Тема: «Правописание гласных –е и –и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе»
Тема: «Правописание гласных –е и –и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе»
Тип урока: комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).
Форма: интегрированный с применением компьютерной программы.
Метод: исследовательский.
Цели урока:
Обучающая:
Обучение составлению алгоритма выбора гласной - е и - и в окончаниях имен существительных в единственном числе;
Отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;
Проверка качества усвоения учащимися орфограммы.
Развивающие:
Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;
Развитие связной речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
воспитание культуры общения;
Уважения к собеседнику и учителям; воспитание интереса к собеседнику и учителям;
Воспитание интереса к русскому языку и информатике.
Оборудование: схемы алгоритмов; опорные таблицы «Морфологический разбор имени существительного»; сигнальные карточки; перфокарты.
Ход урока.
Организация класса.
Вступительное слово. Сегодня не совсем обычный урок, попробуем соединить такие предметы, как русский язык и информатику. Все это сделаем на примере компьютера. Запишите тему урока: «Правописание гласных - е и - и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе».
Прочитаем текст.
Февраль, снежень, бокогрей. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый (Так говорили в старину).
Февраль - самая метельная пора зимы.
В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. В меру подбадривает морозец, без злой колкости.
Хорошо на санях прокатиться по лесной дороге.
Что такое текст?
Прочитайте слова с выделенными окончаниями. К какой части речи они относятся? Объясните правописание.
Цель нашего урока – научиться при помощи алгоритма различать окончания –е и _и у существительных в единственном числе.
Словарно-орфографическая работа.
Алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи.
Синтаксический разбор.
Набухли березовые почки, и на лесной поляне показались подснежники.
1 2
[ ],и [ ].
Сердце дрогнуло и радостно замерло.
[ ]
IV. Рассказать о существительных как о части речи.
Таблица алгоритм
Имя существительное (обозначает предмет)
Собственное одушевленное род (м. жен.ср.) скл. (I II III)
Нарицательное неодушевленное
Непостоянные признаки: падеж, число.
Синтаксическая роль.
На поляне (показались) (морфологический разбор)
Знание морфологических признаков помогает выбрать правильное написание букв –е и –и в падежных окончаниях имен существительных в ед.числе.
Определи часть речи (поставь имя существительное в им.п. ед.ч.)
Определи склонение
3-е, 2-е – и
1-е - е
Определи падеж.
Р.п. - -и
Д.п. - -и
Пр.п.- -е.
Применяя алгоритм – на земле.
Работа с сигнальными карточками.
Вдоль дороги.
Запах полыни.
Синичка в клетке.
Вышли из деревни.
Отдыхать в лагере.
Стоять в карауле.
Восстание на площади.
Около молодежи.
Х. Закрепление (тестирование)
1. Вставь буквы в окончаниях существительных в пр.падеже.
а. На стадион
б. На площад
в. В летопис
г. В сара
2. Буква Е пишется в слове:
а. Жить в радост
б. Гулять в парк
в. Идти по площадк
г. Около дочер
3.Ошибка допущена в слове:
а. Жить в деревне
б. Отдыхать на море
в. Петь в церкве
г. Встретиться на бульваре
4. Буква И пишется в слове:
а.обнаружить в архив
б.прочитать в поэм
в.найти в книг
г.найти на пристан
ХI Работа с текстом (на экране)
Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. И охранять природу – значит охранять родину».
(На экране портрет М.М.Пришвина).
С творчеством этого писателя вам еще предстоит познакомиться.
XII. Самостоятельная работа с текстом.
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошл в средней полос России. Его семья жила в усадьб около деревн... Здесь от деревн к деревн тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек зарсли плакучей ивой.
С охотничьим ружьем и запсной книжкой побывал Пришвин на Урал, в Сибир, в Карели. Он открыл в природ много тайн и подарил их своим читателям.
(Переписать, вставить пропущенные буквы, определить падеж у имен существительных).
XIII Игра –подарок- собери весенний букет
В а н ч и к и о д у - одуванчики
Д ы ш и л а н - ландыши
К и ф и а л - фиалки
К и л ь в а с и - васильки
XIV. Итог урока.
С чем познакомились на уроке?
Помог ли он вам распознавать на письме буквы –е и –и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе?
XV. Оценки за урок.
XVI. Домашнее задание.
Рисунок 1715