Стихи А.Плещеева и А.Фета об осени.

Используемый учебно-методический комплект: Школа России
Учебный предмет (дисциплина) литературное чтение
Класс 2 В
Дата проведения 30.09.16
Тема урока: Стихи А.Плещеева и А.Фета об осени.
Цель урока:
1-ая линия развития: первичные навыки работы с информацией.
2-ая линия развития: техника чтения, приёмы понимания и анализа текста.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания:
Лирические стихотворения А. Плещеева, А. Фета. Настроение. Интонация стихотворения.
Умения:
Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.
Формулировать главную мысль

Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным
осуществлять анализ и синтез
строить рассуждения
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Личностные:
эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Межпредметные связи: Окружающий мир, изобразительное искусство.
Ресурсы:
- для учителя: учебник
- для ученика: учебник













Ход урока :

Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Время

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Регулятивные:
- планирование учебного сотрудничества
Личностные:
- мотивация учебной дея-ти
- Здравствуйте, дети.
- Садитесь
- Меня зову, Елена Алексеевна и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения.





1 мин

II. Актуализация знаний.

Личностные результаты
1.эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
Регулятивные УУД
1.самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Коммуникативные УУД
1.оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
3.высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Познавательные:
1.строить рассуждения
- Отгадайте загадку и скажите, о каком времени года идет речь? представленную на экране.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

Мы с вами продолжим знакомиться со стихами посвященными осени.






- Осени








5 мин

III. Постановка учебной задачи. Первичное закреплание.

Личностные результаты
1.эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
2.интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении
3. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории
Регулятивные УУД
1.работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
2.самостоятельно формулировать тему и цели урока;
3.составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
4.в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД
1.оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
2.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
3.высказывать и обосновывать свою точку зрения;
4.слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Познавательные:
1.строить рассуждения
2.вычитывать все виды текстовой информации
3.осуществлять анализ и синтез
- Откроем учебник на стр. 70. Чьё стихотворение на этой странице?

- Совершенно верно, вот портрет Алексея Николаевича Плещеева. Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете, сказать об этом человеке глядя, на его портрет?

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 года почти два века тому назад, в Костроме, в семье чиновника. Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков – это было военное училище, оно готовило офицеров для Русской армии, затем ушёл, - в университете, на восточном факультете. В 19 лет выступил с первыми стихами в журнале "Современнике", в 21 год напечатал отдельный сборник стихотворений, этот сборник его прославил. В 47 лет он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки". Алексей Плещеев умер в 68 лет. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря.
Своим современникам (тот, кто живёт в одно время с кем-либо), писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели – будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».

-Что имел , ввиду писатель?
Что вы запомнили биографии Плещеева?

- Послушайте, стихотворении и в конце ответьте на вопрос. О чем говориться в этом стихотворении?
- Ребята, а как вы понимаете слово ОЗИМЬ?
-Где можно найти лексическое значение этого слова?
Озимь - осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом (это сажают под зиму, под снег, что-либо например чеснок).
- Какое настроение у тебя создают картины природы, описанные поэтом?
- Как мы прочитаем это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, нетерпеливо
- А сейчас прочитайте каждый это стихотворение выразительно.
- Молодцы закончили, сейчас несколько человек по пробуют выразительно прочитать это стихотворение.
- А. Плещеева



- Ответы детей























- Высказывания детей.







- Слушают стих. Размышляют ,анализируют.

- Затруднение детей
В толковом словаре.



- Наступила осень, птицу улетают, дождик моросит.
- с грустью

Чтение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения .
17 мин

IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Личностные результаты
1.эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
2.интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении
3. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории
Регулятивные УУД
1.работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
2.самостоятельно формулировать тему и цели урока;
3.составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
4.в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД
1.оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
2.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
3.высказывать и обосновывать свою точку зрения;
4.слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Познавательные:
1.строить рассуждения
2.вычитывать все виды текстовой информации
3.осуществлять анализ и синтез
4. задавать вопросы.
- А сейчас встаньте из-за парт и сделаем с вами физминутку.

- Посмотрите на стр 71- ой. Чьё стихотворение представлено на этой странице?

- Совершенно верно, вот портрет Афанасия Фета. Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете, сказать об этом человеке глядя, на его портрет?

Великий русский поэт и переводчик Афанасий Афанасьевич Фет родился 1820-ого года в Орловской губернии. Фет был современником Плещеева. Писать стихотворения Афанасий Фет начал очень рано. В 17 лет он закончил обучении в эстонском пансионе и поступил в Московский университет на философский факультет. Все эти годы Фет очень сильно увлекался литературой, много читал и писал. В 20 лет были опубликованы первые стихотворения Фета. С этого момента во многих сборниках и журналах стали постоянно печататься его произведения. Долгие годы поэт старался вернуть себе титул дворянина. Для этого он несколько лет прослужил унтер-офицером, а в 33года отправился на службу в полк гвардейцев. В 38 лет Афанасий Фет ушёл в отставку. Титул дворянина ему так и не вернули, и он решает стать помещиков. Для этого он покупает землю и начинает заниматься хозяйством. В 53 года Фет наконец-то удостаивается дворянского титула. 72года Афанасий Афанасьевич Фет умирает в Москве.
-Что вы запомнили из биографии Фета?
- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос. О чём это стихотворение?
- По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень??
- Как мы прочитаем это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью?
- Найдите строчки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы.


- А сейчас прочитайте каждый это стихотворение выразительно.
- какие строчки стихотворения передают радость ожидания зимы?
Как их нужно прочитать?
- Молодцы, сейчас несколько человек пробуют выразительно прочитать это стихотворение.
- Выполняют движения


- А.Фета


- Рассуждения детей.



























- Слушают стих.

- Ласточки улетели, на улице темно, журавли улетают.
- с грустью

-на дворе темно, листья опадают, журавли улетают и ласточки пропали.

Чтение стихотворения.

- Лучше снег да вьюгу встретить грудью рад!
- с радостью
Выразительное чтение стихотворения.
17 мин

V.. Рефлексия деятельности (итог урока).

Адекватное понимание своей успешности и не успешности
- Самооценка
–- С кем мы с вами познакомились?
- А.Фет, А. Плещеев
5 мин

Домашнее задание
1. выразительное чтение стр 70-71
Чтение по цепочке.

Дата «___»_______20___
Подпись методиста
___________________/ ФИО

Дата «___»_______20___ Подпись учителя ___________________/ ФИО

15