Урок по кубановедению Кубань — многонациональный край


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9

Тема учебного занятия (урока):
«Кубань – многонациональный край»
3 класс

Козуб Елена Андреевна,
учитель начальных классов
Цели урока:
образовательные: формировать представление о культурах народов, проживающих на территории Краснодарского края, научить выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально- этическими принципами.
воспитательная: воспитывать уважение к культурным и национальным особенностям других народов, живущих на Кубани.
развивающая: развивать общую культуру, внимание, мышление, устную речь учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в группах.
Формируемые УУД:
личностные: уважение к Отечеству, его языку, культуре, к культурам других народов, умение определять своё отношение к людям;
регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, умение планировать свои действия;
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации, умение устанавливать причинно- следственные связи, осуществлять анализ и синтез, умение строить рассуждения.
коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
- научатся объяснять своё отношение к людям другой национальности, научатся понимать ценность народных традиций и культур, отличать предметы и порядки, созданными людьми различных культур.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационно- мотивационный Приветствие
Вводная беседа:
1). Как называется край, в котором мы живём?
2). Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью?
3) За что вы любите свой край? Умение слушать, отвечать на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний
Актуализация опорных знаний Просмотр и обсуждение презентации «Люблю свой край»
Слайд 1
Закончите предложение по теме слайда
Кубань (Какая?) Учащиеся просматривают слайды, читают текст
Люблю тебя, мой край степной,
За широту земли, за то,
Что ты передо мной
Дороги расстелил.
-степная Умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное
Слайды 2, 3
Кубань (какая?) За все сады и тополя,
За радость наших лет,
За то, что чёрная земля
Рождает белый хлеб.
- плодородная, хлебосольная. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста
Слайд 4
Кубань (какая?)
Слайд 5-6
Кубань ( какая?)
Слайд 7
Кубань (какая?)
Слайды 8
Кубань (какая?)
Люблю тебя, мой край морской,
Твой ласковый приют,
Где чаек взлёт над синевой-
Как праздничный салют.
-морская
Люблю за эту синь и даль,
За солнце на волне.
За то, что ты хранишь печаль
О павших на волне.
-героическая
Люблю тебя, мой горный край,
Орлиная страна!
С твоих вершин посмотришь
вдаль-
Вся Родина видна.
-горная, орлиная
Люблю за то, что тут звенят
Высокие леса.
За то, что ты меня поднял в родные небеса.
- величественная
Чувствовать красоту художественного слова.
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Строить логические рассуждения, проводить аналогии
Формулирование темы и цели урока Кто является главным богатством нашей Родины?
Люди каких национальностей проживают на Кубани?
Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
Кубань (какая?) Слайд 9 Кубань- многонациональная. Определять тему и цели урока с помощью учителя и самостоятельно. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Введение в тему У нашего края есть три сокровища:
Первое - Земля: горы и равнины;
Второе - Вода: реки, родники, озера, моря;
и третье сокровище: Люди, их мастерство и свершения.
Но самым главным сокровищем у нас всегда считалась Дружба трудолюбивых, мужественных народов и их гостеприимство.
На Кавказе говорят: «Горе легче тогда, когда друзья разделяют его с тобой. Радость полноценна тогда, когда ею наполнишь ты друзей своих - поделишься ею».

А друзей у нас много. Ведь Земля на юге России стала родиной для многих народов.
Сравнивают свои выводы с выводом учителя
Умение слушать, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
Историческая справка
Продолжение просмотра презентации. Люди не живут на земле изолированно друг от друга. С давних пор они торговали друг с другом, перенимали друг у друга то, что считали полезным для себя и своего народа, учились друг у друга ремёслам. Невозможно за урок поговорить обо всех народах. Остановимся пока на нескольких: кубанском казачестве, которое сформировалось на основе слияния русской и украинской культур, армянах и адыгейцах. Что общего может быть у таких разных народов?
Слайд 10
Слайд 11 Одежда казака
Носил он с давних–давних лет
Кубанку яркую, бешмет,
Черкеску, бурку и башлык
Имел красивый гордый лик.
Одна одежда для парада,
Здесь все отличия, награды,
А в форме строгой шел в поход
И рвался в бой за свой народ.

Слайд 12 Любимый танец горцев- лезгинка
Слайд13 Оружие адыговСлайд14.Культура армянского народа
Слайды 15-16 Блюда кавказской кухни
Слайд 17 Народные песни и танцы
Слайд 18 Особенности вышивки
Комментируют слайды, делятся впечатлениями Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
владеть монологической и диалогической формами речи.
Умение анализировать, сравнивать
Работа в группах Ребята, теперь вас ждёт интересная работа в группах.
Каждая группа получает задания.
1 группа « Поварята»
Задание: перечислите блюда национальных кухонь народов Кубани.
2 группа « Модельеры»
Задание: какие элементы одежды казаки заимствовали у горцев?
3 группа « Умельцы»
Задание: перечислите народные ремёсла и промыслы на Кубани.
4 группа «Артисты»
Задание: назовите песни и танцы народов, населяющих Кубань. Распределяются на группы по 5 человек.
В ходе совместной работы выполняют задания.
Оформляют отчёт рисунками. Высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Выступление групп Каждая группа по очереди выходит к доске и зачитывают ответы на вопросы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Составление правил дружбы народов С детства видеть нам привычно, Как без ссор и без обид Уживаются отлично Люди, разные на вид.
Какие правила нужно знать и соблюдать людям разных национальностей, проживающих на Кубани?
Составьте правила , которые говорят, как нужно относиться к людям другой национальности.
Слад 19 Работа в паре.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Проверка работы в парах
Слайд 20. « Главное правило» Дети зачитывают правила, размещают их на доске Подведение итога урока,
Рефлексия. Чтение учителем стихотворения:
Как хорошо, что дружба есть на свете, Она, как воздух, нам с тобой нужна. Так пусть шагает дружба по планете, Пускай, как солнце, светит нам она. Всюду, всюду вместе с нами дружба! Наш край, наша песня – дружба! Дружба наций на кубанской земле!
Что нового для себя открыли сегодня на уроке?
Чему научились?
Какое правило общения самое главное?
Слайд 21 Отвечают на вопросы Умение делать выводы, обобщения