня вы начнете изучать кислородсодержащие вещества, которые помимо С и Н имеют в своем составе О, а именно спирты. Что вы знаете о них? (2мин).
Разбейтесь на группы по 4 человека и запишите все, что знаете о спиртах. Важно записать всё, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали. После обсуждения в группах студенты делятся своими знаниями о спиртах. Если вам ничего о них неизвестно, напишите что хотели бы знать в форме вопросов. (5мин).
Давайте выпишем некоторые из ваших идей на доску. Произносят их вслух, а я записываю на доску в той последовательности, в которой они звучат по схеме: знаем – хочу знать - и что потом (в конце урока) узнали
Знаем Хочу узнать Узнал
Осмысление (30 мин)
Получение учащимися информации в ходе активной деятельности и осмысление её.
Приёмы обучения: ведение «бортового журнала».
Раздаю текст «Спирты», и объясняю как нужно заполнять «бортовой журнал».
Внимательно читаем текст, потом вместе обсуждаем и вписываем в бортовой журнал данные требующие разъяснения, к ним же новую информацию и в колонке вывод даем определения или пояснения.
Чтение и совместное заполнение журнала
-Какое определение можно дать этому классу веществ? Какую общую формулу они имеют?
-Что такое функциональная группа, классификация спиртов по числу гидроксильных групп по строению углеводородного радикала, изомерия и номенклатура.
-Химические свойства предельных одноатомных спиртов (демонстрация опытов: растворимость спиртов в воде, горение, взаимодействие с натрием).
Теперь давайте вернемся к нашим идеям , которые были записаны на доске в начале нашего урока. Обсуждение следующих вопросов:
-Итак, какие из ранее имевшихся знаний оказались верными?
На какие вопросы нашлись ответы в тексте, и каковы они?
Какую ещё интересную информацию мы почерпнули из текста?
После заполнения бортового журнала предлагаю обсудить содержание нового материала в группе (2 мин), а потом всем вместе. Предлагаю нескольким группам поделиться своими мыслями, что было интересного для вас, что непонятно, что уже было известно и о чем бы хотели узнать еще поподробнее.
Рефлексия 10-15 мин
Ситуационная задача (исследование).
У вас на столе в трех пробирках находятся известные вам вещества кислота, щелочь и спирт, а пробирки не подписаны. Вопрос: как определить химическим путем, что налито в каждой из этих пробирок? Ваш план распознавания?
План действий распознавания
Пронумеровать пробирки
Подобрать необходимые реактивы.
Выполнить эксперимент.
Сделать вывод.
ВЫВОД: Спирты имеют нейтральную среду, индикатор не изменил свой цвет.
Сегодня вы познакомились с новым классом органических соединений -спирты. Наконец, надо проверить, не осталось ли вопросов о спиртах, на которые мы так и не получили ответа. Часть таких вопросов может оказаться в нашем первоначальном списке, другие могут возникнуть уже после чтения текста. Тогда их тоже следует выписать и решить, в каких источниках следует искать ответы. Что нового мы узнали?
Комментарий текста. Я вам предлагаю найти в тексте самый важный момент и прокомментировать его. Какую информацию о спиртах вы не нашли в тексте?
Домашнее задание О.С.Габриелян Химия Стр.251 №2 (а)
Закрепление полученных знаний
Зачитываю 10 утверждений, если вы согласны - говорите да, если не согласны, то нет.
1. Спирты это органические соединения (Да)
2.Они содержат гидроксильные группы (Да)
3.Оноатомные содержат одну гидроксильную группу (Да)
4.Все спирты имеют жидкое агрегатное состояние (Нет)
5.Все спирты одинаково растворимы в воде (Нет)
6.Метанол многоатомный спирт (Да)
7.Метанол-яд (Да)
8.Спирты обладают щелочными свойствами (Нет)
9.Спирты обладают кислотными свойствами (Нет)
10.Они нейтральны (Да).
Релаксация
☻ Если в трезвом состоянии снайпер 10 патронами выбивает 96 очков из 100 возможных, то после принятия рюмки водки-26.
☻Алкоголизм приводит к раннему старению: пьющая женщина в 30 лет, как правило, выглядит старше, а к40 годам превращается в старуху.
☻Смертность среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза.
В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США и на 12 лет меньше, чем в Европе. Алкогольная смертность в Сибири составляет 22 % от общего уровня. В Центральном федеральном округе -12%. Всего алкоголиков 7 миллионов.
Обобщение материала
Делаем вывод, что спирты:
-хорошие растворители, ценное химическое сырьё, экологически чистое топливо для автомобилей;
-пожаро- и взрывоопасны, это следует помнить при производстве, хранении, транспортировке, применении как спиртов, так и других спиртосодержащих химических соединений (духи, лосьёны, лаки, красители и др.)
-оказывают наркотическое воздействие на организм человека, поражая и разрушая основные органы: ЦНС, сердце, печень, почки, желудок, а самое главное – разум .
Мне хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение об уроке, что понравилось и что не понравилось