Конспект урока на тему Историко-географические регионы и политическая карта мира – этапы формирования (10 класс)


Класс: 10 Дата: № Урока: 18
ФИО учителя: Тацкая Анна Валерьевна
Тема: Историко-географические регионы и политическая карта мира – этапы формирования
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Вид урока: Урок-беседа
Методы: Словесный, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый
Цели обучения: Все учащиеся смогут: Назвать и показать на карте историко-географические регионы
Большинство учащихся будут уметь: Называть этапы формирования политической карты
Некоторые учащиеся смогут: Назвать главные отличительные характеристики некоторых регионов
Языковая цель: Учащиеся могут: изучить терминологию по данной теме на английском языке
Ключевые слова и фразы: Политическая география - political geography, страна - a country, государство - state
Предыдущее обучение: Расширить знания о геополитике
План:
Этап урока: Время Планируемые действия: Ресурсы:
Организационный момент 2 мин •взаимные приветствия учителя и учащихся;
•фиксация отсутствующих;
•проверка внешнего состояния классного помещения;
•проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);
•организация внимания. Этап всесторонней проверки знаний - - -
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний 2 мин Государство - state - это пространственный организм как в социальной, так и в природной среде. Как всякий живой организм, государство способно расти, развиваться или слабеть. Пространственное расширение, захват новых земель - это естественный для государства процесс роста.
Высказывание Фридриха Ратцеля (1844 1904) - "отец" геополитики или политической географии
Интернет
https://ru.wikipedia.org/-wiki/Ратцель,_ФридрихЭтап усвоения новых знаний 27 мин Историко-географический регион - совокупность стран, которым свойственны общность природных условий, физико - и экономико-географического положения, хозяйственной деятельности, истории и культуры народов, а также близость уровня социально-экономического развития.
Факторы изменяющие политическую карту:
Войны на различных уровнях
Лишение страны независимости, изменение границ территории
Межгосударственные и международные соглашения
Формирование новых независимых государств
Изменение названия страны и столицы
Распад и объединение государств
Изменение устройства и государственной системы управления страной
Перенос столицы страны в другой город
Историко-географический регион - совокупность стран, которым свойственны общность природных условий, физико - и экономико-географического положения, хозяйственной деятельности, истории и культуры народов, а также близость уровня социально-экономического развития.
Геополитика – наука, изучающая и анализирующая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, влияющие на стратегический потенциал государства.
Критерии:
Соседи
Взаимоотношения
Транзитное положение
Близость к очагам конфликтных зон
Наличие стратегических природных ресурсов Презентация,
Учебник по географии 10 класс,
География человеческой деятельности
Холина В.Н.
Этап закрепления нового материала 7 мин Самостоятельно найти и нанести на контурную карту:
16 регионов:
Западная Европа - Германия, Франция, Австрия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако;
Восточная Европа - Чехия, Словакия, Польша, Литва, Беларусь, Украина, Венгрия, Молдова, Румыния, Болгария;
СНГ – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия Таджикистан Туркмения, Узбекистан, Украина
Юго-Западная Азия - Турция, Грузия, Армения, Азербайджан, Сирия, Ливан, Израиль, Палестина, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн, Иордания;
Южная Азия - Индия, Пакистан, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивские о-ва, Банґладеш)
Центральная и Восточная Азия - Иран, Афганистан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан; Япония, Северная Корея, Республика Корея, Китай, Монголия, Тайвань
Юго-Восточная Азия - Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Филиппины;
Северная Америка -Канада, США;
Латинская Америка - Мексика, Ґватемала, Гондурас, Сальвадор, Коста-Рика, Панама, Белиз, Никарагуа; острова в Карибском море; Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия; Бразилия, Парагвай, Гвиана, Суринам, Гайана; Аргентина, Чили, Уругвай, Фолклендские о-ва;
Северная Африка - Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Судан, Западная Сахара
Западная Африка - Кабо-Верде, Гамбия, Сенегал, Гвинея-Бисау, Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-д'ивуар, Гана, Тоґо, Бенин, Нигерия, Нигер, Буркина-Фасо, Мали, Мавритания;
Центральная Африка - Чад, ЦАР, Камерун, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Ґабон, Конго, Заир (ДРК), Анґола;
Восточная Африка - Эритрея, Эфиопия, Джибути, Сомали, Кения, Уганда, Руанда, Бурунди, Танзания, Коморские о-ва, Сейшельские о-ва;
Южная Африка - Южная Африка, Намибия, Ботсвана, Свазиленд, Лесото, Зимбабве, Замбия, Малави, Мозамбик, Мадагаскар, Маврикий, Реюньон;
Австралия - Австралийский Союз, Новая Зеландия;
Океания - острова в Тихом океане. Этап информации учащихся о ДЗ, инструктаж по его выполнению 2 мин §16-17 читать, учить регионы на политической карте.
Учебник по географии 10 класс
Подведение итогов 2 мин Оценивание по количеству набранных смайликов:
4 смайлика – «5», 3 смайлика – «4» Рефлексия2 мин «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»
"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Что такое?
Какие виды?
Кто разработал?
Сколько ...?
Назовите ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Объясните, почему...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Может ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?