Рефлексивный отчет коучинга Технология организации групповой работы на уроке


Рефлексивный отчет
городского коучинга для молодых специалистов
Тема: «Технология организации групповой работы на уроке»
Место проведения: КГУ «ОСШ №22 города Темиртау»
Дата проведения: 10.12.2015 г.
Количество присутствующих: 13 человек
Цель: оказание поддержки коллегам в понимании необходимости применения групповой формы работы на уроке.
Задачи: обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике, выделить принципы кооперации, продемонстрировать приёмы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации (структуры взаимодействия).
Ожидаемый результат: участники будут иметь представление о групповой работе, будут знать, как формировать группы и организовывать деятельность внутри нее.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, маркеры, стикеры, листы для выполнения заданий, видеоролик.
Основная задача педагогического процесса в современной школе – это развитие ребенка.
Деятельность учителей нашей школы направлена на внедрение и реализацию новых форм и методов обучения, на изменение функции учителя и учащихся, так как мы понимаем, что наш традиционный урок не дает результатов: у детей пропал интерес к учебе, возможно, они не хотят слушать «назойливого» учителя. В результате этого мы должны изменить урок так, чтобы дать ребенку возможность реализовать себя.
Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.
Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.
Тема моего коучингa была выбрана обоснована, поэтому я решила познакомить учителей с групповой формой работы. Так как групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.
В коучинге приняло участие 13 молодых специалистов школ города. Для установления доброжелательного настроя мною был проведен круг радости «Подарок другу».

Для определения потребностей и ожиданий коллегам была предложено заполнить «Корзину идей», ответив на вопрос, «Что Вы ожидаете от данного мероприятия?».

Для самостоятельного определения темы коллеги просмотрели видеоролик «О важности команды». При помощи наводящих вопросов я подвела к тому, что нужно менять подходы в обучении. Новая Программа уровневой подготовки предоставляет возможности работать по-новому, которая предполагает внедрение в практику идей 7 модулей. Одним из новых подходов в обучении является организация групповой работы на уроке.
В целях достижения практических навыков применения форм групповой работы коллеги были разделены на 3 группы. Участникам было предложено по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разными интонациями: задумчиво, с удовольствием, с гордостью.

Для обоснования практической необходимости использования групповой формы работы, применила структуру «Снежный ком». Как вы понимаете, что такое взаимодействие? Каждый член группы работал над подготовкой ответа самостоятельно, затем члены группы обсуждали свои результаты и готовили вариант материала в парах. Пары представили свои материалы на обсуждение группы. Группа представила итоговый вариант материала.

Первоначальной моей задачей являлось обучение учителей правилам групповой работы и назначение ролей в группе. Для систематизации знаний по данному вопросу коллеги путем обсуждения определили:
группа «Задумчивые» - поведение учителя на уроке с применением групповой формы работы;
группа «Радостные» - виды оценивания групповой работы;
группа «Гордые» - принципы выбора заданий для групповой работы.
При выполнение данного задания в группе распределены роли: тайм-кипер, спикер, скептик, художник – оформитель, наблюдатель и т.д.При обсуждении и презентации конечного продукта коллеги внимательно слушали и слышали друг друга, так как задавали вопросы. Во время обсуждения данного задания участники отметили, что, не смотря на некоторые разногласия во мнениях, с помощью конструктивного диалога им удалось достичь конечного результата. Так же отметили что, работая в группе работоспособность, повышается, так как присутствует командный дух. Считаю, что мне удалось ввести коллег в курс темы.

Видя усталость в глазах коллег, я как коуч понимала, что не смогу продолжать коучинг, поэтому предложила им творческое упражнение «Творю-осознаю-меняюсь». Участникам занятия выразили свои чувства, мысли и ощущения в виде рисунка «Я часть целого».

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. Обмен опытом структура «Паук». Какие способы деления Вы применяете на своих уроках?

Итоги коучинг занятия были подведены с помощью приема «Метод углов». В течение трех минут первая группа обсуждала и представила положительные стороны применения групповой формы работы на уроке, вторая группа – отрицательные стороны, третья группа, выслушав мнение двух групп, подвила итог «Положительные и отрицательные стороны применения групповой формы работы на уроке».

Рефлексия проведена методом «Незаконченное предложение»
1. Во время знакомства
Я услышала ____________________________________________________
Я почувствовала ________________________________________________
Я увидела ______________________________________________________
Я узнала _______________________________________________________
2. Во время работы в творческой группе (название) _______________
Я услышала ____________________________________________________
Я почувствовала ________________________________________________
Я увидела ______________________________________________________
Я узнала _______________________________________________________
3. Работа творческой группы похожа на:
- полет в самолете, так как _______________________________________
- дирижирование оркестром, так как ______________________________
- кулинарию, так как __________________________________________
4. В процессе работы на мероприятии я _________________________

В процессе коучинга я обосновала необходимость использования групповой работы на уроках, научила выявлять проблемы и преодолевать препятствия в использовании данной формы работы и как правильно организовать групповую работу на уроках.
Сильной стороной данного коучинг-занятия, считаю грамотно подобранные задания. Данные задания помогли коллегам понять важность распределения ролей в группе и необходимость поддержания диалога в процессе групповой работы. Коучинг-занятие по теме «Технология организации групповой работы на уроке» дал возможность молодым специалистам глубже узнать принципы деления на группы и распределения ролей внутри группы, а так же виды данной работы на уроках.
Проанализировав коучинг, я поняла, что учителя настроены и готовы меняться, и в своей практике будут изменять подходы к обучению, используя на уроках групповую форму работы.
Активное участие всех участников нa коучинге докaзaло мне, что они не равнодушны ко всем переменам, которые происходят в образовании нашей страны. Я думаю, что мои коллеги смогут правильно организовать групповую работу на своих уроках.
Считаю личным успехом - желание моих коллег внести изменения в своей педагогической практике. Ведь я смогла донести до них идеи модуля «Новые подходы в обучении», потому что при составлении заданий я старалась опираться на те проблемы, с которыми они сталкиваются.

Учитель второго уровня: Гончаренко Анна Олеговна