Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе
тема урока: правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
школа: КГУ «Средняя школа имени Ыбрая Алтынсарина»
дата: 15.03.16 гг. ФИО учителя: Усанова Елена Сергеевна
класс: 5 «З» количество присутствующих:
количество отсутствующих:
цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:
научится правильно писать безударные падежные , окончания существительных.
Ожидаемый результат: все учащиеся смогут: повторить, систематизировать знания по теме «Склонение имен существительных»
большинство учащихся будут уметь: Ориентироваться в склонениях существительных, знать падежи, уметь их определять, правильно употреблять.
некоторые учащиеся смогут: отработать алгоритм по выбору верного окончания существительных.
предыдущее обучение: диктант
ПЛАН планируемые сроки планируемые действия
ресурсы
начало урока
Мотивационно –
организационный
этап Стадия вызова.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок, Постарайтесь всё понять, Будем правильно писать.
Сегодня мы с вам закрепим наши знания по теме «Имя существительное», а также познакомимся с “Правописанием безударных падежных окончаний имён существительных на –--ия, -ий, -ие ”. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка) Учебник
середина урока
Осмысление.
Актуализация
знаний.
Закрепление
Изученного материала.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.
--- Рассказать о том, какие бывают части речи, привести примеры.
2. Прослушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»
Всему название дано- И все, что может видеть глаз-
И зверю, и предмету, Над нами и под нами,-
Вещей вокруг полным-полно, И все, что в памяти у нас,-
А безымянных – нету! Означено словами
3. Приведите примеры слов, которые дают названия
1-й ряд- зверям,
2-й ряд- предметам,
3-й ряд- вещам.
- К какой части речи относятся эти слова?
Учитель: - Вы, ребята, давно знакомы с именем существительным. Вы много знаете об этой части речи и сегодня покажете свои знания.
Каверза: - Ох, все – то они знают. Так я вам и поверили.(Появляется Каверза)
Учитель:- А вы кто?
Каверза: - Кто я? Я Каверза. А эти ребята ничего не знают. Я вам докажу.
--Что такое имя существительное?
Учитель: - Ну что, Каверза, убедили тебя ребята?
Каверза: - Подумаешь, я не верю и проверю.
Учитель: - Расскажите, что вы еще знаете об имени существительном?
Они бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.
Приведите примеры.
Каверза: - А вот у меня тут в сумочке есть кое-что./Достает яблоко, апельсин и грушу/ Отгадайте, чем они отличаются. /Ребята отвечают, что у них разный род.
Учитель:- Что вам еще известно о существительных?
Ученики: - А еще они относятся к 3 склонениям.
Склонения: - Ой, это про нас./Выбегают к доске 3 ученика, исполняющие роль склонений/
1 скл:. - Я самое главное склонение, потому что первое! Со мной дружат существительные мужского и женского рода.
2 скл.: - Подумаешь первое! Вот как красиво написано мое склонение. Ну и что! И со мной дружат существительные мужского рода, а еще среднего.
1 скл.: - Зато нет женского.
3 скл.: - Ой, женский род мой самый любимый.
2 скл: - И всего-то один женский.
Каверза: - Назвать-то они назвали, а определять не умеют. Вот тут у меня есть тетрадочка, пусть запишут правильно слова по склонениям../ Подает учителю листок со словами, которые нужно записать на доске в 3 столбика.
Учитель: - Да, очень трудные слова придумала Каверза.
Окрестность, брошюра, трамвай, местность, прорубь, программа, аллея, иней, правило, объем, температура, медаль, отрасль, расчет, газета. Каверза:- Ой, какие умные!
Учитель: - Что еще вам известно об имени существительном?/ / Ответ учеников: изменяются по падежам и числам.
Каверза: - А умеют они правильно писать безударные окончания существительных? Проверим! А ну напишите:
Жаворонок
На солнц… темный лес задел,
В долин… пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазур… жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышк… сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны ».
В.А. Жуковский
Задание. Записать и объяснить правописание окончаний.
Учитель: - А вот у меня есть стихотворение А.Фета, в котором нет ни одного глагола, ну-ка, Каверза, найди в нем существительные
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А.Фет
Каверза: -Да наши ребята – молодцы, и они будут очень старательно изучать имена существительные. Каверза превращается в ученицу
Учитель.- Давайте откроем с.214 в учебнике и поведем исследование, какие окончания пишутся у существительных –ия, -ий, -ие.
IY. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
Знакомство с правилом- с.214
Составление таблицы
ж. р - -иям. р - ийср. рармия, Мария санаторий, лекторий решение, произведение
Р.п. -ииД.п -ииП.п -ииП.п. -ииП.п. - ииY. Физкультминутка.
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
YI. Систематизация и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
Упражнение 536 –
Работа с текстом. Упражнение 537
Упражнение 544
Учебник, маркеры, плакат
конец урока
Рефлексия
Учебной деятельности науроке. Оценивание.
Информация о
Домашнем задании.
Рефлексия.
YII.Итог урока
YIII. Домашнее задание. Упражнение 540
Учебник
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
Стимулирование учащихся спомощью поощрения,
эмоциональной поддержки
При устной работе, орфографическом диктанте, рефлексии. В литературе – художественных произведениях.
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.