Мастер-класс по теме Групповая работа над проектом на уроке в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №24 Кировского района Волгограда»
400021, г.Волгоград, Телефоны: 44-90-68, 44-90-67
ул. Кирова, д.94 б [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Районный фестиваль профессионального
мастерства «Методическая мастерская»
конкурс мастер-классов
«Методические находки»
Групповая работа над проектом
на уроке в начальной школе
Подготовила
Солдаткина Лилия Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СШ № 24
Волгоград, 2015
Конспект проведения мастер-класса
Тема: Групповая работа над проектом на уроке в начальной школе
Цель: участники имеют представление об использовании метода проекта в рамках урока
Участники: педагоги.
Регламент: 40 минут.
Форма проведения: мастер-класс.
Обеспечение: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме «Групповая работа над проектом на уроке в начальной школе», раздаточный материал для участников; иллюстративный и текстовый материал для работы в группах для имитационной игры; учебники 2 класса и раздаточный материал для этапа моделирования.
Ход мастер-класса
1 этап. Презентация педагогического опыта (3 мин)
- Добрый день, уважаемые коллеги. Мне хотелось бы поделиться с вами своим педагогическим опытом организации групповой работы над проектом в рамках урока (слайд 1).
Основные идеи технологии
В основу метода проекта положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
В качестве рабочего определения предлагаю следующую формулировку метода проекта: проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или иной формы презентации (слайд2).
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД – действий по самостоятельному конструированию своих знаний, умений ориентироваться в информационном пространстве, взаимодействовать для поиска информации и достижения цели, развитие творческого и критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами, условно делится на этапы (слайд 3).
Эффективность технологии
Если говорить об эффективности данного метода, то хочется привести следующие данные. На начало учебного года при педагогической диагностике ребята второго класса на вопрос «Мой любимые уроки » на первое место ставили технологию или ИЗО, окружающий мир был на третьем или четвёртом месте. Думала, их выбор обоснован тем, что это «лёгкие» уроки. Но я ошибалась. Ребят привлекает в этих уроках то, что каждый из них является участником творческой деятельности, роль учителя сведена к минимуму, и обязательно виден результат (в отличие от упражнения или задачи, с которым ученик может не справиться). На начало марта провела опрос и была приятно удивлена его результатами: у 15 ребят из 18 (83%) на первом месте стоит окружающий мир.
Метод проектов имеет ряд существенных преимуществ:
- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов
- даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
- работа в группе над проектом сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и отвечать за совместную работу;
- работает на формирование метапредметных УУД (слайд 4).
Проблемы и перспективы данной технологии
Прежде чем говорить о проблемах и перспективах данной технологии, обратите внимание на доску:
Знаем
Хотим узнать
Узнали
Давайте определим, что мы знаем по теме.
Участники называют известные им сведения и факты, а мастер записывает их в первую колонку. Предполагаемые ответы:
- определение метода проекта;
- зачем нам нужен метод проектов;
- типологию проектов;
- этапы проекта;
- критерии внешней оценки проекта;
Что хотим узнать?
Очевидно, участники скажут, что им хотелось бы подробнее узнать о системе действий учителя и учащихся на разных этапах проведения проекта, об алгоритме формирования у учащихся проектных умений. Мастер заносит их во вторую колонку.
Я тоже столкнулась с потребностью в этих знаниях. И начала с изучения имеющейся литературы по данной проблеме.
Работа над проектом – как внеклассная и внеурочная форма - более или менее разработана, и зачастую предполагает индивидуальную работу учителя с 1 учеником или работу всего класса или одной группы над одной проблемой. Материала же по обучению работы над проектом в течение 1 урока и в начальном звене недостаточно. С какими же проблемами приходится сталкиваться учителю, который решил внедрять работу над проектом на уроке:
- недостаточная разработка этого метода для урочной формы работы;
- подбор иллюстративного материала требует временных и материальных затрат (наличие цветного принтера);
- трудно с подбором текстового материала - он должен быть кратким и ёмким, чтобы у ребят была возможность за 20 минут прочитать, осмыслить и переработать, выбрав необходимое (слайд 5).
Так как метод проекта является эффективным средством формирования УУД и в его основе лежит деятельностный подход, я думаю, этот метод будет очень востребован и общими усилиями в скором времени будет достаточно разработанных материалов, чтобы учитель смог, не затрачивая много времени на подготовку, систематически применять этот метод на уроках при изучении различных дисциплин.
2 этап. Представление системы учебных занятий (5 мин)
Обучению работы над проектом в рамках урока в группах постоянного состава я начала со 2 класса при изучении тем дисциплины «Окружающий мир». Для этого мне пришлось:
просмотреть содержание тем, подлежащих усвоению во 2 классе, с точки зрения возможности «расщепления» проблемы на 3 подтемы, которые будут предложены группам (примеры см. Приложение 2). Это в дальнейшем на уроке обеспечивает мотивированное внимание к работе другой группы, так каждая команда раскрывает только часть проблемы, а целое составится только после выступления всех групп;
сформировать группы постоянного состава с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и чтобы в каждой группе оказались и ребята – лидеры, и умеющие быстро писать и рисовать, и умеющие хорошо читать и выбирать информацию из текста;
разработать стандартизированные шаблоны для этапов планирования и контроля действий (Листы планирования и продвижения по заданию, см. Приложение 3), для этапа рефлексии (Листы самооценки, см. Приложение 4). Листы заданий тоже имеют постоянную структуру, меняется практически только первый абзац в зависимости от изучаемого материала (см. Приложение 2). Также заранее приготовлены шаблоны для плакатов «Список группы», «Использованные источники»;
подбирать иллюстративный и текстовый материал к темам. На первом этапе материал, предложенный группам, соответствует теме. Затем добавляется избыточный информационный ресурс, что обеспечивает самостоятельность учащегося в выборе;
обеспечить наличие необходимой материальной базы: ватманов, маркеров, клея, тетрадных листов для текста, разноцветных стикеров для оценки работ, затем свободный доступ к компьютерной технике и другому оборудованию.
Внедрение метода проекта для групповой работы на уроке происходило постепенно (см. Приложение 7). Сначала ребята узнали, что это такое – проект, в течение нескольких уроков практически знакомились с основными его этапами, изучали Листы планирования и продвижения, Листы самооценки, основные части Листов заданий, определились с обязанностями в группах. И так как мы только первый год учимся работать над проектом, то на этапе рефлексии анализируем и оцениваем не только результат работы над проблемой, но и наши успехи и недочёты в овладении самой формы работы - проекта. Самым сложным для ребят пока является планирование и формулирование этапов деятельности («Что делаем») и защита проектов.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, презентации, рефлексии и координации.
В комплекте материалов по данной теме (так называемых «раздатках») вы можете найти схему этапов работы над проектом, Листы заданий по темам по окружающему миру для 2 класса, которые разделены на подтемы для организации групповой работы над проектом на уроке по УМК «Перспектива». Также вам предложены стандартизированные шаблоны « Листы планирования и продвижения по заданию», «Листы самооценки».
3 этап. Проведение имитационной игры (20 мин)
С участниками мастер-класса, которые будут выступать в качестве учеников 2 класса, обучающихся по УМК «Перспектива», проводится имитационная игра по изучению темы «Весенние изменения в неживой природе» в форе проекта. Участники делятся на 3 группы.
Дальнейшую работу с участниками мастер-класса удобнее представить в виде таблицы.
1 этап. Актуализация знаний
Деятельность мастера
Деятельность участников
- Я рада сегодня приветствовать вас.
-Как светло в классе от ваших любопытных сияющих глаз.
- А как вы думаете, почему у меня в руках солнышко?
- Свои предположения вы сможете проверить, если будете внимательно работать на уроке.
- Прикрепим наше солнышко к доске, пусть оно создаёт нам радостное настроение.
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение-загадку.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
-А с чем связано, что тает снежок, день прибывает?
Учащиеся слушают, опираясь на собственный жизненный опыт, дают ответы.
-От солнышка тоже тепло и светло.
- Солнышко тоже сияет.
- Может, это как-то связано с темой урока.
- Весной.
- С солнцем.
2 этап. Создание проблемной ситуации
- Откуда вы знаете, что «тает снежок, день прибывает», солнце стоит выше?
- Замечательно, когда у нас есть возможность своими глазами видеть и наблюдать происходящее вокруг.
- Как вы думаете, у всех есть возможность наблюдать весну?
- Вчера я получила на адрес нашего класса любопытное письмо. Послушайте:
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители далёкой Антарктиды – пингвины. На нашем материке работают двуногие существа с руками вместо крыльев, называют себя людьми. У нас снег, морозы и метели круглый год, недаром наш материк называется белым. А люди, приехавшие с вашего материка из России, стали говорит о какой-то весне, которая сейчас наступила у них дома. Мы пингвины – птицы любознательные. Расскажите, пожалуйста, что это за весна.
Заранее благодарны, пингвины» (см. Приложение 6)
- Мы это сами видели, наблюдали на улице.
-Уже идёт март. И в другие года так было весной.
Предположения участников.
3 этап. Целеполагание
- Что скажете, ребята?
- Под силу нам помочь пингвинам?
- Достаточно ли нам собственных наблюдений, чтобы ответить на вопрос?
- Как мы можем получить дополнительную информацию?
- Какова цель нашей работы?
- В начале урока вы мне сказали, что весенние изменения начинаются из-за солнца. Солнце относится к живой природе или к неживой?
- Скажите, а весенние изменения происходят только в неживой природе?
- Как вы думаете, успеем мы за урок подготовить сообщение о весенних изменениях и в неживой, и в живой природе?
Предложить раскрыть одну часть, если будет достаточно времени, можно будет попытаться приступить ко второй части.
- С чего начнём: с изменений в живой или неживой природе? Почему?
-
- Да.
- Нет, мы не видели, какие изменения происходят весной за городом.
- С помощью учебника, энциклопедий, спросить у взрослых, в интернете.
- Рассказать пингвинам, что такое весна.
- И с живой, и с неживой.
- Неживой.
- И в неживой, и в живой.
Мнения могут разделиться.
-О весенних изменениях в неживой природе, так как все эти изменения связаны с солнечным теплом.
4 этап Проектная групповая работа
4.1. Этап планирования
Мастер выполняет функцию организатора и корректирует работу групп.
Учитель выдаёт каждой группе Лист задания (см. Приложение 1) и Лист планирования и продвижения по заданию (см. Приложение 2)
Когда группы определились с темой, выдаёт дополнительный раздаточный материал по конкретной теме (см. Приложение 8).
Выполняет роль организатора при выполнении группами работы над плакатом, следит за временем и соблюдением дисциплины.
Каждая группа получает Лист задания и Лист продвижения по заданию, выбирают себе тему, договариваются с другими группами, чтобы тема не повторялась. Затем командиры подходят к учителю за дополнительным раздаточным материалом по своей теме.
Участникам предложены следующие темы:
1. Весенние изменения в неживой природе в городе.
2. Весенние изменения в неживой природе за городом.
3.Отражение весенних изменений в неживой природе в искусстве.
Согласно Листу задания группа обсуждает и выбирает форму представления сообщения, отмечает в Листе планирования и продвижения по заданию, обсуждают, что им нужно сделать и составляют план работы, распределяют обязанности и фиксируют в Листе планирования и продвижения по заданию.
4.2. Этап выполнения проекта
Учебные действия по реализации плана
Выполняет роль организатора при выполнении группами работы над плакатом, следит за временем и соблюдением дисциплины.
Выполняют намеченные работы и отмечают выполненное в Листе планирования и продвижения.
4.3. Этап защиты проекта
Выполняет роль организатора при защите группами проекта, поддерживает интерес и познавательную активность, создаёт ситуацию успеха для каждого, следит за временем и соблюдением дисциплины.
После защиты каждой группы организует вывод по теме.
Важно, чтобы в защите проекта по возможности участвовал каждый участник группы.
1 группа защищает свой проект, остальные слушают. В Листе задания прописано, что каждому предстоит оценить выполненный группой проект и его защиту, что дополнительно стимулирует произвольность внимания.
При защите группы по теме «Весна в искусстве» мастер использует проектор для увеличения размера репродукции.
4.4. Этап рефлексии
- Итак, какова была цель нашей работы сегодня на уроке?
- Вы видите проектные работы групп, услышали защиту. Оцените работу групп: прикрепите свой стикер к той работе, которая, по вашему мнению, была выполнена и презентована лучше.
- А теперь заполните лист самооценки, оценив работу своей группы и меру своего личного участия в работе над проектом.
Выдаёт лист самооценки, организует его заполнение.
- Подготовить сообщение для пингвинов, какие весенние изменения происходят в неживой природе у нас.
Оценивают выполненный группой проект и его защиту с помощью стикера (клейкая цветная полоска), который каждый после выступления всех групп крепит к той работе, которая им больше всего понравилась.
Получают лист самооценки, оценивают свой вклад в работе над проектом.
5 этап. Домашнее задание
Подвести к самостоятельному формированию домашнего задания, предусмотреть творческий и дифференцированный подход с возможностью выбора уровня сложности
- На следующем уроке нам предстоит подготовить сообщение о весенних изменениях в живой природе. Как вы думаете, каким может быть домашнее задание?
- Подобрать интересные факты по данной теме или прочитать об этом в учебнике.
4 этап. Моделирование (10 мин)
Участникам мастер-класса, которые так и остаются в тех группах, на которые были поделены для проведения имитационной игры, предлагаются для самостоятельной работы Листы заданий по конструрированию собственной модели учебного занятия в режиме проекта. Участникам предстоит просмотреть материал учебника по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, выбрать тему, изучение которой можно организовать методом проекта и разделить его на три подтемы. В ходе выполнения участники ещё раз практикуются в работе по Листу планирования и продвижения по заданию, защите проекта и заполнению Листа самооценки. Проводящий мастер-класс выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей, управляет ею. С помощью цветных стикеров оценивается работа групп и заполняются Листы самооценки.
5 этап. Рефлексия (2 мин)
Вернёмся к нашей таблице и перейдём к третьей колонке нашей таблицы. Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во второй колонке, причём располагать ответы надо параллельно соответствующим вопросам второй колонки, а прочую информацию (спросить о которой раньше не приходило в голову) надо расположить ниже.
Вопросы, которые остались без ответа, свидетельствуют о том, что у каждого из нас есть возможность внести свой вклад в разработку и решение данной темы.
Приложение 1
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или иной формы презентации.
Этапы работы над проектом
Выбор темы проекта
Постановка целей и задач
Планирование проектной деятельности
- определение источников информации
-определение способов сбора и анализа информации
- определение формы представления результата (итоговый продукт)
- выработку критериев оценки результатов работы
- распределение обязанностей среди членов команд
Реализация проекта
Презентация
Оценка и самооценка
Из истории возникновения проектного обучения
Достаточно чётко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В России метод получил резонанс после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 год). В основе системы лежат следующие идеи Дьюи, лая, Торндайка и других американских учёных:
- с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим;
- деятельность строится не в русле учебного предмета, то есть носит надпредметный характер;
- опора на сиюминутные увлечения детей;
- истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения.
Основатели выдвинули лозунг «Всё из жизни, всё для жизни», поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Один из теоретических последователей метода проектов как системы Карл Фрей позже выделил 17 отличительных черт проектного обучения, среди которых хочется обратить внимание на следующие:
- участники проекта берут проектную инициативу от кого-либо в жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- они развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело, они информируют друг друга о ходе работы, вступают в дискуссии и т.д.
В 20-30-х годах в 20 века в российских школах широко использовался метод проектов. Его применение было нацелено на развитие ученика, вместе с тем метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы.
Приложение 2
Листы заданий для групп при работе на уроке над проектами
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ « Весенние изменения в неживой природе» 2 класс
Задание
Вы получили письмо от пингвинов, которые живут на Антарктиде. Вам предстоит подготовить и представить сообщение о весенних изменениях в неживой природе в вашей местности.
Выберите какую-нибудь одну тему:
1.Весенние изменения в неживой природе в городе.
2. Весенние изменения в неживой природе за городом.
3. Весна в искусстве.
Подготовьте и оформите плакат или другую форму, содержащие:
1) заголовок – название выбранной вами темы;
2) небольшой текст – сообщение по выбранной вами теме;
3) 2 – 3 вопроса к составленному вами тексту;
4) иллюстрации к тексту и подписи к ним;
В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.
Для выполнения задания вы можете использовать:
- книги и справочники;
- информационные материалы;
- иллюстративные материалы;
- ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения. Договоритесь с другими группами, чтобы тема не повторялась.
Обсудите и выберите форму представления сообщения.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы.
Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 15 минут.
Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчёты других групп.
Оцените выполненные вами работы – свою и других групп: прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Плакат вы можете оформить, например, так:
ГРУПОВОЙ ПРОЕКТ « Зимняя жизнь птиц и зверей» 2 класс
Задание
Вы получили письмо от обезьянок, которые живут в джунглях Африки. Вам предстоит подготовить и представить сообщение о зимней жизни птиц и зверей, живущих в нашей стране.
Выберите какую-нибудь одну тему:
1.Зимняя жизнь птиц.
2. Зимняя жизнь зверей.
3. Заботимся о братьях наших меньших.
Подготовьте и оформите плакат или другую форму, содержащие:
1) заголовок – название выбранной вами темы;
2) небольшие тексты – сообщения по выбранной вами теме;
3) 2 – 3 вопроса к составленному вами тексту;
4) иллюстрации к тексту и подписи к ним;
В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.
Для выполнения задания вы можете использовать:
- книги и справочники;
- компьютер;
- информационные материалы;
- иллюстративные материалы;
- ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения. Договоритесь с другими группами, чтобы тема не повторялась.
Обсудите и выберите форму представления сообщения.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы.
Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 15 минут.
Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчёты других групп.
Оцените выполненные вами работы – свою и других групп: прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Плакат вы можете оформить, например, так:
ГРУПОВОЙ ПРОЕКТ « Зимний труд» 2 класс
Задание
Вы получили задание от учителя. Вам предстоит подготовить и представить сообщение о зимнем труде.
Выберите какую-нибудь одну тему:
1.Старинная работа зимой.
2. Зимняя работа в городе.
3. Зимняя работа в деревне.
Подготовьте и оформите плакат или другую форму, содержащие:
1) заголовок – название выбранной вами темы;
2) небольшие тексты – сообщения по выбранной вами теме;
3) 2 – 3 вопроса к составленному вами тексту;
4) иллюстрации к тексту и подписи к ним;
В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.
Для выполнения задания вы можете использовать:
- книги и справочники;
- компьютер;
- информационные материалы;
- иллюстративные материалы;
- ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения. Договоритесь с другими группами, чтобы тема не повторялась.
Обсудите и выберите форму представления сообщения.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы.
Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 15 минут. Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчёты других групп.
Оцените выполненные вами работы – свою и других групп: прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Плакат вы можете оформить, например, так:
ГРУПОВОЙ ПРОЕКТ « Невидимые нити в зимнем лесу» 2 класс
Задание
Вам предстоит доказать, что жители зимнего леса связаны между собой невидимыми нитями.
Выберите какую-нибудь одну тему:
1.С кем дружит ель?
2. С кем дружит дуб?
3. С кем дружит рябина?
Подготовьте и оформите плакат или другую форму, содержащие:
1) заголовок – название выбранной вами темы;
2) небольшие тексты – сообщения по выбранной вами теме;
3) 2 – 3 вопроса к составленному вами тексту;
4) иллюстрации к тексту и подписи к ним;
В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.
Для выполнения задания вы можете использовать:
- книги и справочники;
- компьютер;
- информационные материалы;
- иллюстративные материалы;
- ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения. Договоритесь с другими группами, чтобы тема не повторялась.
Обсудите и выберите форму представления сообщения.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы.
Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 15 минут.
Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчёты других групп.
Оцените выполненные вами работы – свою и других групп: прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Плакат вы можете оформить, например, так:
Приложение 3
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «_________________________________________________________________»
Лист планирования и продвижения по заданию
Код класса __________ Номер группы _______________
Название группы ________________________________________________
Тема, выбранная группой ______________________________________________________________________
(Запишите выбранную вами тему)
Форма представления проекта
(Отметьте V выбранную вами форму или предложите свою )
Плакат
Компьютерная презентация
Устное сообщение
____________________________________________
Начало работы __ ч ___ мин Окончание работы __ ч _____ мин
Что делаем
Кто делает
Отметка о выполнении
( + или -)
Приложение 4
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «_________________________________________________________________»
Лист самооценки
Код класса __________ Номер группы _______________
Название группы ________________________________________________
Фамилия и имя ____________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
Да, все работали одинаково.
Нет, работал только один.
Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
Работали дружно, ссор не было.
Работали дружно, спорили, но не ссорились.
Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
Да, всё получилось хорошо.
Нравится, но можно было бы сделать лучше.
Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х.
Почти всё Я сделал(а) очень много,
сделали без меня I---I---I---I---I---I---I---I---I---I---I без меня работа бы не
получилась
Приложение 5
Письмо пингвинов для проекта
«Весенние изменения в неживой природе»
Здравствуйте, ребята!
Пишут вам жители далёкой Антарктиды – пингвины. На нашем материке работают двуногие существа с руками вместо крыльев, называют себя людьми. У нас снег, морозы и метели круглый год, недаром наш материк называется белым. А люди, приехавшие с вашего материка из России, стали говорит о какой-то весне, которая сейчас наступила у них дома. Мы пингвины – птицы любознательные. Расскажите, пожалуйста, что это за весна.
Заранее благодарны, пингвины.
Приложение 6
Литературный материал к теме
«Отражение весенних изменений в неживой природе в искусстве»
1. К нам весна шагаетБыстрыми шагами,И сугробы тают под её ногами.Чёрные проталиныНа полях видны.Видно очень тёплые ноги у весны. И. Токмакова
2. Ласточка примчалась Из-за бела моря, Села и запела: Как февраль ни злися, Как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик - Всё весною пахнет!
Аполлон Майков
3. Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
С. Я. Маршак
4. Рыхлый снег темнеет в марте, Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте На стене.
С. Я. Маршак
5. Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
Льдины движутся гурьбой
В страхе и в тревоге,
Будто стадо на убой
Гонят по дороге.
Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет -
Нет ему возврата!
Кое-где на льду навоз
И следы полозьев.
Чьи-то санки лед унес,
Крепко приморозив.
Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину.
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.
А ведь этой глыбой льда,
Толстой, неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.
Пусть же тает старый лед,
Грязный и холодный!
Пусть умрет и оживет
В шири полноводной!
С.Я. Маршак
6. Загадки о весне
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это?...
7. Пословицы о весне
Зима весну пугает, да сама тает.
Весна - зажги снега, заиграй овражки.
Весна отмыкает ключи и воды.
Весною сверху печёт, а снизу морозит.
Весной, что рекой прольёт - капли не видать; осенью ситцем просеет - хоть ведром черпай.
Весенний лёд толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
Весной - ведро воды, ложка грязи; осенью - ложка воды, ведро грязи.
Марток - надевай двое порток.
И в марте мороз на нос садится.
В марте день с ночью меняется, равняется.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
Апрель с водой, а май с травой.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Ранняя ласточка к счастливому году.
Приложение 7
Действия учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Разработка проектного задания
1.1.Выбор темы проекта
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель предлагает учащимся совместно подобрать тему проекта
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2.Выделение подтем в теме проекта
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Учащиеся выбирают себе подтемы или предлагают новую
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Выбирают одну из них для себя
1.3.Формирование творческих групп
Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся
Учащиеся определяют свою роль в работе над проектом
1.4.Подготовка материалов к работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задания для команд, отбор литературы
Учитель заранее разрабатывает задания, подбирает иллюстративный материал, литературу
Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответов могут вырабатываться в командах
1.5.Определение форм выражения итогов проектной деятельности
Учитель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах обсуждают форму представления результата проекта: плакат, альбом, натуральные объекты и т.п.
2.Разработка проекта
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3.Оформление результатов
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми требованиями к выбранной форме
4.Презентация
Учитель организует экспертизу
Докладывают о результатах своей работы
5.Рефлексия
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия
Приложение 8
Типология проектов
Признаки типологизации
Виды проектов
По доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная)
- практико-ориентированные
- информационные
- творческие
По предметно-содержательной области
- монопроект (в рамках одной области знания)
- межпредметный проект
По характеру координации проекта
- проект с открытой координацией
- проект со скрытой (неявной) координацией
По характеру контактов
- внутришкольный
- региональный
- международный
По количеству участников проекта
- индивидуальные
- парные
- групповые
- коллективные
По продолжительности
- краткосрочные
- долгосрочные
Формы представления результатов
- плакат
- проспект
- альбом
- видеофильм
- блокнот
- папка
- макет
- модель
- игра
- сценарий
- разработка
- компьютерный вариант
- стенд
- планшет
- раскладушка
- диафильм
- буклет
- афиша
- рисунки
- набор открыток
- заочная экскурсия
- викторина
- интервью
- реклама
- выставка
-
Приложение 9
Иллюстративный материал к этапу имитационной игры с участниками мастер-класса
Исаак Ильич Левитан «Март»
Борис Михайлович Кустодиев «Весна»
Константин Фёдорович Юон «Мартовское солнце»
Константин Фёдорович Юон «Весенний солнечный день»
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»
Исаак Ильич Левитан «Большая вода»
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Приложение 10
Существует множество подходов к оценке проектов. Наиболее удобной считают рейтинговую оценку. Выделяют пять критериев выполнения и пять критериев защиты проекта и каждый из них оценивается на 4 уровнях (0,5,10, 20 баллов). Итоговая оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три).
Критерии оформления и выполнения проекта:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Критерии защиты:
1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность, убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества группы: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ « Организация групповой проектной работы
на уроке при изучении темы в начальной школе»
Задание
Вам предстоит рассмотреть содержание программного материала учебников 2 класса по УМК «Перспектива» с точки зрения возможности изучения его в форме групповой проектной работы в течение урока.
Выберите какую-нибудь одну тему:
1. Организация групповой проектной работы в течение урока по окружающему миру.
2. Организация групповой проектной работы в течение урока по изобразительному искусству.
3. Организация групповой проектной работы в течение урока по технологии.
Подготовьте и оформите плакат или другую форму, содержащие:
1) заголовок – название выбранной вами темы;
2) небольшой текст – сообщение по выбранной вами теме;
3) 2 – 3 вопроса к составленному вами тексту;
4) иллюстрации к тексту и подписи к ним;
В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы и список источников информации.
Для выполнения задания вы можете использовать:
- книги и справочники;
- информационные материалы;
- иллюстративные материалы;
- ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения. Договоритесь с другими группами, чтобы тема не повторялась.
Обсудите и выберите форму представления сообщения.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы.
Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 15 минут.
Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчёты других групп.
Оцените выполненные вами работы – свою и других групп: прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Плакат вы можете оформить, например, так:
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «______________________________________________»
Задание
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите какую-нибудь одну тему:
1.______________________________________________________________.
2._______________________________________________________________.
3. _______________________________________________________________.
Подготовьте и оформите плакат или другую форму, содержащие:
1) заголовок – название выбранной вами темы;
2) небольшой текст – сообщение по выбранной вами теме;
3) 2 – 3 вопроса к составленному вами тексту;
4) иллюстрации к тексту и подписи к ним;
В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы и список источников информации.
Для выполнения задания вы можете использовать:
- книги и справочники;
- информационные материалы;
- иллюстративные материалы;
- ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения. Договоритесь с другими группами, чтобы тема не повторялась.
Обсудите и выберите форму представления сообщения.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы.
Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 15 минут.
Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчёты других групп.
Оцените выполненные вами работы – свою и других групп: прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Плакат вы можете оформить, например, так:
Планируемые информационные ресурсы для организации
групповой проектной работы при изучении темы «____________________________________________________________»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Планируемые информационные ресурсы для организации
групповой проектной работы при изучении темы «____________________________________________________________»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13PAGE \* MERGEFORMAT143915
Интересные факты
Рисунки
Рисунки
Рисунки
Вопросы к тексту
Текст
Рисунки
Заголовок
Иллюстрации
Состав группы:
Использованная литература
Интересные факты
Рисунки
Рисунки
Иллюстрации
Рисунки
Вопросы к тексту
Текст
Рисунки
Заголовок
Состав группы:
Использованная литература
Интересные факты
Рисунки
Рисунки
Иллюстрации
Рисунки
Вопросы к тексту
Текст
Рисунки
Заголовок
Состав группы:
Использованная литература
Интересные факты
Рисунки
Рисунки
Иллюстрации
Рисунки
Вопросы к тексту
Текст
Рисунки
Заголовок
Состав группы:
Использованная литература
Интересные факты
Рисунки
Рисунки
Рисунки
Вопросы к тексту
Текст
Рисунки
Заголовок
Иллюстрации
Состав группы:
Использованная литература
Интересные факты
Рисунки
Рисунки
Рисунки
Вопросы к тексту
Текст
Рисунки
Заголовок
Иллюстрации
Состав группы:
Использованная литература
Рисунок 1Рисунок 5дКопиOРAРработKРГрач8Рприлетел8РРРСаврасов0 ШкопиO)Рисунок 7Рисунок 33 ЂЦ
·