Открытый урок по познанию мира на тему:Реки и озера Казахстана
Рахимова Карлыгаш ГарифовнаУчитель начальных классов
ОСШ № 3 имени Абая с ДМЦ
Урок познания мира в 4 классе
Тема: Реки и озера Казахстана.
Цель:
Формировать начальные понятия о реках и озерах Казахстана.
Способствовать формированию чувства патриотизма.
Углубить знания учащихся по теме, развивать веское мышление, любознательность, умение делать выводы,
Воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
Глобус;
Карта;
Рабочие листы;
Схемы реки и озера;
Ход урока:
Организация начала урока:
1Слайд№1 «Шум ручья» без показа видео
Слово учителя.
_ Что такое вода?
(Самое распространенное вещество на планете.)
Слайд №2стихотворение
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись-
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
- Много ли воды в Мировом океане?
79% воды, 21% суши
- Зачем нам с вами столько воды?
-Какую роль играет вода в жизни человека?
Слаид№3 предметы быта
( поит, кормит, дает электроэнергию, является дорогой.)
- Почему объем воды в морях, реках, озерах не изменяется?
( Происходит круговорот воды в природе) Слаид №4.круговорот
Слаид № 5
2. Проверка домашнего задания
Проверочная работа по теме «Вода» (письменно с последующей устной проверкой) 1. Самое распространённое вещество на планете. (вода) 2. Вода в твёрдом состоянии (лёд) 3. Что происходит с водой при нагревании? (расширяется) 4. Пустоты, которые образуются под действием воды (пещеры) 5. Вода в газообразном состоянии (пар) 6. Мельчайшие капельки воды в воздухе (туман) 7. Подземные воды, имеющие вкус, запах, повышенную температуру (минеральные воды) 8. Место, где подземные воды выходят наружу (родник) 9. Курорт на юге Казахстана с целебной минеральной водой (Сарыагаш) 10. Процесс, благодаря которому на земле сохраняется одно и то же количество воды (круговорот)
Слайд №6 загадка2. – А теперь послушайте загадку:
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что она –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
- Как вы уже поняли, речь пойдет сегодня на уроке о воде.
На какие группы делятся природные водоёмы РК?
Слайд №7 природные водоемы
У: Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по рекам и озерам Казахстана.
Что такое река?
Слайд №8 понятие реки
Река — это постоянный водный поток с естественным течением от истока до устья. Один из источников пресной воды.
- Почему люди издавна селились у рек? Чтение пословиц:
Где вода, там достаток: либо хлеб есть, либо рыба.
Слайд №9 река
У поэта Алтынсарина есть замечательное стихотворение «Река»
Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В её долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живётся веселей.
Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки —
Всё также волны будут чисты и легки,
Ведь даже к зверю, что войдёт порой в поток.
Игриво рыбы льнут, качая плавники.
У: Как обозначаются на карте реки? (Тонкой синей ниточкой.)
Где рождается река? (Ответы детей)
Почему так говорят – «Мать реки – родник»?
Слайд № 9 рождение реки
Местом рождения реки может быть родник. Вода, стекая по склону, образует ручей.
На пути встречаются другие ручьи. Соединяясь, они образуют реку. Если река течёт по ровной поверхности, она называется равнинной.
Слайд № 5горные
А ещё река может образоваться от таяния горных ледников. Вода стекает по склонам вниз. Для горных рек характерно бурное течение, а вот равнинные реки более кротки и спокойны.
-Так какие бывают реки? (Горные и равнинные.)
Слайды № 6 - 9
Давайте поупражняемся в определении типа рек. Вам будут предложены слайды с изображением рек, вы должны определить их типы.
Реки могут быть горными и равнинными. Как вы думаете, в чем заключается их различие?
а) - Как у человека есть части тела, так у каждой реки выделяют некоторые части. Сейчас, выступая в роли исследователей, вам предстоит узнать : что это за части?
-Так какие же части есть у реки?
Слайд № 12-13части рек
Реки. Выходящая на поверхность земли родниковая вода медленно течёт вниз по уклону местности. Ручьи сливаются друг с другом и образуют исток реки, место, где она берёт начало. Река течёт по углублению в земле, которое называется руслом. Река имеет два берега – правый и левый. В реку впадают другие, более мелкие реки. Они называются притоками. Притоки также бывают правыми и левыми. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется устьем. (схема), Слаид 14
Исток – начало реки.
Русло – определенное углубление в земле, по которому течет река.
Устье – место впадения реки в озеро, море или другую реку.
Притоки – впадающие в реку ручьи или мелкие реки. (Работа по листаУ: Какие реки знаете в Алматинской области?
Слайд №15 реки Алматинской области
- Какие реки в Казахстане вы знаете? (Ишим, Иртыш, Или, Сырдарья, Урал) (показать на карте).
Слайд №16 Иртыш
Река Иртыш. «Иртыш» - в переводе с тюркского «роющий землю». Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На этом участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, слева – Кызылсу, Чар. Иртыш впадает в реку Обь слева ( на территории России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол – слева. Длина Иртыша 4 268 км. Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. слайд17
река Урал находится на западе Казахстана Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау.Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру. Слайд 18. река Сырдарья находится на юге Казахстана (находят на карте). Берёт начало и в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная. На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря. Слайд 19. река Или : на юге Казахстана ( находят на карте). Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы. Слайд 20. река Ишим течёт на севере Казахстана ( находят на карте). Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана. Слайд 21. набережная Ишима в Астане Всего в Казахстане 39 тысяч больших и малых рек.
5. Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой.
Слайд №22 озеро
6. - Обратите внимание на другую схему. Чем она отличается от предыдущей? (это водоем округлой формы, вода в нем не течет, нет истока устья). Что это? Чтобы ответить на этот вопрос отгадайте ребус? (озеро)
2514600226060457200226060 ,,, , , ,
- Озеро – это замкнутый в берегах большой естественный водоем.
Слайд №23
У: Озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности – озёрных котловинах. Величина озёр бывает разная: от нескольких десятков метров до нескольких километровОзёра не имеют ни истока, ни устья. Они пополняются подземными и поверхностными водами. Часто в озёра впадают реки. Если из озера вытекает хотя бы одна река, оно называется сточным. Из бессточных озёр реки не вытекают. Озёра бывают пресными и солёными. Солёные озёра не проточные. Из них не вытекают реки. В Казахстане находится очень много солёных озёр. Каково отличие озера от реки? (округлая форма, вода там не течет, так как озеро – замкнутый водоем, нет устья, истока)
У: Какие озера знаете в Алматинской Области?
Слайд №24
У: - Какие озера в Казахстане вы знаете? (Балхаш, Аральское море, Каспийское море, Зайсан) (показать на карте) (Работа по листам)
Слайд №25озера
Каспийское море : на западе Казахстана. Каспийское море - самое большое озеро мира. Почему море называют озером? ( размышление уч – ся;)
У: учитель уточняет, что в древние времена на территории Казахстана был океан. Каспийское море – это остаток древнего океана. Оно расположено в природной котловине.) Оно протянулось с севера на юг более чем на тысячу километров. Площадь озера – моря 371 кв.км. В нашу республику входит половина всей площади. Здесь добывают нефть и газ. Слайд 26. Аральское море : на юге Казахстана ( находят на карте). По величине занимало третье место в мире. Это тоже остаток древнего океана. Слайд 27-28
. Сейчас Аральское море выглядит так: Аральское море мелеет.
У: Что стало причиной его обмеления?
(рассуждение уч – ся) Вывод: воду из Сырдарьи, которая несёт свои воды в Аральское море, люди в больших количествах используют для полива полей. Сырдарья не доходит до Аральского моря, поэтому море мелеет. Слайд 29 озеро Балхаш (находят на карте). Третье крупное озеро на территории Казахстана. С запада на восток протянулось на 600 км. Особенность этого озера – западная его часть пресная, восточная – солёная. Воду западной части опресняет река Или. Восточная часть такого многоводного притока не имеет. Разную солёность удерживает впадающий полуостров, который делит озеро почти пополам.Существует легенда, что у богатого бая Балкаша была красавица дочь Или. Бай объявил праздник- той и победителю обещал в жены дочь. Красавица Или и бедный пастух Каратал любили друг друга. Или помогла Караталу выиграть состязание женихов. Но Балкаш не хотел отдать дочь бедняку. Тогда Каратал и Или бежали. Разгневанный отец не мог догнать беглецов. И тогда он превращает их в реки, а сам бросается на пути между ними и превращается в озеро, поглощая непослушную дочь. И озеро имеет цвет седой голубизны. В озере водятся ценные виды рыб: сазан, окунь. Водится ондатра. Есть судоходство.
Слайд 30. озеро Алаколь : (находят на карте). В переводе «пёстрое озеро» (вечером розовое, утром бирюзовое). Вода солёная (сравнима с морской). Лечит многие заболевания. Галька на берегу и грязи тоже целебны. Сам Чингизхан останавливался на берегу и лечил своих воинов. Космонавты очищались от космической радиации. Вода Алаколя благотворно влияет на весь организм. На озере гнездятся сотни тысяч птиц, водится рыба. Слайд 31. озеро Боровое
Находится в Костанайской области в невысоких горах. Природа интересные фигуры из горных пород. Многие из них напоминают сказочных персонажей. Слайд 32. озеро Зайсан Находится в восточном Казахстане. Огромное пресноводное озеро со множеством рыб. Его длина 100 км, ширина 30 км. Через озеро Зайсан протекает Иртыш. В Казахстане
У: Просмотрев прослушав информации детей
Ответьте на вопросы:
Чем отличаются реки и озера?
Слайд № 33
Река постоянно находиться в постоянном движении. У неё есть исток русло, приток, устье.
Слаид№ 34
Озеро - вода в озере стоячая. У озера их нет.
Закрепление.
У: Ребята, как вы думаете, если воды на нашей планете много, нужно ли её беречь?
А сколько всего пресной воды?
Слайд № 35 % пресной воды
Большая часть Казахстана находиться в засушливой зоне. Многие территории подвержены опустыниванию. Поэтому охрана воды – одна из проблем в государстве.
Вода – одна из главных богатств на Земле.
У: Ребята, что будет, если исчезнет вода или вода на планете загрязниться и станет непригодной для питья?
Слайд №36 журчание воды рыбки плавают.
У: Ребята, внимательно послушайте сказку и ответьте на вопрос:
- Из-за чего загрязняется вода?
Слайд № 37 журчание воды
Сказка
А вы ребята, внимательно послушайте сказку и ответьте на вопрос: из-за чего загрязняется вода? Я сказку начинаю дети продолжают. В это время на фоне журчит речка. - Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку! Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной… Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Обмелела на глазах. - Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Улитка - Соседка, почему ты такая красная? Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. Улитка - А ты почему жёлтая, как лимон? Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь. Улитка - А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Фиолетовая рыбка - Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора. Улитка - Ой, а это ещё кто? Чёрная рыбка - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти. Улитка - Да, уж досталось вам.
Слайд №38 загрязнение воды
Грустная сказка. Но быль и не радостней.
Бурное развитие промышленности 20-го века привело к значительному загрязнению водоёмов. А чтобы этого не происходило, что нм необходимо делать?
( беречь её, не расходовать воду напрасно, не загрязнять её. Итог.
У: Мы очень много с вами, ребята, узнали.
Как прекрасна наша Республика. Но всю эту красоту надо охранять и защищать.
Слаид №39
Урок хотелось бы закончить словами французского летчика, писателя, который вынужден был по воле случая провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, Антуана де Сент- Экзюпери: « Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое, нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинает бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.»Слайд №40
У: Я надеюсь сегодня на уроке каждый из вас прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, нашей страны и всей планеты.
Слайд №41 стих
Пусть на земле не умирают реки
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку светлую мою!
Тема урока: «Реки и озёра» Цель: познакомить учащихся с реками и озёрами Казахстана Задачи: • в ходе урока учащиеся познакомятся с реками и озёрами Казахстана и сделают вывод о богатстве и разнообразии водных ресурсов республики; будут совершенствовать умение ориентироваться по карте; • развивать познавательные способности учащихся: процессы мышления, речь, память, внимание, способность наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес; • воспитывать положительные качества личности: бережное отношение к природе, патриотические чувства к Родине. Ход урока: 1. Организация класса 2. Основная часть 1) Повторение. Проверочная работа по теме «Вода» (письменно с последующей устной проверкой) 1. Самое распространённое вещество на планете. (вода) 2. Вода в твёрдом состоянии (лёд) 3. Что происходит с водой при нагревании? (расширяется) 4. Пустоты, которые образуются под действием воды (пещеры) 5. Вода в газообразном состоянии (пар) 6. Мельчайшие капельки воды в воздухе (туман) 7. Подземные воды, имеющие вкус, запах, повышенную температуру (минеральные воды) 8. Место, где подземные воды выходят наружу (родник) 9. Курорт на юге Казахстана с целебной минеральной водой (Сарыагаш) 10. Процесс, благодаря которому на земле сохраняется одно и то же количество воды (круговорот) 2) Работа над темой урока А) Сообщение темы урока: загадка Летом бежит, Зимой спит. Весна настала- Опять побежала. (река) Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по рекам и озёрам Казахстана. В конце урока ответим на такие вопросы: • Что нового узнали? • Что поняли? • Где я могу это применить? ( вопросы вывешиваются на таблице) Б) Рассказ учителя с элементами беседы сопровождается демонстрацией слайдов: Одним из важных источников пресной воды являются реки. Слайд 1. Чтение текста учащимися. Реки. Выходящая на поверхность земли родниковая вода медленно течёт вниз по уклону местности. Ручьи сливаются друг с другом и образуют исток реки, место, где она берёт начало. Река течёт по углублению в земле, которое называется руслом. Река имеет два берега – правый и левый. В реку впадают другие, более мелкие реки. Они называются притоками. Притоки также бывают правыми и левыми. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется устьем. -Найдите части реки на схеме (схема висит на доске) Слайд 2. Сравните эти реки. Вывод: у реки, которая течёт по равнине течение медленное, плавное у горной реки течение бурное, быстрое, с шумом Слайд 4. Узнали ли эту реку? Это река Иртыш. Найдите её на карте. Слайд 5. Чтение текста. Река Иртыш. «Иртыш» - в переводе с тюркского «роющий землю». Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На этом участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, слева – Кызылсу, Чар. Иртыш впадает в реку Обь слева ( на территории России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол – слева. Длина Иртыша 4 268 км. Дополнительная информация: Иртыш разливается весной в результате таяния снега на южных склонах гор. Летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно продолжительно. Слайд 6. Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. Для характеристики других рек используем пункты практической работы 1 2 5 8 9. Слайд 7. река Урал Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: находится на западе Казахстана ( находят на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау.Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру. Слайд 8. река Сырдарья Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: находится на юге Казахстана (находят на карте). Берёт начало и в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная. На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря. Слайд 9. река Или Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: на юге Казахстана ( находят на карте). Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы. Слайд 10. река Ишим Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: течёт на севере Казахстана ( находят на карте). Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана. Слайд 11. набережная Ишима в Астане Всего в Казахстане 39 тысяч больших и малых рек. В) Наблюдение по схеме за строением озера. Сравнение со строением реки. Слайд 13. Чтение текста. Озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности – озёрных котловинах. Величина озёр бывает разная: от нескольких десятков метров до нескольких километров. Озёра не имеют ни истока, ни устья. Они пополняются подземными и поверхностными водами. Часто в озёра впадают реки. Если из озера вытекает хотя бы одна река, оно называется сточным. Из бессточных озёр реки не вытекают. Озёра бывают пресными и солёными. Солёные озёра не проточные. Из них не вытекают реки. В Казахстане находится очень много солёных озёр. Слайд 14. Характеристика озера. Вывешивается на доске. 1) Как называется озеро? 2) Где оно находится? 3) Величина озера. 4) Пресное или солёное. 5) Какие реки впадают в озеро? 6) Какие реки вытекают из озера? 7) Как используются его воды? Слайд 15. Каспийское море Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: на западе Казахстана (находят на карте). Каспийское море - самое большое озеро мира. Почему море называют озером? ( размышление уч – ся; учитель уточняет, что в древние времена на территории Казахстана был океан. Каспийское море – это остаток древнего океана. Оно расположено в природной котловине.) Оно протянулось с севера на юг более чем на тысячу километров. Площадь озера – моря 371 кв.км. В нашу республику входит половина всей площади. Здесь добывают нефть и газ. Слайд 16. Аральское море Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: на юге Казахстана ( находят на карте). По величине занимало третье место в мире. Это тоже остаток древнего океана. Слайд 18 -19. Сейчас Аральское море выглядит так: Аральское море мелеет. Что стало причиной его обмеления? (рассуждение уч – ся) Вывод: воду из Сырдарьи, которая несёт свои воды в Аральское море, люди в больших количествах используют для полива полей. Сырдарья не доходит до Аральского моря, поэтому море мелеет. Слайд 20. озеро Балхаш Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: (находят на карте). Третье крупное озеро на территории Казахстана. С запада на восток протянулось на 600 км. Особенность этого озера – западная его часть пресная, восточная – солёная. Воду западной части опресняет река Или. Восточная часть такого многоводного притока не имеет. Разную солёность удерживает впадающий полуостров, который делит озеро почти пополам. Существует легенда, что у богатого бая Балкаша была красавица дочь Или. Бай объявил праздник- той и победителю обещал в жены дочь. Красавица Или и бедный пастух Каратал любили друг друга. Или помогла Караталу выиграть состязание женихов. Но Балкаш не хотел отдать дочь бедняку. Тогда Каратал и Или бежали. Разгневанный отец не мог догнать беглецов. И тогда он превращает их в реки, а сам бросается на пути между ними и превращается в озеро, поглощая непослушную дочь. И озеро имеет цвет седой голубизны. В озере водятся ценные виды рыб: сазан, окунь. Водится ондатра. Есть судоходство. Слайд 21.
озеро Алаколь Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: (находят на карте). В переводе «пёстрое озеро» (вечером розовое, утром бирюзовое). Вода солёная (сравнима с морской). Лечит многие заболевания. Галька на берегу и грязи тоже целебны. Сам Чингизхан останавливался на берегу и лечил своих воинов. Космонавты очищались от космической радиации. Вода Алаколя благотворно влияет на весь организм. На озере гнездятся сотни тысяч птиц, водится рыба. Слайд 22. озеро Боровое Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: (находят на карте). Находится в Костанайской области в невысоких горах. Природа интересные фигуры из горных пород. Многие из них напоминают сказочных персонажей. Слайд 24. озеро Зайсан Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте: (находят на карте). Находится в восточном Казахстане. Огромное пресноводное озеро со множеством рыб. Его длина 100 км, ширина 30 км. Через озеро Зайсан протекает Иртыш. Слайд 14.
. Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению. На сушу приходится третья часть территории, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода или Океан! Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Есть один факт, довольно интересный – если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки , озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода везде…И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма. -Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь? Здесь сказать о том, что мало пресной воды. Большая часть Казахстана находится в засушливой зоне. Многие территории подвержены опустыниванию. Поэтому охрана вод – одна из основных проблем в государстве. Вода — одно из главных богатств на Земле. - Ребята, а что будет если исчезнет вода? Или вода на планете загрязниться и станет непригодной для питья. А такая угроза существует, чтобы было понятно почему предлагаю послушать сказку. (показ слайда – журчание ручья, можно, чтоб плавали рыбки). А вы ребята, внимательно послушайте сказку и ответьте на вопрос: из-за чего загрязняется вода? Я сказку начинаю дети продолжают. В это время на фоне журчит речка. - Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку! Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной… Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Обмелела на глазах. - Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Улитка - Соседка, почему ты такая красная? Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. Улитка - А ты почему жёлтая, как лимон? Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь. Улитка - А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Фиолетовая рыбка - Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора. Улитка - Ой, а это ещё кто? Чёрная рыбка - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти. Улитка - Да, уж досталось вам. Грустная сказка! Но и быль не радостней. В результате хозяйственной деятельности человека в мире наблюдается уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение многих водоемов, истощение запасов подземных вод. Ежегодно в моря и океаны, реки и озера попадает огромное количество нефти и горюче-смазочных веществ. Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям. Например, неэкономное использование в хозяйстве вод Сырдарьи и Амударьи привело к уменьшению уровня Аральского моря. Возросла соленость его воды. На Земле 6 миллиардов человек, из них 2 миллиарда не имеют возможности пить чистую питьевую воду. К 2030 г. 47 % мирового населения будут жить под угрозой водного дефицита. Предотвратить загрязнение водоемов позволит строительство очистных сооружений на производствах. - Ребята, а вы знаете кто из живых организмов является живым фильтром? Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям и животным, так называемым санитарам водоемов, живым фильтрам. К ним относятся камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт. Двустворчатые моллюски – беззубка и перловица – процеживают воду через свое тело. Фильтруют воду и небольшие рачки – циклопы и дафнии. А речной рак и вовсе является индикатором загрязненности. Он обитает только в чистой воде. В водопроводные трубы вода попадает из открытых водохранилищ, но прежде чем она попадет к нам, она проходит очистку, ее очищают от крупных примесей, отстаивают, фильтруют, обеззараживают хлором, озоном, затем еще раз отстаивают и только потом отправляют в водопроводную сеть. Такая очистка воды называется фильтрованием. В домашних условиях применяют бытовой фильтр. А сейчас мы с вами составим стихотворение используя метод синквейна. 7. Приём « Синквейн» - своеобразное стихотворение из 5 строк. (флипчарт, страница 25) 1 строка- название темы ( имя существительное ) 2 строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными ) 3 строка – описание характерных действий предмета (три глагола ) 4 строка – фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме. 5 строка – синоним, который повторяет суть темы. (флипчарт, страница 26) • Вода. • Обычная, удивительная. • Течёт, льётся, журчит. • Берегите воду! • Влага. 9. А сейчас мы проведем деловую игру. Представим себе, что каждый из вас на несколько минут стали акимами города. Что вы можете предложить для водосбережения в быту и повышения качества питьевой воды? (Заслушиваются ответы учащихся). Задание опережающего характера, работы проверить заранее, прослушать наиболее удачные. Вывод: Все меры, предложенные нашими акимами, эффективны. Добавлю лишь то, что в тех случаях, когда отсутствует возможность повысить качество водопроводной питьевой воды, приходится использовать бутилированную воду, извлеченную из земных глубин. Не стоит забывать и о бытовых фильтрах для очистки водопроводной воды. А сейчас я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Над нами не каплет» подумайте что вы можете сделать для того чтобы сберечь воду? Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, нашей страны и всей планеты. А сейчас я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Над нами не каплет» подумайте что вы можете сделать для того чтобы сберечь воду? - Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы. Задание на дом. Параграф 24, 25, нарисуйте знаки охраны воды. Сочинить четверостишие из предложенных слов по теме охраны воды. Слова для четверостиший: река, вода, охрана, природа, человек, загрязнение, жизнь, красота, радость, океан, любовь, заводы, люди, отходы. Урок хотелось бы закончить словами французского летчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»
Чем отличаются реки и озёра? (В реках вода находится в постоянном движении, а в озере – вода стоячая. У реки есть исток, русло, приток, устье, правый и левый берега, а у озера их нет.)3. Подведение итога урока. Возвращение к таблице: • Что нового узнали? • Что поняли? • Где я могу это применить?
Что можно предпринять? (Очищение реки.)
- Вы не представляете, какое полезное дело вы совершили. Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, дают нам электроэнергию, служат местами отдыха. Но человек неразумно использует реки: загрязняет их, уродует дно берега, реки мелеют и исчезают.
- Я думаю, что ни один из вас никогда не сотворит злого. А, оказавшись на природе, последует нашему примеру. Ведь очищая природу, человек становится чище душой!
Слайд № 18
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
7. – Оказывается, ребята, вода находится в опасности. Почему? (ответы детей)
Бурное развитие промышленности в начале 20-го века привело к значительному загрязнению водоемов. А чтобы этого не происходило, что нам с вами необходимо делать? (не расходовать воду напрасно, беречь воды, не загрязнять ее.)
Итог урока.
- Итак, давайте подведем итог нашему уроку.
- Скажите, что нового вы сегодня узнали?
- Так какие же части имеет река?
- В чем разлитие реки и озера?
- О каких реках и озерах Казахстана вы услышали сегодня на уроке?
(Работа в листах.)
Домашнее задание.
стр. 54-56 прочитать, ответить на вопросы;
стр. 56 выполнить задание 1, 2.
Рабочий лист
Ф.И. ___________________________________________________________
Какую часть Земли занимает вода? __________________________________
Перечисли свойства воды? _________________________________________
В каких состояниях встречается вода в нашей жизни? __________________
Перечисли части реки? ____________________________________________
Назови реки в Казахстане? _________________________________________
В чем отличие озера от реки? _______________________________________
Перечисли озера Казахстана? _______________________________________
Подпиши, что изображено на схеме?
_________________________________________
45720054864010. Подпиши какая из речек горная, а какая – равнинная?
3771900231140
______________________________________________________
Заполни таблицу.
Что я знаю. Что я узнал. Что я хочу узнать.
– Чтобы материал урока остался у вас в памяти, мы составим и нарисуем опорный конспект в тетради.
Реки РК: Иртыш, Сырдарья,Урал, Ишим, Или, Чу, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз …
Озёра РК: Каспийское, Аральское, Балхаш, Зайсан, Алаколь, Тенгиз…
Подведём итог урока с помощью синквейна1) Понятие. (Реки, озёра).
2) 2 прилагательных. (Горные, равнинные).
3) 3 глагола. (Текут, кормят, поют).
4) Фраза о реке. (Глаза голубые земли).
5) Вывод, обобщение.
Итог
Начало реки – это … исток
Место, где река впадает в озеро или в море - …
Устье
Углубление в земле, по которому течёт река …
Русло
Озеро Балхаш пресное или солёное?
Наполовину-пресное, наполовину-солёное.
Для каких рек характерно быстрое и бурное течение?
Горных
Перед вами физическая карта РК. - Научимся правильно показывать реки.
- Откуда надо начинать показывать? – Верно с истока к устью.
- Мы очень много с вами ребята узнали. Как прекрасна наша республика . Но всю эту красоту надо охранять и защищать. Человек очень беспечно относится к запасам чистой природной воды. А ведь чистая вода – залог здоровья! На охрану чистоты водоёмов направлены специальные законы по возведению очистных сооружений.
- А что ещё нельзя делать вблизи водоёмов? (запреты застройки около водоёмов, не разрешается мыть машины, засорять воду мусором и другими отходами)
7. Итог урока. Оценивание знаний
Слайд 12: Видео – загрязненная вода.
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая….
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез….
Как будто люди целью задались
Убить ее – и своего добились.
Когда я читала вам это стихотворение, мне вспомнилась речка Лихоборка, которая протекает по нашему Северному округу.
Слайд 13: ЛихоборкаРечка находилась на грани уничтожения. Грязная вода, разбросанный по берегам мусор, и целлофановые пакеты, плавающие в воде… И очень хорошо, что сейчас ее начали очищать и облагораживать. Какие источники загрязнения вы можете назвать?
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ: нефть и нефтепродукты, промышленные отходы, сельскохозяйственные отходы, радиоактивные отходы, тепловое загрязнение вод, загрязнение вод продуктами переработки лесной промышленности и т. д.
Слайд 14: Чистая вода
Обсуждаются мероприятия по охране вод от загрязнения. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:
а) Есть ли реки, озера, пруды в нашем городе? Как они называются? В каком состоянии они находятся?
б) Что необходимо сделать для сохранения в городе небольших рек и ручьев? Какое участие в этом можете принять вы и ваши друзья?
в) Кто и чем загрязняет реки нашего города? Какие работы по очистке рек проводятся?
Закрепление пройденного материала.
Самостоятельная работа: « Анализ проблемных ситуаций».
Задания: (по карточкам).
ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку;
б) оставите на берегу;
в) поступите как-то иначе.
ГРУППА 2: После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать – пусть природа сама разбирается;
б) наловлю, чтобы сварить уху;
в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
ГРУППА 3: Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на реку;
в) поступите как-то иначе.
ГРУППА 4: Катаясь на лодке, вы встречаете много цветущих водных растений, как вы поступите?
а) просто полюбуетесь их красотой?
б) решите, что нужно собрать букет и сорвете их;
в) решите, что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их.
Варианты ответов выслушиваются и обсуждаются.
Подведение итогов урока с вручением удостоверений «Юный эколог».
Учитель всех благодарит за работу на уроке.
Теперь закройте глаза и расслабьтесь.
Слайд15: Чистая вода + звук воды для релаксаПодумайте о дорогом для вас месте. Это может быть место по соседству, или те края, куда вы каждый год уезжаете на каникулы, где можно отдохнуть и подумать, где вам нравится бывать. Обратите внимание на свои ощущения. Посмотрите, что вас окружает. Может быть, это деревья, озеро или океан, равнины или горы. Наверняка там будет вода. И пусть навсегда это место останется чистым и красивым. Это возможно, потому что это зависит от нас.
ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ
Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как, природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихаяУчасть не постигла
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!